Решение Химкинского городского суда Московской области
(Извлечение)
Судья Химкинского городского суда Московской области Фоминов М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ксенофонтова С.Д. на постановление заместителя начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО1 от /дата/ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением зам. начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО1, вынесенным /дата/ по делу об административном правонарушении, ФИО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составило "данные изъяты".
Из постановления следует, что /дата/ около 11 часов 10 мин. ФИО рейсом N прибыла из "данные изъяты" в Москву и проследовала на "зелёный коридор", предназначенный для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих обязательному таможенному декларированию.
После чего, она была остановлена государственным таможенным инспектором ОСТП N 3 ФИО2 для проведения таможенного контроля, в ходе которого у ФИО были обнаружены "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", о чём был составлен Акт таможенного досмотра. Чеки, либо иные документы, подтверждающие стоимость указанных "данные изъяты", ФИО не предоставлялось, и в рамках таможенного контроля обнаружены не были.
Названные предметы таможенным органом были отнесены к товарам для личного пользования и были помещены на склад временного хранения Шереметьевской таможни до проведения товароведческой экспертизы.
В ходе административного расследования органом административной юрисдикции было установлено, что ФИО при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза не задекларировала по установленной форме в соответствии с законодательством Таможенного союза "данные изъяты" в количестве "данные изъяты", таможенная стоимость которых по состоянию на /дата/ составила "данные изъяты", за что была привлечена к административной ответственности.
Не согласившись с назначенным наказанием, защитник ФИО - Ксенофонтов С.Д. обратился с жалобой в суд, мотивируя тем, что вышеназванное постановление по делу об административном правонарушении необоснованно и подлежит отмене, т.к. при решении вопроса об исчислении штрафных санкций вывод ФТС основан на неправильном применении норм действующего доказательства. Проведение оценки "данные изъяты" по рыночной, а не по таможенной стоимости не соответствует постановлению Конституционного суда РФ от 13.07.10 г. Кроме того, таможенный орган необоснованно отверг в качестве доказательства платёжный документ - инвойс, который может служить основанием для расчёта таможенной стоимости товаров.
В судебном заседании защитник Ксенофонтов С.Д. жалобу поддержал.
ФИО в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявила, жалоба рассмотрена в её отсутствие.
Выслушав объяснения защитника, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Вина ФИО в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждается следующими исследованными доказательствами.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременнее выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из оспариваемого постановления и материалов дела с целью установления стоимости указанных "данные изъяты" в стране приобретения ( "данные изъяты") /дата/ таможенным органом было вынесено решение о назначении таможенной экспертизы, производство которой было поручено экспертам ЦЭКТУ ФТС России (л.д. "данные изъяты").
По заключению таможенного эксперта ЦЭКТУ ФТС России за N от /дата/ представленные на экспертизу "данные изъяты" (номер N) и "данные изъяты" (номер N) не имеют признаков, характерных для предметов, бывших в употреблении - царапин, потертостей или загрязнений, в то время как "данные изъяты" (номер N) и "данные изъяты" (номер N) были отнесены экспертом к предметам бывшим в употреблении.
Рыночная стоимость представленных на экспертизу товаров ( "данные изъяты" в количестве "данные изъяты", "данные изъяты" в количестве "данные изъяты", "данные изъяты" в количестве "данные изъяты") на территории Российской Федерации по состоянию на /дата/ составила "данные изъяты".
Рыночная стоимость на территории "данные изъяты" по состоянию на /дата/ "данные изъяты", (номер N) составила "данные изъяты" Рыночная стоимость на территории "данные изъяты" по состоянию на /дата/ "данные изъяты" (номер N) составила "данные изъяты"
Таким образом, рыночная стоимость на территории "данные изъяты" по состоянию на /дата/ "данные изъяты" в количестве "данные изъяты", представленных на экспертизу, составила "данные изъяты"
Рыночную стоимость на территории "данные изъяты" "данные изъяты" и "данные изъяты", представленных на экспертизу, экспертами ЦЭКТУ ФТС России не определена ввиду отсутствия информации о стоимости на аналогичный товар в "данные изъяты" (л.д. "данные изъяты").
С целью определения стоимости "данные изъяты", а также наручных часов "данные изъяты" в стране приобретения ( "данные изъяты") /дата/ Шереметьевской таможней было вынесено решение о назначении дополнительной таможенной экспертизы, производство которой было поручено экспертам ЦЭКТУ ФТС России (л.д. "данные изъяты").
