Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего: Малькова А.Г.
судей: Назаренко Т.Н., Сухарева Г.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Вяземского городского поселения ... на решение Вяземского городского суда Смоленской области от 09 марта 2011 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., заключение прокурора Афанасьевой Т.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
межрайонный прокурор ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Вяземского городского поселения ..., ООО "Вяземский Водоканал" о понуждении совершить определенные действия. В обоснование требования указал, что по результатам проверки состояния пожарных гидрантов, находящихся на территории ... ПЧ-12 установлено, что пожарный гидрант (Т-150), расположенный по адресу: ... водоразборная колонка находится в неисправном состоянии, занижен, смещен, отсутствует указатель пожарного гидранта, что является нарушением норм пожарной безопасности, при возникновении пожара не сможет обеспечить возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара, может привести к гибели граждан и уничтожению имущества. Просил суд обязать ответчика принять меры по приведению вышеуказанного пожарного гидранта в исправное состояние и установлению его указателя. Уточнив требования, прокурор просил суд обязать администрацию Вяземского городского поселения привести пожарный гидрант (Т-150), расположенный по указанному адресу в исправное состояние, а ООО "Вяземский Водоканал" установить указатель данного пожарного гидранта.
Представитель Администрации поселения требования не признал, ссылаясь на то, что приведение пожарных гидрантов в исправное состояние к компетенции администрации Вяземского городского поселения не относится, кроме того, администрации на праве собственности указанные объекты не принадлежат.
Представитель привлеченного в качестве соответчика ООО "Вяземский Водоканал" не возражал против удовлетворения требования о возложения на общество обязанности установить указатели пожарного гидранта.
Обсудив доводы жалобы и поверив материалы дела, Судебная коллегия находит решение суда правильным.
Согласно п.8 и п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, вопросы участия в
предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечения первичных
мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", определяет первичные меры пожарной безопасности как реализацию принятых в
установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и
имущества от пожаров, а также ч.3 ст. 10, в соответствии с которой финансовое обеспечение
мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является
расходным обязательством муниципального образования.
Статья 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года "Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что первичные меры пожарной
безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления
по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического
обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, осуществление
мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, в том
числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения,
В соответствии со ст. 126 и ч.1 ст.127 Закона пожарный гидрант относится к пожарному оборудованию, которое должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Пункты 89, 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 N 313, обязательные, в силу пункта 1 для исполнения органами исполнительной пасти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, а также органами местного самоуправления, содержат требования о поддержании пожарных гидрантов в исправном состоянии и установлении у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также указания на то, что по направлению движения к ним должны быть соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с четким нанесением цифры, указывающих расстояние до водоисточника.
Согласно п.3.1 Свода правил. Системы противопожарной защиты, источники наружного пожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности СП 8.13130.2009, утвержденных приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 178, пожарные гидранты являются источниками наружного пожарного водоснабжения, обеспечение надлежащего состояния которых относится к первичным мерам пожарной безопасности, соответственно к вопросам местного значения поселений.
Пункт 9 ст. 7 Устава Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области относит к вопросам местного значения городского поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 11 августа 2010 г. Н1107-р/адм "О мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории Смоленской области в осенне-зимний период 2010/11 года" руководителям органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области, организаций, расположенных на территории Смоленской области, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности рекомендовано разработать планы противопожарных мероприятий по подготовке населенных пунктов и организаций к работе в условиях осенне-зимнего периода 2010/11 года, в том числе, по подготовке источников противопожарного водоснабжения к эксплуатации в зимний период (устройство незамерзающих прорубей на открытых водоемах в местах, оборудованных для забора воды, утепление и очистка от снега люков колодцев пожарных гидрантов, по обеспечению содержания в исправном состоянии и по своевременной очистке ото льда и снега дорог, проездов, подъездов и проходов к зданиям, сооружениям и водоисточникам, а также подступов к пожарному инвентарю.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки 12 ПЧ 7 отряда ФПС ОФПС по ..., проведенной в период с (дата) по (дата) из 202 пожарных гидрата на территории ..., выявлены 74 неисправных, в частности, пожарный гидрант (Т-150), расположенный по адресу: ... водоразборная колонка неисправен, занижен, смещен, отсутствует указатель.
Проанализировав нормы закона, определяющие основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что поддержание пожарных гидрантов в исправном состоянии является одной из первичных мер пожарной безопасности, обеспечение которых в границах населенных пунктов поселения отнесено к полномочиям и входит в обязанности администрации поселения, как исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления в рамках организации мер пожарной безопасности. В связи с указанным, суд обоснованно удовлетворил требование прокурора к администрации городского поселения ..., ООО "Вяземский Водоканал" о приведении пожарного гидранта в исправное состояние и установке его указателя.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии прямого указания в законе на обязанность органа местного самоуправления привести пожарные гидранты в исправное состояние, необоснованности отнесения данного вопроса к компетенции администрации поселения, равно как и утверждение о возможности возложения обязанности только в случае принадлежности гидранта к объектам муниципальной собственности, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Данные доводы являлись предметом судебного разбирательства, судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с выводами суда и принятым решением, не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 09 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Вяземского городского поселения ... - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.