судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Яковлевой В.В.,
судей Набок Л.А., Хаировой А.Х.,
с участием прокурора Гуляевой Е.С.,
при секретаре Асабаевой Д.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению и.о. Кинельского межрайонного прокурора Самарской области на решение Кинельского районного суда Самарской области от 11 мая 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Кинельского межрайонного прокурора Самарской области в интересах несовершеннолетнего Перова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации городского округа Кинель Самарской области о возложении обязанности выплатить денежные средства за период установления предварительной опеки в размере 9330 рублей отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения прокурора Гуляевой Е.С. и представителя ответчика Миронюк О.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кинельский межрайонный прокурор Самарской области обратился в суд с иском в интересах Перова Н.А. к Администрации г.о. Кинель Самарской области, Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о выделении денежных средств на период установления предварительной опеки.
В обоснование иска указал, что Перов Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать несовершеннолетнего Перова Н.А. ФИО1 дала согласие на установление опеки над сыном Перовым Н.А. в связи с трудным материальным положением. Постановлением главы администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ N над малолетним Перовым Н.А. установлена предварительная опека. Временным опекуном сроком на один месяц назначена ФИО 2.
Постановлением главы администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ N на основании заявления опекуна срок предварительной опеки продлен до двух месяцев.
Постановлением главы администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ N на основании заявления опекуна установлена опека и назначены ежемесячные выплаты на содержание малолетнего Перова Н.А.
Однако ежемесячное пособие при установлении предварительной опеки не назначалось.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени ежемесячное пособие не выплачено, прокурор просил обязать ответчиков выделить несовершеннолетнему Перову Н.А. денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9330 рублей.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования, просил обязать Администрацию г.о. Кинель выплатить несовершеннолетнему Перову Н.А. денежные средства на период предварительной опеки в размере 9330 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении и.о. Кинельского межрайонного прокурора Самарской области просит отменить решение суда, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, поскольку мать несовершеннолетнего Перова Е.А. уклонялась от воспитания сына и в связи с этим была назначена предварительная опека.
В судебном заседании прокурор Гуляева Е.С. поддержала доводы апелляционного представления, просит суд отменить решение суда первой инстанции и постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации г.о. Кинель Самарской области Миронюк О.В. (по доверенности) возражала против доводов апелляционного представления, суду пояснила, что основания для назначения ежемесячных выплат на содержание малолетнего Перова Н.А. отсутствовали как в период установления предварительной опеки, так и в настоящее время.
Выслушав доводы представителя ответчика и прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Положениями п. 3 ст. 148 Семейного Кодекса РФ предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч.1 ст. 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
На основании п.п. 1,4 ст. 12 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительной опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).
В соответствии с п.п. 1,2,3 ст. 31 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 3 Закона Самарской области от 07.07.2005 N 152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на содержание, денежные средства на которое предоставляются им в виде ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях (далее - ежемесячная выплата), в том случае, если их родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка вследствие наличия у них заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 года N 542, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находятся в розыске, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения либо аналогичных учреждений. Размер ежемесячной выплаты составляет 4665 рублей. Ежемесячная выплата подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2010 N 615 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010г. N 511 "Об индексации ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях в 2011-2013 годах" ежемесячная выплата на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях в 2011-2013 г.г. составляет 5 807 рублей. Увеличение расходных обязательств Самарской области, предусмотренных настоящим Постановлением, осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусматриваемых на соответствующий финансовый год в установленном порядке министерству здравоохранения и социального развития Самарской области. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложен на министерство здравоохранения и социального развития Самарской области.
В силу ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительной опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.
Статьей 2 Закона Самарской области от 05.03.2005 года N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями в сфере социальной поддержки: прием документов, назначение (отказ в назначении) и перерасчет пособий, компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям, ежемесячных денежных выплат, в том числе ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, за исключением назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), выплата ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) граждан и в приемных семьях, вознаграждение, причитающееся приемному родителю (далее - социальные выплаты), за исключением назначения доплаты к пенсии в соответствии с Законом Самарской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью", приема документов и назначения доплаты к пенсии в соответствии с законами Самарской области "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области и государственные должности государственной службы Самарской области" и "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Самарской (Куйбышевской) области", ведение учета излишне полученных сумм социальных выплат и принятие мер по их удержанию, осуществление выборочной проверки правильности представленных заявителем документов о доходах семьи, иных документов, дающих основание для назначения социальных выплат.