По заключению таможенного эксперта ЦЭКТУ ФТС России за N от /дата/ рыночная стоимость на территории "данные изъяты" по состоянию на /дата/ "данные изъяты" составила "данные изъяты"
Рыночная стоимость "данные изъяты" на территории "данные изъяты" по состоянию на /дата/ составила "данные изъяты".(л.д. "данные изъяты").
Таким образом, рыночная стоимость на территории "данные изъяты" "данные изъяты" и "данные изъяты" в количестве "данные изъяты", "данные изъяты", обнаруженных у ФИО по состоянию на /дата/ составила "данные изъяты"
В ходе административного расследования адвокатом Ксенофонтовым С.Д. была представлена копия инвойса от /дата/ (л.д. "данные изъяты"), по которому стоимость "данные изъяты" составила "данные изъяты", стоимость "данные изъяты" составила "данные изъяты", стоимость "данные изъяты" составила "данные изъяты".
Однако в указанном платежном документе отсутствовала информация о покупателе указанных товаров, способе оплаты покупки. Кроме того, данный платежный документ был в виде копии и не был заверен в установленном законом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 26.7. КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Поэтому представленная копия, не отвечающая названным требованиям платежного документа, обоснованно, по мнению суда, не была признана таможенным органом допустимым доказательством по делу об административном правонарушении, а равно не могла служить основанием для расчета стоимости предмета правонарушения.
Показаниями свидетеля ФИО2 - государственного таможенного инспектора ОСТП N3 таможенного поста Аэропорт "Шереметьево" (пассажирский),- подтверждено о том, что /дата/ примерно в 11 час. ФИО, прибывшая рейсом N из "данные изъяты", проследовала на "зеленый коридор", предназначенный для перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами, предназначенных для личного пользования и не подлежащих обязательному письменному декларированию.
ФИО была остановлена для проведения таможенного контроля, в ходе которого она добровольно предъявила к таможенному осмотру "данные изъяты" в количестве "данные изъяты", о чём был составлен акт таможенного осмотра N. Обнаруженные у неё в ходе таможенного контроля "данные изъяты" были помещены на склад временного хранения Шереметьевской таможни до проведения экспертизы.
Из объяснения ФИО следует о том, что эти "данные изъяты" её попросили привезти из "данные изъяты" неизвестные граждане за денежное вознаграждение. Стоимость "данные изъяты" она не знает.
Статус ввезенных ФИО на таможенную территорию Таможенного союза /дата/ и незадекларированных в установленной законом форме "данные изъяты" в соответствии с положениями ст. 352 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и в соответствии с п. 1 ст. 3 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 г. (далее Соглашение) определен таможенным органом как товаров, ввозимых для личных, семейных и домашних нужд.
Обнаруженные в ходе таможенного контроля товары были помещены на склад временного хранения Шереметьевской таможни по складской квитанции до проведения экспертизы.
Согласно заключению ЦЭКТУ ФТС России за N от /дата/ следует, что представленные на экспертизу "данные изъяты" не имеют признаков, характерных для предметов, бывших в употреблении, а именно царапин, потертостей или загрязнений, в то время как "данные изъяты" и "данные изъяты" были отнесены экспертом к предметам бывшим в употреблении.
Рыночная стоимость представленных на экспертизу "данные изъяты" образцов товаров на территории РФ по состоянию на /дата/ составляет "данные изъяты"
Рыночная стоимость представленных на экспертизу "данные изъяты" на территории "данные изъяты" по состоянию на /дата/ ( "данные изъяты" составляет "данные изъяты".
Рыночную стоимость на территории "данные изъяты" часов с маркировкой "данные изъяты" и "данные изъяты" определить не удалось из-за отсутствия ценовой информации в ЦЭКТУ ФТС России.
В связи с эти была назначена дополнительная таможенная экспертиза для определения рыночной стоимости на территории "данные изъяты" "данные изъяты" и "данные изъяты". Согласно заключению эксперта ЦЭКТУ ФТС России за N от /дата/ рыночная стоимость на территории "данные изъяты" "данные изъяты" и "данные изъяты" составила "данные изъяты"
Таким образом, общая рыночная стоимость на территории "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" составляет "данные изъяты"
Согласно ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.11. КоАП РФ стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости.
В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части первой ст. 188 УК РФ, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО5 и ФИО6" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ в их взаимосвязи.
