Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Дмитриевой Г.И., Коженовой Т.В.,
при секретаре Новиковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - Яковенковой Т.В. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 18 апреля 2012 года, по делу по иску Дударева В.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о понуждении к выдаче разрешения на формирование земельного участка.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения Дударева В.А., его представителей: чуб А.А., Костичева В.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 18 апреля 2012 года на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность принять решение, разрешающее Дудареву В.А. формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства "...", в месте, указанном на схеме.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п.4 ст.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003г. N23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" ветеранам труда, инвалидам для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки бесплатно.
В силу п.4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу закона гражданин имеет право на получение земельного участка в собственность, если отсутствуют установленные п.4 ст. 28 ЗК РФ запреты, земельный участок предназначен для испрашиваемых целей и свободен от прав других лиц.
Из материалов дела следует, что Дударев В.А. проживает в "...", является инвалидом второй группы, на него распространяется действие областного закона от 10.06.2003 г. N 23-з. Право истца на предоставление ему бесплатно в собственность земельного участка ответчик не оспаривал.
26.12.2011 Департамент отказал истцу в бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: "..." согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка, сославшись на размещение участка в санитарно-защитной зоне производственных объектов, где в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. N74 жилая застройка не допускается.
Поскольку Департамент является уполномоченным органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (Закон Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з"О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске"), то действия лица, которое будет осуществлять формирование земельного участка, по существу ставятся в зависимость от получения разрешения на такое формирование, которое должно быть выдано Департаментом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции обоснованно отметил в решении, что обязанность доказать обстоятельства, препятствующие формированию земельного участка, лежит на Департаменте, чего им сделано не было. Так Департамент не представил доказательств того, что рядом с испрашиваемым участком имеется предприятие, деятельность которого требует установления санитарно-защитной зоны, наличие проекта санитарно-защитной зоны, её границы.
Принимая указанное решение, суд правильно руководствовался сообщением Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, который указал, что в месте расположения испрашиваемого земельного участка санитарно-защитная зона не утверждалась.
Суд, не установив обстоятельств, препятствующих разрешению формирования земельного участка под ИЖС, законно и обоснованно удовлетворил требования истца.
Доводы жалобы сводятся к мотивам, которые проверил суд первой инстанции и обоснованно опроверг, правильно определив обстоятельства, имеющие значение по делу, распределив бремя по доказыванию, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, дав им надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 18 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - Яковенковой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.