Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Речкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Леухина А.В. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 19 декабря 2011 года, которым постановлено:
иск Леухина А.В. удовлетворить частично;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл включить в специальный трудовой стаж Леухина А.В.: период военной службы по призыву - с 30.06.1982 года по 25.05.1984 года в календарном исчислении, период нахождения на курсах с отрывом от производства;
в остальной части в удовлетворении иска отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Леухин А.В. обратился с иском в суд к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Медведевском районе Республики Марий Эл (далее - УПФ РФ) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности, о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 30.06.1982 года по 25.05.1984 года в льготном исчислении, период прохождения курсов повышения квалификации с 07.12.2009 года по 18.12.2009 года, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения за назначением пенсии - 10.06.2011 г. В обоснование иска Леухин А.В. указал, что исключение из специального стажа указанных периодов считает неверным, поэтому полагает, что приобрел право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Леухин А.В. просит решение суда отменить в части отказа включить в специальный стаж период военной службы в льготном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию по старости, указывая на то, что судом нарушены норма материального права.
Выслушав истца Леухина А.В., его представителя Павлова В.Г., которые поддержали доводы жалобы, представителя ответчика Морозову Н.А., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в обжалуемой части на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Медведевском районе Республики Марий Эл от 21.06.2011 года Леухину А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Пенсионный орган установил, что на дату обращения за назначением пенсии (10 июня 2011 года) специальный стаж истца составляет 21 год 09 месяцев 13 дней. Из специального стажа истца был исключен период военной службы по призыву с 30.06.1982 года по 25.05.1984 года.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Разрешая спор, суд первой инстанции сделал правильный вывод о возможности применения к спорным правоотношениям законодательства, действовавшего на момент военной службы истца и последующей педагогической деятельности, а именно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, в соответствии с которым предусматривалось включение в стаж для назначения указанной пенсии периода службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если лицо имело стаж работы в размере не менее 2/3 от требуемого для назначения пенсии. Указанное положение действовало до 01 октября 1993 года.
Учитывая, что истец проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР до 01 октября 1993 года, а неоспариваемый специальный стаж, зачтенный ответчиком, составляет более 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого стажа, суд пришел к выводу о том, что период военной службы истца подлежит включению в специальный стаж, но не в льготном, а в календарном исчислении.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода военной службы по призыву в льготном исчислении, то есть из расчета один день военной службы за два дня работы, суд исходил из того, что действующее пенсионное законодательство, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, не предусматривают льготное исчисление периодов военной службы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Суд основывался на том, что положения абзаца 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть применены, поскольку истцом не представлено доказательств прохождения им военной службы по призыву на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включенных в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Являются неправомерными выводы суда о том, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
Таким образом, при разрешении спора суду необходимо было руководствоваться абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
Указанная правовая норма дополняет пенсионное законодательство, в связи с чем период военной службы истца по призыву с 30.06.1982 года по 25.05.1984 года подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии в льготном исчислении, то есть из расчета один день военной службы за два дня работы.
С учетом включения в специальный стаж периода военной службы по призыву в льготном исчислении Леухин А.В. на день обращения в пенсионный орган выработал 25-летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поэтому исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить истцу требуемую пенсию с 10 июня 2011 года подлежат удовлетворению.
Учитывая, что обстоятельства дела в описываемой части установлены на основании имеющихся материалов, судебная коллегия выносит в данной части новое решение, которым удовлетворяет исковые требования. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 19 декабря 2012 года в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл обязанности включить в специальный трудовой стаж Леухина А.В. период военной службы по призыву с 30.06.1982 года по 25.05.1984 года в календарном исчислении и в части отказа в удовлетворении остальной части иска отменить.
Принять по делу в данной части новое решение, которым исковые требования Леухина А.В. удовлетворить. Признать право Леухина А.В. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл: включить в специальный трудовой стаж Леухина А. В. период военной службы по призыву с 30.06.1982 года по 25.05.1984 года в льготном исчислении, то есть из расчета один день военной службы за два дня работы; назначить Леухина А.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения за назначением пенсии - 10 июня 2011 года.
В остальной части решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 19 декабря 2011 года оставить без изменения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи О.В. Юрова
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.