Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Булатовой О.Б.,
судей Питиримовой Г.Ф., Петровой Л.С.,
при секретаре Метелевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 11 июля 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 15 мая 2012 года, которым постановлено:
" Исковые требования Хабирова Е.М. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска о признании членом семьи, удовлетворить.
Признать Г***, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: "адрес" членом семьи Хабирова Е.М.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Петровой Л.С., выслушав объяснения истца Хабирова Е.М., третьих лиц на его стороне -Хабировой Г., Гареевой Н.Е., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, просивших решения суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабиров Е.М. (далее по тексту - истец) обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе города Ижевска (далее по тексту - Управление, ответчик) о признании членом своей семьи внука Г***, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, в целях включения последнего в расчет ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом-чернобыльцем 2 группы, инвалидом Великой Отечественной войны, в связи с чем получает меры социальной поддержки в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С 1.11.2010 года при расчете данной компенсации внука перестали учитывать, чем нарушили имущественные права истца.
Вместе с тем, внук с рождения был вселен по месту жительства истца в квартиру по адресу : "адрес" качестве члена его семьи, где совместно проживает со своей матерью по настоящее время.
В ходе судебного заседания истец и привлеченные в качестве третьих лиц на его стороне супруга Хабирова Г. и дочь Гареева Н.Е.(мать внука)заявленные требования поддержали пояснив, что с момента вселения и по настоящее время они проживают единой семьей, вместе питаются, делают уборку, покупают мебель, оплачивают жилищно-коммунальные услуги.
Привлеченная в качестве третьего лица на стороне истца Хабирова А.Е. будучи извещенной о дне слушания дела, в судебное заседание не явилась, об отложении слушания дела по уважительным причинам не просила.
Представитель Управления социальной защиты населения в "адрес" в судебное заседание не явился, ответчик надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, об отложении слушания дела не просил.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета иска, - в лице представителей Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики Сухенькой М.С. и Воробьевой В.В., действующих на основании доверенности, нашли требования истца необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.
Пояснили, что до 2010 года льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставлялись такой категории граждан как истец в натуральном виде, т.е. собственник жилья оплачивал жилищно-коммунальные услуги уже с учетом льготы. Льгота начислялась ЖКУ на основании заключенного договора с Министерством социальной защиты населения УР о возмещении расходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
С 1 января 2010 года на территории УР установлена денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на указанные меры социальной поддержки, регулируемая постановлениями Правительства УР от 03 июня 2009 года N 139 и от 07 сентября 2009 года N 256.
На основании постановления Правительства УР N 256 от 07 сентября 2009 года, начисление ЕДК осуществляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения УР по месту жительства граждан.
Требования истца о признании членами семьи внуков являются необоснованными, т.к. в соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ, членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Данная статья четко определяет круг членов семьи собственника жилого помещения, к числу которых внуки не относятся. По мнению третьего лица, доказательств вселения внука в качестве члена семьи истца по делу не представлено.
Дело в соответствии со статьей 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, приведя те же доводы, на которые ссылалось в качестве своих возражений по иску в суде первой инстанции.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что
Хабиров Е.М. является инвалидом-чернобыльцем 2 группы в соответствии с пунктом 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и пользующимся мерами социальной поддержки.
Пунктом 3 части 1 статьи 14 этого же Закона установлено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Таким образом, в данной норме определен конкретный круг получателей социальной поддержки и предусмотрено, что социальная поддержка на оплату жилого помещения предусмотрена как на инвалида-чернобыльца, так и на совместно с ним проживающих членов семьи. Социальная же поддержка по оплате коммунальных услуг предусмотрена только на самого инвалида вследствие чернобыльской катастрофы и не предусмотрена членам его семьи.
Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки в виде субвенций и полномочия по установлению форм предоставления указанных мер социальной поддержки.
Согласно Постановлению Правительства от 3 июня 2009 года N 139 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, в денежной форме" с 1 января 2010 года вместо ранее предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме в виде скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установлены указанные меры в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК), порядок предоставления которой установлен постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 сентября 2009 года N 256 "О Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике" (далее - Порядок предоставления ЕДК).
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления ЕДК, размер ЕДК определяется в процентном отношении от величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодно утверждаемых Правительством Удмуртской Республики. Процентное отношение от величины регионального стандарта устанавливается в следующих размерах:
50 процентов гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Удмуртской Республики имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
15 процентов гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Удмуртской Республики имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения (пункт 6).
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что на членов семьи чернобыльца распространяются только те меры социальной поддержки, которые распространяются на самого получателя социальной поддержки. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения распространяются на совместно проживающих с ним членов семьи.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством по данному делу является вселение и проживание Г*** в качестве члена семьи инвалида-чернобыльца, ведение с ними общего хозяйства.
Материалами дела подтверждается, что Г***, ДД.ММ.ГГГГ года рождения изначально с момента рождения в 1998 году был вселен в квартиру по адресу: "адрес" качестве члена семьи инвалида-чернобыльца Хабирова Е.М., приходящегося ему дедом. В настоящее время Г*** является собственником 1/3 доли данной квартиры, продолжает проживать совместно с Хабировым Е.М. в качестве члена его семьи, ведя общее с ним хозяйство, мать внука также никуда не выезжала, все вместе проживали в данной квартире единой семьей.
В связи с чем суд обоснованно, основываясь на положениях ст.ст.2, 54,55 СК РФ, ст.31 ЖК РФ,ст.69 ЖК РФ (воспроизводящей положения действовавшей на момент вселения ст.54 ЖК РСФСР), учитывая не только факт совместного проживания и ведения общего хозяйства, но и сложившиеся устойчивые семейные узы, родственные связи пришел к выводу, что Г*** является членом семьи инвалида-чернобыльца Хабирова Е.М. и последний обладает правом на получение ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья с учетом включения в расчет данного внука.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Довод жалобы о том, что ст.31 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечь лиц, которые относятся к членам семьи собственника, в круг которых внук не входит, является несостоятельным, поскольку из содержания данной нормы следует, что членами семьи собственника могут быть признаны также и иные лица, вселенные в качестве таковых собственником жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку с учетом положений ст.67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, материальный закон, регулирующий настоящие правоотношения, судом применен верно.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, не влияют на существо принятого решения, в связи с чем подлежат отклонению.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 15 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий Булатова О.Б.
Судьи Питиримова Г.Ф.
Петрова Л.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.