Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.,
судей Багаутдинова И.И., Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционным жалобам Миннулина А.А., исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Абдуллина Т.М. на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2012 года, которым постановлено:
иск прокурора удовлетворить частично.
Обязать в солидарном порядке некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" и Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан предоставить жильцам квартир .... жилого дома по адресу: "адрес" другие пригодные для проживания жилые помещения до окончания выполнения ремонтных работ, указанных в решении Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" государственную пошлину в доход государства в размере "данные изъяты" рублей.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" ФИО7 в поддержку своей апелляционной жалобы, представителя Исполнительного комитета Арского муниципального района и отдела образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в Арском районе ФИО10, согласившейся с доводами апелляционной жалобы некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", ФИО20, заявившего о несогласии с временным переселением, возражения представителя прокурора - ФИО8, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Арского района Республики Татарстан (далее - прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - Государственный жилищный фонд) о запрете эксплуатации жилых помещений и возложении обязанности предоставить жильцам пригодные для проживания жилые помещения до выполнении ремонтных работ.
В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты проведенной проверки по вопросу неудовлетворительного технического состояния 69-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Проверкой установлено, что данный жилой дом принадлежит на праве собственности Государственному жилищному фонду. В ходе эксплуатации дома его фундамент дал просадку, на стенах появились многочисленные трещины с шириной раскрытия до 5 см. Решением Арского районного суда от 26 декабря 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Арского района Республики Татарстан к Государственному жилищному фонду установлено, что дом не соответствует требованиям конструктивной безопасности, и на Государственный жилищный фонд возложена обязанность выполнить работы по устранению нарушений.
В ходе рассмотрения указанного гражданского дела судом назначена судебно-техническая экспертиза, которая была проведена в ноябре 2011 года. По результатам данной экспертизы сделан вывод о том, что проектно-сметная документация строительства дома не соответствует нормативным требованиям. При обследовании конструкций здания между осями И - С в блоках 1 - 4 установлено, что в результате осадки и деформирования фундамента несущая способность конструкций здания в этой части уменьшилась, создалась предаварийная ситуация, связанная с возможностью обрушения здания; процесс осадки фундамента продолжается, означающий постепенное разрушение здания.
Согласно поэтажному плану здания, приложенной к экспертному заключению, блоки 1 и 4 в осях И-С здания дома соответствуют квартирам .... на первом этаже, квартирам .... на втором этаже, квартирам .... на третьем этаже.
В нарушение статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собственник дома - Государственный жилищный фонд не принимает каких-либо мер устранению нарушений и обеспечения безопасности граждан.
В связи с угрозой обрушения дома, при которой может быть причинен вред жизни и здоровью проживающих в доме граждан и неопределенного круга лиц, которые могут находиться в доме, прокурор просит обязать Государственный жилищный фонд запретить эксплуатацию части жилого многоквартирного "адрес" в блоках 1 и 4 оси И - С, соответствующие вышеуказанным квартирам как не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, а также обязать Государственный жилищный фонд предоставить жильцам квартир другие пригодные для проживания жилые помещения до выполнения работ по приведению указанного дома в нормативное состояние согласно решению Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года.
Определением Арского районного суда Республики Татарстан от 11 марта 2012 года судом в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан.
В судебном заседании прокурор ФИО40 поддержал заявленные требования.
Представитель Государственного жилищного фонда ФИО9 требования не признал, пояснив, что в настоящее время
готовится проектная документация на капитальный ремонт указанного дома,
в отсутствие проекта с положительным заключением экспертизы, невозможно установить конкретный перечень квартир, которые необходимо будет освободить на время проведения ремонтных работ. Кроме того, Государственный жилищный фонд не имеет маневренного жилищного фонда для переселения жильцов. Строящееся в Арском районе Республики Татарстан жилье для предоставления по программе социальной ипотеки уже распределено между участниками программы. Десять процентов строящегося жилья должно передаваться району для предоставления по договору социального найма.
Представитель Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан ФИО10 также не признала требований прокурора, пояснила, что бремя содержания и сохранения жилого дома полностью должен нести собственник дома. В муниципальном районе отсутствует как маневренный жилищный фонд, так и жилье для предоставления по договору социального найма.
Представители третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Арского муниципального района Республики Татарстан" ФИО11, Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан ФИО12 требования прокурора поддержали.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО13 пояснил, что без обследования сварных швов жилого дома невозможно установить реальное состояние здания и степень угрозы обрушения дома.
Представитель третьего лица - Потребительского кооператива "Строим
будущее" ФИО14 пояснил, что кооператив от имени Государственного жилищного фонда заключает договоры социальной ипотеки с гражданами. Все строящееся жилье уже распределено между участниками программы.
