Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего: Шиловой О.М.
судей Симаковой М.Е., Шемякиной О.Т.
при секретаре: Галактионовой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июня 2012 года дело по заявлению Михалева Н. С. об оспаривании действий Министерства имущественных отношений Хабаровского края об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Хабаровского края Сергеевой К.С. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителя заявителя Михалева Н.С. - Франц О.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михалев Н.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Хабаровского края по предоставлению земельного участка в аренду.
В обоснование заявленных требований Михалев Н.С. указал, что на основании постановления мэра г. Хабаровска N от ДД.ММ.ГГГГ им была инвестирована и разработана документация по планировке территории в границах ул.Суворова - ул.Ворошилова - ул.Панфиловцев в Индустриальном районе г. Хабаровска. Данная документация по планировке территории утверждена Постановлением администрации г.Хабаровска N от ДД.ММ.ГГГГ
В составе указанной территории был образован и поставлен в утвержденных границах на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Михалев Н.С. обратился в Министерство строительства Хабаровского края с заявлением об организации работ по формированию указанного земельного участка с целью его предоставления для строительства объекта торгового назначения без предварительного согласования места размещения объекта.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство строительства Хабаровского края с заявлением о выдаче технических условий.
ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ из Министерства строительства Хабаровского края, после чего, ДД.ММ.ГГГГ обратился непосредственно в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства.
ДД.ММ.ГГГГ им повторно было направлено аналогичное заявление с приложением всех необходимых документов, подтверждающих формирование земельного участка, в соответствии с ч.4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
В указанных заявления также содержалось его обращение по вопросу порядка предоставления сформированного земельного участка: посредством публикации официального сообщения о предоставлении земельного участка без торгов или при поступлении заявок от иных лиц после размещения такой публикации, путем проведения торгов, с включением в условия аукциона условий о компенсации победителем торгов соответствующих затрат лицу, за счет которого сформировался земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ Министерства имущественных отношений Хабаровского края N, в котором указано, что в представленных заявителем материалах отсутствуют технические условия, градостроительные положения Министерства строительства Хабаровского края и информация о наличии (отсутствии) договоров аренды земельного участка под гаражи. В Министерство строительства Хабаровского края направлено письмо о предоставлении указанных документов, в связи с чем решение о предоставлении Михалеву Н.С. земельного участка в аренду не было принято.
Михалев Н.С. просил суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Хабаровского края, выразившееся в не предоставлении в аренду сформированного земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 6255 кв. м., поскольку все, предусмотренные ст. 30 Земельного кодекса РФ, документы он приложил к заявлению о предоставлении земельного участка, в том числе справку Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об отсутствии зарегистрированных прав третьих лиц на этот земельный участок.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Михалев Н.С. с учетом уточненных требований просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Хабаровского края в предоставлении указанного земельного участка в аренду, возложив обязанность на Министерство имущественных отношений Хабаровского края принять по заявлению Михалева Н.С. в установленном законом порядке решение о предоставлении в аренду сформированного земельного участка с кадастровым номером N по вышеуказанному адресу для строительства объекта торгового назначения путем проведения торгов с включением в условия о проведении торгов, условия о компенсации победителем торгов затрат лицу, за счет которого формировался земельный участок.
В судебном заседании заявитель Михалев Н.С., представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Хабаровского края не явились, о времени и месте судебного заседания были надлежаще извещены.
Представитель заявителя по доверенности Франц О.А. настаивала на удовлетворении заявления Михалева Н.С..
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 марта 2012 года требования заявление Михалева Н.С. удовлетворено, судом постановлено: признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Хабаровского края, оформленный письмом исх. N от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду Михалеву Н. С. сформированного земельного участка с кадастровым номером N площадью 6255, 00 кв.м., расположенного в "адрес", для строительства объекта торгового назначения;
обязать Министерство имущественных отношений Хабаровского края в течение 5 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение по заявлению Михалева Н. С. о предоставлении в аренду сформированного земельного участка с кадастровым номером N, площадью 6255, 00 кв.м., расположенного в "адрес", для строительства объекта торгового назначения, путем проведения торгов с включением в условия о проведении торгов условия о компенсации победителем торгов затрат лицу, за счет которого формировался земельный участок.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Хабаровского края Сергеева К.С. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, на то, что выводы ссуда первой инстанции, изложенные в решение суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Михалев Н.С. в возражениях на апелляционную жалобу, считает доводы заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Хабаровского края необоснованными, и просит отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Франц О.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы не находит.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства.
В соответствии с вышеуказанной нормой Закона предоставление земельных участков для строительства осуществляется двумя способами с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объекта; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В обоих случаях перед принятием решения о предоставлении земельного участка проводятся работы по формированию земельного участка, включающие: подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
После проведения работ по формированию земельного участка проводится государственный кадастровый учет земельного участка (ст. 70 ЗК РФ).
