Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ткачук М.А.
судей Ананиковой И.А., Апхановой С.С.
при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Соловьева В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о назначении пенсии
по апелляционным жалобам сторон
на решение Усть - Илимского районного суда Иркутской области от 29 мая 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с вышеназванным иском, Соловьев В.В. ссылался на необоснованный отказ ответчика в досрочном назначении ему трудовой пенсии по подп. 2 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указывал, что ответчик не включил в специальный стаж периоды его работы "Период времени обезличен" в ЗАО "Наименование обезличено" в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на участке "данные изъяты". Просил признать незаконным решение ответчика, содержащееся в его ответе от "Дата обезличена" N, обязать назначить льготную пенсию с "Дата обезличена"
В заявлении об уточнении исковых требований дополнительно просил обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период его работы в ЗАО "Наименование обезличено" "Период времени обезличен" (л.д. .......).
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 29 мая 2012 года постановлено исковые требования удовлетворить частично. Признать отказ во включении периодов работы "Период времени обезличен" и "Период времени обезличен" Соловьеву В.В. в письме Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от "Дата обезличена" N незаконным. Включить периоды работы Соловьева В.В. "Период времени обезличен" и "Период времени обезличен" электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования в ЗАО "Наименование обезличено" в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях. В удовлетворении требований Соловьева В.В. обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить льготную пенсию с "Дата обезличена" отказать.
В апелляционной жалобе Соловьев В.В. просит решение суда в части отказа в иске отменить, принять в данной части новое решение о назначении ему пенсии с "Дата обезличена" - с момента достижения 55-летнего возраста, мотивируя это тем, что заявление о назначении пенсии направил ответчику "Дата обезличена", однако данное обстоятельство оставлено судом без внимания и оценки.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Маловинский С.В. просит решение в части удовлетворения иска отменить, в иске в этой части отказать. Ссылается на нарушение судом норм материального права, подлежащих применению при разрешении данного дела, несоответствие выводов суда исследованным по делу письменным доказательствам. По мнению ответчика, справка N от "Дата обезличена", выданная ЗАО "Наименование обезличено", неправомерно принята судом в качестве доказательства, так как периоды работы после регистрации гражданина в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, при этом ЗАО "Братскэнергоремонт" спорные периоды работы истца квалифицированы на общих основаниях. Указывает, что Соловьев В.В. не обращался с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в установленном пенсионным законодательством порядке.
Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части, исходя из следующего.
Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 г., каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (ст.22).
Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, признано право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как установлено прецедентным правом Европейского Суда, концепция собственности или "имущества" толкуется широко, в сферу ее действия включено также и право на пенсию.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 п.п. "б" Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.
В соответствии с разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, шифр профессии 2140000а-18455, правом на досрочное назначение пенсии пользуются слесари, эдектромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
В силу п. 15 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 г. "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" определено, что рабочие из числа ремонтного персонала (слесари, электрослесари, электромонтеры) пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, заняты они ремонтом или обслуживанием оборудования в конкретном производстве, если их профессии предусмотрены в Списках без уточнения характера выполняемой работы. Работники, занятые ремонтом и обслуживанием контрольно-измерительных приборов и автоматики, могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 25 от 20.2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснил в п. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
По делу установлено, что в своем ответе на заявление Соловьева В.В. от "Дата обезличена" Управление Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от "Дата обезличена" сообщило истцу об отсутствии у него необходимого трудового стажа для назначения пенсии по подп. 2 п. 1 ст. 27, п. 2 ст. 28.1 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В названный стаж ответчиком не включены периоды работы истца, начиная с "Дата обезличена" и до времени обращения с заявлением, в должности электрослесаря по ремонту электрических машин, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на участке "данные изъяты" по причине отсутствия документов, подтверждающих его занятость в течение полного рабочего дня на обслуживании, ремонте котельного, турбинного оборудования и оборудования пылеприготовления, и квалификации данного периода работы истца в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица как работы на общих основаниях.
Оценивая пенсионные права истца, ответчик пришел к выводу, что его стаж на соответствующих видах работ по Списку N2 с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2п составляет 11 лет 6 месяцев 19 дней, что дает ему право на досрочную трудовую пенсию по пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ по достижении возраста 56 лет.