Представитель отдела образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в Арском районе ФИО15 просила учесть интересы несовершеннолетних детей при разрешении дела.
Представители Государственного унитарного предприятия "Татинвестгражданпроект", Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, органа опеки и попечительства Арского муниципального района Республики Татарстан, а также ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Третьи лица - ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 заявили о несогласии с временным переселением, просили предоставить им другие квартиры в других домах взамен выделенных.
Третье лицо - ФИО37 иск прокурора поддержала.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Миннулин А.А. просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что суд должен был применить по аналогии закона нормы статьи 88 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающие предоставить гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма. Данное помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Кроме того, к участию в деле не привлечены члены его семьи, чьи права и интересы также затрагиваются решением суда.
Исполнительным директором Государственного жилищного фонда Абдуллиным Т.М. также подана апелляционная жалоба, в которой он указывает, что законодательством не предусмотрено возложение на наймодателя обязанности по предоставлению взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, полученного по договору социальной ипотеки на условиях найма, другого жилого помещения, даже на время ремонта. Кроме того, собственником "адрес" указанного дома, которая также признана непригодной для проживания в числе других, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, является семья Сафиных в составе 4-х человек, поэтому она солидарно с Государственным жилищным фондом ответственность за содержание своей квартиры.
Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.
Как следует из части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается, в том числе, на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища.
В силу статьи 2 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Статьей 15 Кодекса установлено, что жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Как видно из материалов дела, жилой "адрес" не соответствует требованиям конструктивной безопасности, создалась предаварийная ситуация, связанная с возможностью обрушения здания, что подтверждается заключением эксперта .... от "дата" Государственного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации".
Квартиры .... признаны непригодными для проживания в соответствии с заключением Межведомственной комиссии Арского муниципального района Республики Татарстан о признании жилых помещений непригодными для проживания от 27 марта 2012 года.
При этом имеется возможность устранения недостатков, повлекших повреждение наружных и внутренних конструкций указанного жилого дома.
Решением Арского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года на Государственный жилищный фонд возложена обязанность в срок до 26 июня 2012 года устранить недостатки, повлекшие повреждение наружных и внутренних конструкций в указанном здании, выполнив определенные виды работ.
Удовлетворяя требования прокурора в части возложения обязанности предоставить жильцам квартир, находящихся под угрозой обрушения, другие пригодные для проживания жилые помещения, суд правомерно исходил из необходимости принятия срочных мер для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также из принципов безопасности жилища, которая должна обеспечиваться органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Судом установлено, что гражданским и жилищным законодательством не урегулированы отношения по предоставлению жилых помещений гражданам, чье единственное жилое помещение было приобретено с рассрочкой платежей по программе социальной ипотеки, в случаях, когда жилое помещение стало непригодным для проживания, но подлежит ремонту. При этом суд в порядке статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации применил нормы жилищного законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона суд правомерно исходил из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
В связи с изложенным, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об обязанности Государственного жилищного фонда и Исполнительного комитета Арского муниципального района предоставить нанимателем и членам их семей другие пригодные жилые помещения на время поведения ремонтных работ по аналогии с положениями части 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия также полагает, что такие нормы могут быть применены и к тем жильцам, которые являются не нанимателями, а собственниками жилых помещений, поскольку право граждан на безопасность жилища не может быть поставлено в зависимость от того, на каких условиях используется жилое помещение.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы ответчиков об отсутствии маневренного жилищного фонда. Данное обстоятельство не освобождает ответчиков от обязанности изыскать жилые помещения, в том числе в домах, строящихся Государственным жилищным фондом, а Исполнительный комитет - от обязанности принятия решений о сроках отселения физических лиц в случае признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 47).
Довод апелляционной жалобы Минуллина А.А. о необходимости применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений в связи с выселением граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку требования о выселении к гражданам не предъявлялись. Дело рассмотрено в рамках требований прокурора о предоставлении жилых помещений на время проведения ремонтных работ, заявленных в связи с угрозой безопасности жителей дома, что не лишает граждан права обратиться с самостоятельными требованиями к Государственному жилищному фонду о защите своих прав.
Довод о том, что к участию в деле не привлечены члены семьи Минуллина А.А. также не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку в данном гражданском деле не заявлялись требования о переселении нанимателей и членов их семей, а разрешен вопрос лишь о предоставлении им жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы Государственного жилищного фонда отклоняются на основании статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что отсутствие прямого правового регулирования жилищных правоотношений может быть восполнено применением аналогии закона и аналогии права, что в данном случае и сделано судом первой инстанции.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Миннулина А.А., исполнительного директора некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" Абдуллина Т.М. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.