Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Сидоркина С. В., судей Мазановой Т. П. и Артемьева А. П., при секретаре Мирдофатиховой З. Р., с участием прокурора Даниловой А. В., рассмотрела в открытом судебном заседании 14.06.2012 гражданское дело по иску прокурора города Североуральска Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Североуральский городской округ в лице УОМС "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа" об обязании выполнения требований по беспрепятственному доступу инвалидов, по апелляционной жалобе УОМС "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа" на решение Североуральского городского суда Свердловской области от 22.03.2012.
Заслушав доклад судьи Артемьева А. П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Североуральска Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указал, что прокуратурой г. Североуральска ( / / ) в 10:20 по адресу: ..., была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона N 181-ФЗ от ( / / ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, которой было установлено, что входная группа в здание муниципального казенного учреждения "Служба заказчика" (далее - МКУ "Служба заказчика"), расположенного по адресу: ..., где находится Главное бюро медико-социальной экспертизы, не имеет специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов - отсутствует пандус для инвалидов-колясочников, кнопка-звонок.
По сведениям Администрации Североуральского городского округа здание по адресу: ... включено в реестр муниципальной собственности Североуральского городского округа по ... на основании Постановления Главы Администрации Свердловской области N 803 от 28.09.1994. Согласно Постановлению Главы местного самоуправления муниципального образования город Североуральск N 737 от 11.06.2004 вышеуказанное здание передано МУ "Служба заказчика" на праве оперативного управления. Прокурор полагает, что уполномоченный орган местного самоуправления "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа" (далее - УОМС "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа") и муниципальным учреждением "Служба заказчика" нарушены требования ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.01 N 73, в связи с чем просил суд обязать муниципальное образование Североуральский городской округ в лице УОМС "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа" и муниципальное учреждение "Служба заказчика" обеспечить выполнение условий п. 3.28 СНиП 35-01-2001 в целях устранения нарушений прав инвалидов для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение муниципального учреждения "Служба заказчика", расположенного по адресу ....
В дальнейшем прокурор г. Североуральска отказался от исковых требований к МКУ "Служба заказчика", определением суда от 22.03.2012 производство по гражданскому делу в части исковых требований заявленных к ответчику МКУ "Служба заказчика" прекращено.
Обжалуемым решением Североуральского городского суда Свердловской области иск прокурора был удовлетворен, на муниципальное образование Североуральский городской округ в лице УОМС "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа" возложена обязанность обеспечить установку пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов на входе в помещение муниципального казенного учреждения "Служба заказчика", расположенного по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Оспаривая решение суда, УОМС "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа" в апелляционной жалобе ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку считает себя ненадлежащим ответчиком по делу и главным распорядителем бюджетных средств в отношении рассматриваемого имущества, что не было учтено судом при принятии решения.
МКУ "Служба заказчика" в суд апелляционной инстанции подан отзыв на апелляционную жалобу заявителя, в которой указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда и несостоятельность доводов жалобы.
В суд апелляционной инстанции стороны по делу не явились, извещены надлежащим образом.
ФИО2 заключения прокурора в заседании судебной коллегии обжалуемое решения суда является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом правильно установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, что проверкой, проведенной прокуратурой г. Североуральска выявлено, что входная группа в здание, расположенное по адресу: ..., где находятся на втором этаже муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика", муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия", на первом этаже Федеральное государственное учреждение ... ФИО1 ...", ..., Государственная инспекция труда в Свердловской области, не имеет специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов - отсутствует пандус для инвалидов - колясочников.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, которым является и здание по адресу: ....
Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям Администрации Североуральского городского округа здание по адресу: ..., включено в реестр муниципальной собственности Североуральского городского округа по ... на основании Постановления Главы Администрации Свердловской области N 803 от 28.09.1994. Постановлением Главы местного самоуправления муниципального образования город Североуральск N 737 от 11.06.2004 вышеуказанное здание передано МУ "Служба заказчика" на праве оперативного управления. По Постановлению Администрации Североуральского городского округа N 530 от 20.04.2011 из оперативного управления муниципального учреждения "Служба заказчика" изъяты нежилые помещения, расположенные на 1 этаже нежилого здания по адресу: ..., общей площадью 229,25 кв.м. Нежилые помещения из оперативного управления муниципального учреждения "Служба заказчика" переданы в муниципальную казну Североуральского городского округа, а в дальнейшем на основании договоров безвозмездного пользования (ссуды) - иным вышеупомянутым организациям.
На основании приведенных данных, Положения о казне муниципального образования город Североуральск, утвержденного решением Североуральской муниципальной Думы от 16.04.2003 N 33, суд обоснованно пришел к выводу о том, что здание, расположенное по адресу: ..., находится в муниципальной собственности Североуральского городского округа.
Между тем, судебная коллегия с учетом положений нормативных актов муниципального образования и доводов апелляционной жалобы полагает, что непосредственно на УОМС "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа" не могут быть возложены обязанности по оборудованию пандусом рассматриваемого объекта недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
На основании п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 71 Устава Североуральского городского округа имущество, отнесенное к муниципальной казне Североуральского городского округа в порядке, установленном Думой Североуральского городского округа, содержится уполномоченным органом местного самоуправления "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа".
Согласно п. 6.3 Положения о казне муниципального образования город Североуральск на УОМС "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа" возлагаются обязанности по содержанию имущества, не обременного договорными обязательствами, входящего в состав муниципальной казны Североуральского городского округа и контролю за его состоянием за счет средств, выделенных из средств местного бюджета. В силу абзаца 2 п. 6.2. указанного Положения в целях поддержания муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны в исправном состоянии осуществляется деятельность, связанная с ремонтом имущества и его эксплуатацией.
Таким образом, на УОМС, наделенный полномочиями по управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Североуральского городского округа, возлагаются обязанности по поддержанию муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны, то есть имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями и не обремененного договорными отношениями.
Рассматриваемое здание таковым не является, поскольку в отношении него имеется соответствующие договоры, устанавливающее порядок пользования.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах установка пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов на входе в помещение Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика", расположенного по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", должна быть осуществлена самим муниципальным образованием Североуральский городской округ.
В связи с этим, в силу п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит изменению в части лица, обязанного совершить установленные судом действия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Североуральского городского суда Свердловской области от 22.03.2012 изменить, исключив из его резолютивной части слова "в лице УОМС "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа", в остальной части решения суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.