Согласно данному постановлению при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ наличия состава административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость данного товара, а не его рыночная стоимость на территории Российской Федерации, при этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Следовательно, при оценке стоимости товаров, ввезенных /дата/ ФИО на таможенную территорию Таможенного союза, и предназначенных для личного пользования, в целях определения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 16.2. и ч. 2 ст. 27.11. КоАП РФ наличия состава административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость данных товаров, а именно "данные изъяты"
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, в том числе в области таможенного законодательства.
Согласно ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим кодексом. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В силу ст. 352 TK ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положением главы 49 ТК ТС, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии со ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии таможенного союза. Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с :пользованием пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с п. 20 Приказа ФТС России от 19.09.2008 за N 1150 "Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции принятия таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной физическим лицом" в подпунктах 3.1 - 3.12 пункта 3 пассажирской таможенной декларации заявляются сведения о товарах, подлежащих обязательному письменному декларированию в письменной форме в соответствии с законодательством Таможенного союза и перемещение, которых через таможенную границу Таможенного союза производится по разрешительным документам соответствующих компетентных органов. Согласно п. 3.10 пассажирской таможенной декларации, под обязательное декларирование подпадают товары, подлежащие обложению таможенными платежами.
В соответствии со ст. 357 ТК ТС в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций.
Таможенным постом "Аэропорт Шереметьево" (пассажирский), производящим таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, непосредственно перед двухканальной системой организована информационная зона, предназначенная для того, чтобы физическое лицо имело возможность сделать осознанный выбор формы декларирования товаров и соответствующего канала.
На информационном участке находятся краткие справки об основных положениях таможенного законодательства Таможенного союза по вопросам перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами и иного законодательства Российской Федерации, о порядке применения двухканальной системы, а также предупреждение об ответственности за нарушение таможенных правил. Информационная зона оборудована стендами, щитами и иными информационными материалами, изложенными на русском и английском языках.
Учитывая специфику работы ФИО, а также согласно отметкам в заграничном паспорте, она неоднократно пересекала таможенную границу Таможенного союза, что дает ей объективную возможность ознакомления с таможенными правилами Таможенного союза, в части, касающейся порядка перемещения товаров через таможенную границу, в частности, со сведениями, представленными в информационной зоне, расположенной на границе с зоной таможенного контроля международного аэропорта "Шереметьево".
Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
Представленные Шереметьевской таможней доказательства суд находит достаточными для установления события правонарушения и вины привлечённого к административной ответственности лица, а доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными, поскольку полностью опровергаются имеющимися доказательствами.
Таким образом, в ходе проведения административного расследования установлено, что ФИО при следовании через таможенную границу Таможенного союза, не задекларировала по установленной законом форме товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза,
подлежащие обязательному письменному декларированию, тем самым, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.2. КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 16.2. КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3.5. КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
Решением Комиссии Таможенного союза N 95 от 19 октября 2011 г. внесены изменения и дополнения в Соглашение от 18 июля 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
Согласно статье 1 протокола о внесении изменений и дополнений в данное Соглашение, пункт 1 раздела I приложения 3 Соглашения изложен в следующей редакции: "Товары для личного пользования, (за исключением этилового спирта и неделимых товаров) перемещаемые воздушным транспортом, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10000 евро и общий вес которых не превышает 50 кг".
Из вышеизложенного следует, что законодательством разрешено перемещение товаров, таможенная стоимость которых не превышает 10000 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов, без письменного декларирования таких товаров.
Учитывая вышеуказанные ограничения, суммой, необходимой для исчисления штрафных санкций по делу об административном правонарушении следует считать стоимость предмета административного правонарушения за исключением стоимости товаров, разрешенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов "данные изъяты".
Таким образом, действия ФИО органом административной юрисдикции квалифицированы правильно, а наказание, назначенное в пределах санкции ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является соразмерным и справедливым, оснований для его снижения суд не нашёл.
Каких-либо нарушений закона при проведении административного расследования по делу об административном правонарушении допущено не было. Протокол об административном правонарушении также составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, установлено не было.
У суда также нет оснований не доверять имеющимся в деле экспертным заключениям, которые составлены подробно, выводы экспертов аргументированы, а все экспертные заключения соответствуют положениям КоАП РФ, нет оснований подвергать сомнению компетентность экспертов, проводивших экспертизы.
Принимая во внимание, что таможенный орган вынес постановление от /дата/ в соответствии с законом, обоснованно и справедливо, суд не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7- 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО1 от /дата/ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ФИО оставить без изменения, а жалобу Ксенофонтова С.Д. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через горсуд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья М.С.Фоминов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.