Решение ответчика в части невключения в специальный стаж истца периодов его работы "Период времени обезличен", с "Период времени обезличен" суд обоснованно признал незаконным.
Имеющимися в деле и исследованными судом документами: трудовой книжкой истца, справкой от "Дата обезличена" N, копией личной карточки, приказом от "Дата обезличена" N 1 "Об организации технического обслуживания и ремонта оборудования", картой аттестации рабочего места по условиям труда N электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 6 разряда, сведениями о фактическом состоянии условий труда по факторам производственной среды и трудового процесса на рабочем месте N, остальными первичными документами - журналами по учету работы по распоряжениям "данные изъяты", подтверждено, что истец в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 6 разряда) выполнял работы по обслуживанию и ремонту котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления в местах его установки и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики не менее 80 % рабочего времени (полный рабочий день при полной рабочей неделе), что соответствует Списку N 2 разделу XIII подраздела 2140000а-18455 производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочную трудов ую пенсию по возрасту по Списку N 1 и N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.
Судебная коллегия полагает правильным указание суда на необоснованность доводов ответчика, не принявшего вышеуказанные периоды работы истца по мотиву отсутствия сведений индивидуального персонифицированного учета, поскольку ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", как и ФЗ от 20.03.1996 г. "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" не содержат норм, возлагающих на застрахованных лиц обязанность контролировать своевременность и правильность представления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховом стаже. Сам по себе факт невыполнения страхователем этих обязанностей не является основанием для возложения неблагоприятных последствий на застрахованное лицо.
Суд правомерно признал справку ЗАО "Наименование обезличено" от "Дата обезличена" N, подтверждающую стаж истца на соответствующих видах работ в спорные периоды, достоверным по делу доказательством, так как содержащиеся в данной справке сведения о характере работы истца согласуются с иными исследованными по делу документами.
Вместе с тем, с решением суда в части отказа в иске о досрочном назначении трудовой пенсии с "Дата обезличена" судебная коллегия согласиться не может. Суждения суда об отсутствии доказательств обращения истца за назначением пенсии "Дата обезличена" либо в течение одного месяца до указанной даты, которыми мотивирован такой вывод, противоречат обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п.п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. К указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии (ч. 2 ст. 19).
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Имеющееся в пенсионном деле и рассмотренное ответчиком заявление Соловьева В.В. (л.д. .......) датировано "Дата обезличена" В этом заявлении указаны основания, по которым он просит о досрочном назначении ему пенсии. Факт получения данного заявления через организацию почтовой связи ответчиком не оспаривался, время получения, свидетельствующее о достоверности сообщенных истцом сведений относительно даты и способа его отправки, подтверждается имеющейся на нем резолюцией должностного лица от "Дата обезличена", штампом о дате получения - "Дата обезличена"
Следовательно, к моменту достижения 55-летнего возраста - "Дата обезличена", с которого истец приобрел право на установление пенсии, его обращение за трудовой пенсией являлось состоявшимся. Заявление истца было рассмотрено ответчиком по существу, так как ответ на него содержит полную оценку пенсионных прав истца, анализ его трудового стажа, указание на момент наступления права на пенсию.
То обстоятельство, что ответчиком не были выполнены требования п. 3 ст. 19 ФЗ N 173-фз о разъяснении истцу необходимости соблюдения установленной формы заявления и представления дополнительных документов к основаниям для отказа в назначении Соловьеву В.В. трудовой пенсии не может быть отнесено, как не зависящее от истца, чье право подлежит защите в силу приведенных выше норм международного права и законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда в части отказа в иске о назначении пенсии с указанной истцом даты нельзя признать законным и обоснованным, в указанной части оно подлежит отмене согласно подп. 3, 4 п.1 ст. 330 ГПК РФ. Учитывая, что имеющие значение для дела обстоятельства в данной части подтверждены исследованными по делу доказательствами, судебная коллегия находит возможным принять по делу в этой части новое решение, которым возложить на ответчика обязанность по назначению истцу трудовой пенсии с "Дата обезличена"
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 29 мая 2012 года частично отменить. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить Соловьеву В.В. трудовую пенсию с "Дата обезличена". В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий М.А. Ткачук
Судьи И.А. Ананикова
С.С. Апханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.