Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Лиджеевой Л.Л.,
судей
Басанговой И.Б. и Дорджиева Б.Д.,
при секретаре
Коткаеве Ч.Ц.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия об оспаривании решения главы Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия по апелляционному представлению прокурора Ики-Бурульского района Муджикова Д.В. на решение Ики-Бурульского районного суда от 12 апреля 2012 г.
Заслушав доклад судьи Дорджиева Б.Д., заключение прокурора Имкеновой Д.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя администрации Ики-Бурульского РМО Сасыкова А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ики-Бурульского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что постановлением главы администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Ики-Бурульское РМО, администрация Ики-Бурульского РМО) N 791 от 5 декабря 2011 г. проведена реорганизация в форме слияния двух муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей "Детская школа искусств" и "Районный центр детского творчества" в одно муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Ики-Бурульский центр дополнительного образования детей". Решение органа местного самоуправления в нарушение ст. 13 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" принято без проведения предварительной экспертной оценки последствий реорганизации учреждений. Имеющаяся экспертная оценка не содержит мотивации принятого решения. Кроме того, проведена реорганизация муниципальных образовательных учреждений создает препятствия в реализации прав детей на общедоступность дополнительного образования, гарантированных Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании".
Просил признать постановление главы администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования от 5 декабря 2011 г. N 791 о реорганизации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" и муниципального образовательного учреждения дополнительного образовательного детей "Районный центр детского творчества" в форме слияния в одно муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Ики-Бурульский центр дополнительного образования детей" незаконным, отменить данное постановление. Обязать главу администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования возобновить деятельность муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская
школа искусств" и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Районный центр детского творчества".
В судебном заседании прокурор Муджиков Д.В. заявленные требования поддержал.
Представитель администрации Ики-Бурульского РМО Сасыков А.Г. просил в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что при принятии решения о реорганизации образовательных учреждений экспертная оценка проводилась Экспертной комиссией по реализации гарантий прав ребенка. Нарушений закона при реорганизации в форме слияния двух муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования не допущено. Права детей на дополнительное образование не нарушены.
Решением Ики-Бурульского районного суда от 12 апреля 2012 г. в удовлетворении заявления прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия об оспаривании постановления главы администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия N 791 от 5 декабря 2011 г. отказано.
В апелляционном представлении прокурор Ики-Бурульского района просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что принятое решение о реорганизации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, является незаконным, поскольку к работе Экспертной комиссии по оценке последствий принятого решения не привлекались эксперты, обладающие специальными познаниями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы изложенные в апелляционном представлении, судебная коллегия не находит оснований для отмены рения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия суд правильно руководствовался ст.ст. 31, 32 Закона РФ "Об образовании", ст.13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка" и исходил из того, что решение вопросов о реорганизации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования входит в полномочия администрации района. Решение о реорганизации в форме слияния двух муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей "Детская школа искусств" и "Районный центр детского творчества" в одно муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Ики-Бурульский центр дополнительного, образования детей" проведено в целях совершенствования и оптимизации деятельности учреждений и основано на экспертной оценке, произведенной уполномоченным органом местного самоуправления - Экспертной комиссией по реализации гарантий соблюдения прав ребенка. При этом права детей на общедоступность дополнительного образования не нарушены.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствует требованиям закона.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
Согласно п.1 ст.34 Закона порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования.
По смыслу вышеуказанных норм, решение вопросов о реорганизации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования входит в полномочия администрации районного муниципального образования.
В силу ч.2 ст.13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка" принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признаётся недействительным с момента его вынесения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, учредителем муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей "Детская школа искусств" и "Районный центр детского творчества", является администрация Ики-Бурульского РМО РК.
На основании постановления Главы администрации Ики-Бурульского РМО от 5 декабря 2011 г. N 791 проведена реорганизация вышеназванных двух образовательных учреждений в форме слияния в одно муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Ики-Бурульский центр дополнительного образования детей".
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу о том, что решение вопросов о реорганизации в форме слияния муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей "Детская школа искусств" и "Районный центр детского творчества" в одно муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Ики-Бурульский центр дополнительного, образования детей" входит в полномочия администрации района, поскольку в соответствии с Законом РФ "Об образовании" порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования.
Судом установлено, что решение о реорганизации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей основано на экспертной оценке, произведенной уполномоченным органом местного самоуправления - Экспертной комиссией по реализации гарантий соблюдения прав ребенка, действующей на основании Положения, утвержденного постановлением главы Ики-Бурульского районного муниципального образования N 555 от 10 августа 2007 г.
Таким образом, довод апелляционного представления о том, что решение о реорганизации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, незаконно, так как к работе экспертной комиссии по оценке последствий принятого решения не привлекались эксперты, обладающие специальными познаниями, является несостоятельным, поскольку администрация Ики-Бурульского РМО, как учредитель образовательных учреждений, провела анализ деятельности образовательных учреждений, обозначила перечень основных проблем, что подтверждается материалами дела и оценила последствия принятия решения о реорганизации. Привлечение экспертов, обладающих специальными познаниями, согласно Положению об экспертной комиссии является правом администрации Ики-Бурульского РМО и не носит обязательного характера.
При реорганизации муниципальных учреждений "Детская школа искусств" и "Районный центр детского творчества" в одно муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Ики-Бурульский центр дополнительного образования детей" права детей на общедоступность дополнительного образования не нарушены, поскольку вновь образованное учреждение дополнительного образования детей реализует цели и задачи, предусмотренные Законом РФ "Об образовании", каких-либо изменений в направлении обучения детей согласно Уставу не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ики-Бурульского районного суда от 12 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи И.Б. Басангова
Б.Д. Дорджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.