В соответствии с п.п. 2, 3 постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 374 "О порядке и сроках индексации ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях" перерасчет размеров ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, в связи с индексацией производится органами местного самоуправления, осуществляющими переданные государственные полномочия Самарской области в сфере опеки и попечительства, автоматически, без обращения получателей выплаты. Финансовое обеспечение предусмотренной настоящим Постановлением индексации ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых областным бюджетом на соответствующий финансовый год, осуществляется министерством здравоохранения и социального развития Самарской области на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области.
Как усматривается из материалов дела, постановлением главы администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ за N "О постановке на учет несовершеннолетнего Перова Н.А., как оставшегося без попечения родителей", Перов Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан оставшимся без попечения родителей в связи с тем, что одинокая мать несовершеннолетнего ФИО1 дала согласие на установление опеки над несовершеннолетним. Перов Н.А. принят на учет в орган опеки и попечительства с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Постановлением главы администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ N над малолетним Перовым Н.А. установлена предварительная опека. Временным опекуном сроком на один месяц назначена ФИО 2.
Постановлением главы администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ N на основании заявления опекуна срок предварительной опеки продлен до двух месяцев.
Постановлением главы администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ N установлена опека над несовершеннолетним Перовым Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Опекуном, исполняющим свои обязанности безвозмездно, назначена ФИО 2. Из постановления не следует, что назначены ежемесячные выплаты на содержание Перова Н.А. (л.д. 16) и поэтому судебная коллегия отмечает, что доводы прокурора о том, что постановлением главы администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ N установлена опека и назначены ежемесячные выплаты на содержание малолетнего Перова Н.А., изложенные в исковом заявлении, не подтверждаются.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что мать несовершеннолетнего Перова Н.А. в соответствии с пунктом 1 статьи 13 ФЗ "Об опеке и попечительстве" дала письменное согласие на установление опеки над своим сыном, и у Перова Н.А. не возникло право на ежемесячные выплаты на его содержание, на что прямо указано в ч. 3 ст. 146 СК РФ.
Суд первой инстанции при постановлении решения исходил из того, Перова Е.А. решением суда не ограничена в родительских правах и не лишена родительских прав в отношении сына Перова Н.А., и поэтому нет оснований полагать, что мать несовершеннолетнего Перова Н.А. уклоняется от выполнения своих родительских обязанностей.
Между тем, с решением суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ "Об опеке и попечительстве" по совместному заявлению родителей ребенку временно может быть назначен опекун или попечитель на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.
Из материалов дела следует, что Перов Н.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается постановлением главы администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ за N "О постановке на учет несовершеннолетнего Перова Н.А., как оставшегося без попечения родителей".
Судебная коллегия обозревала материалы учетного дела опекаемого Перова Н.А.
В материалах учетного дела нет заявления Перовой Е.А. об установлении предварительной опеки над малолетним сыном на период, когда она по уважительным причинам временно не может воспитывать ребенка.
Материалами дела не установлено, что предварительная опека установлена по заявлению матери Перова Н.А. ФИО1 .
Из постановления главы администрации г.о. Кинель N от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении предварительной опеки над несовершеннолетним Перовым Н.А." следует, что рассмотрено заявление ФИО 2 об установлении предварительной опеки в связи с тем, что мать несовершеннолетнего ФИО1 дала согласие на установление опеки в связи с трудным материальным положением (л.д. 13).
Из материалов дела следует, что мать Перова Н.А. - ФИО1 обратилась в администрацию г.о. Кинель Самарской области с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила поместить сына в социально-реабилитационный центр, указав, что обязуется пройти лечение от алкогольной зависимости, навести порядок дома и решить вопрос с гражданином ФИО 3 об установлении отцовства (л.д. 9)
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.о. Кинель зарегистрировано заявление ФИО1 об установлении опеки и назначении несовершеннолетнему Перову Н.А. опекуна до его совершеннолетия, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тяжелым материальным положением (л.д. 15).
Кроме того, в соответствии с положениями п. 1 ст. 13 ФЗ "Об опеке и попечительстве" для назначения опекуна на период, когда родители по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности, необходимо совместное заявление родителей, а из материалов дела следует, что ФИО1 . - одинокая мать.
Таким образом, материалами дела не подтверждается, что ФИО1 . обращалась в орган местного самоуправления с заявлением в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
В этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода об отсутствии права на ежемесячные выплаты на содержание малолетнего Перова Н.А.
На основании изложенного, руководствуясь абз. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинельского районного суда Самарской области 11 мая 2012 года отменить и постановить новое решение об удовлетворении исковых требований Кинельского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего Перова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязав администрацию г.о. Кинель Самарской области выплатить несовершеннолетнему Перову Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11614 (Одиннадцать тысяч шестьсот четырнадцать рублей).
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.