Из пункта 4 ст. 30 ЗК РФ следует, что для реализации права на получение земельного участка должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта предполагает совершение компетентными органами действий, строго определенных в названной норме.
В соответствии с п.п.3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с п. 1.2. Постановления Правительства Хабаровского края N85 от 28.04.2007г. "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "город Хабаровск" уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" является Министерство имущественных отношений Хабаровского края, в компетенцию которого входит подготовка распорядительных актов о предоставлении или об изменении условий предоставления земельных участков, ранее предоставленных для целей, связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в аренду, в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Михалев Н.С. обратился в Министерство имущественных отношений с заявлениями о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером N для строительства объекта торгового назначения по адресу: "адрес", государственная собственность на который не разграничена, с приложением необходимых документов.
Согласно ответа Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ на заявления Михалева Н.С., в материалах отсутствуют: технические условия на теплоснабжение объекта строительства; градостроительные предложения Минстроя края по освоению земельного участка, информация о наличии (отсутствии) договоров аренды земельных участков под гаражи (огороды) из Комитета по управлению южным округом администрации г. Хабаровска в границах указанного земельного участка, распорядительных актов в отношении АООТ "Хабаровсквторресурсы" из администрации города Хабаровска и государственного архива Хабаровского края, в нем указано, что фактически на участке расположены гаражи индивидуального автотранспорта. Министерством имущественных отношений в уполномоченный орган по формированию земельных участков для строительства - Минстрой края направлено письмо о предоставлении в максимально короткие сроки указанных выше документов. После предоставления Минстроем края указанных документов, решение о предоставлении земельного участка для строительства будет принято в установленном порядке.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Хабаровского края N заявителю предложено обратиться в Министерство строительства Хабаровского края с целью формирования земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Мэра г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N была разработана документация планировки территории в границах ул. Суворова - ул. Ворошилова - ул. Панфиловцев в Индустриальном районе г. Хабаровска, которая утверждена постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N.
Планировка территории - это вид градостроительной деятельности и получаемой в ее результате градостроительной документации, осуществляемых после разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования в целях реализации их положений и упорядочения землепользования и застройки в отдельных кварталах, микрорайонах и иных элементах планировочной структуры, определяющих границы застроенных и незастроенных земельных участков (их ограничения и обременения), находящихся в частной или публичной собственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Согласно ч.10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель) осуществляются в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами РФ, Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 года N 105 "Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений", Инструкцией по межеванию земель, принятой Роскомземом 8 апреля 1996 года, а также другими нормативно-техническими документами в сфере территориального землеустройства.
Проект границ земельных участков в зависимости от цели его составления включает в себя в том числе информацию о технических условиях подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
При формировании земельного участка производится определение индивидуализирующих характеристик земельного участка (категории, разрешенного использования, площади, ограничений в использовании и обременений правами иных лиц, установление местоположения и прохождения границ участка на местности). Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельных участков и др.), устанавливается размер земельного участка в соответствии со ст. 33 ЗК РФ.
Утвержденный соответствующим органом местного самоуправления проект границ земельного участка является основанием для проведения межевых работ по установлению на местности границы испрашиваемого земельного участка с установкой межевых знаков, изготовлением межевого плана, составлением акта установления и согласования границ земельного участка, межевого дела в соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что земельный участок, испрашиваемый заявителем в аренду сформирован в результате разработки и утверждения документации по планировке территории в границах ул. Суворова - ул. Ворошилова - ул. Панфиловцев в Индустриальном районе г. Хабаровска, поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер N, заявителем в Министерством имущественных отношений Хабаровского края были представлены в том числе, кадастровый паспорт земельного участка, технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, справка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об отсутствии зарегистрированных прав третьих лиц на земельный участок (л.д. 36-37; 43-45; 50-56; 65-69; 92-121).
Согласно ответа Министерства строительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, документы на указанный сформированный земельный участок направлены в Министерство имущественных отношений Хабаровского края для принятия решения о предоставлении земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
В силу положений ст. 249 ГПК обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Министерством имущественных отношений Хабаровского края в материалы дела не были представлены документы, свидетельствующие о наличии ограничений в использовании и обременений правами иных лиц спорного земельного участка.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что спорный земельный участок является сформированным, обоснованно возложил на Министерством имущественных отношений Хабаровского края обязанность устранить допущенное нарушение прав Михалева Н.С. путем принятия на основании его заявления решения о проведении торгов по предоставлению в аренду спорного земельного участка для строительства объекта торгового назначения.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, разрешая заявленные Михалевым Н.С. требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 марта 2012 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Хабаровского края Сергеевой К.С. оставить без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Шилова
Судьи: М.Е. Симакова
О.Т. Шемякина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.