Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Шульга С.В.,
судей Дегтяревой Л.Б., Чикаловой Е.Н.
при секретаре Бурдюк И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Волкова В.И., Волков А.Л., Волкова А.Л. к администрации г. Владивостока о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе истцов на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 10 мая 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., объяснения представителя Волковой В.И. - Токаревой Е.Б., возражения представителя администрации г. Владивостока - Поляковой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волкова В.И., Волков А.Л., Волкова А.Л. обратились в суд с названным иском, в обоснование которого указали, что проживают в "адрес" в "адрес". Решением Думы г. Владивостока от 27.03.2003 их дом отнесён к категории ветхих и аварийных и подлежал расселению до 2010 года. С 2011 года истцы стоят на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении. Поскольку Волков А.Л. и Волкова А.Л. страдают психическими заболеваниями и являются инвалидами второй группы бессрочно, истцы полагают, что пользуются правом на внеочередное предоставление жилого помещения. Также истцы указали, что жильё является ветхим, при этом заявление на признание дома ветхим истцы не подавали, поскольку на тот момент межведомственной комиссии не было. Истцы Волкова А.Л. и Волков А.Л. заявление о постановке на учёт для предоставления жилого помещения не подавали.
С учётом уточнённых требований просили суд обязать ответчика предоставить Волковой В.И. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилых помещений не ниже 15 кв.м. и не выше 18 кв.м., Волкову А.Л. и Волковой А.Л. жилое помещение каждому по договору социального найма площадью не ниже 30 кв.м. и не выше 36 кв.м.
Представитель ответчика заявленные требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в отзыве.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились истцы, ими подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Разрешая спор по существу, суд верно определил обстоятельства имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилого помещения "адрес" в "адрес", общая долевая собственность, доля в праве 1/3 у каждого, что подтверждается свидетельствами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из домовой книги, Волкова В.И., ...- мать, Волков А.Л., ... - сын, Волкова А.Л.- ... -дочь, зарегистрированы по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ Волкова В.И. признана малоимущей, состав семьи три человека (Волкова В.И., Волков А.Л., Волкова А.Л.) в целях предоставления ей жилого помещения по договору социального найма (л.д.11).
В соответствии с постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ Волкова В.И. принята на учет, как малоимущая, нуждающаяся в жилом помещении (л.д.12).
В своих требованиях истцы просили вне очереди предоставить каждому из них жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилых помещений, ссылаясь на ветхость жилого помещения, в котором они проживают в настоящий момент.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что истцы не обращались с заявлениями в администрацию города с требованиями о признании квартиры непригодной для проживания, многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу. Основания для предоставления истцам жилого помещения во внеочередном порядке отсутствуют.
На основании статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Так, пунктом 7 указанного Постановления установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42).
Как следует из материалов дела и подтверждается истцами, с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию они не обращались, квартира в установленном порядке непригодной для постоянного проживания, а многоквартирный дом не признан аварийным и подлежащим сносу, следовательно, у истцов отсутствуют правовые основания для предоставления им жилого помещения вне очереди по указанному выше основанию.
В части требований о предоставлении вне очереди жилых помещений Волкову А.Л., Волковой А.Л. на каждого, суд также счёл не подлежащими удовлетворению на том основании, что истцами не представлены доказательства, подтверждающие, что они обращались с заявлениями для учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди, ввиду наличия у них тяжелого хронического заболевания.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Из анализа приведенной нормы права следует, что право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма принадлежит только гражданину, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378.
В судебном заседании подтверждено право истцов на получение мер социальной поддержки в порядке статьи 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на основании пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ (медицинские заключения) (л.д. 13-14).
Вместе с тем, согласно абзацу 1 статьи 17 Закона РФ "О социальной защите инвалидов", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируется статьёй 52 ЖК РФ, в соответствии с которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Законом Приморского края от 11.11.2005 N 297-КЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 2 ст. 7 указанного закона предусмотрено, что учет граждан в зависимости от оснований их принятия на учет производится органом местного самоуправления в книгах учета, составляемых отдельно по каждой из пяти категорий граждан:
Пункт 1 части 2 ст. 7 предусматривает учет малоимущих граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда;
Пункт 4 части 2 ст. 7 предусматривает учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в случаях, установленных действующим законодательством;
Граждане считаются принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления ( ст. 5 Закона ПК от 11.11.2005 N 297-КЗ
Сведения о постановке на учет Волкова А.Л. и Волковой А.Л., как имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное для постановки на учёт по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке истицам необходимо обратиться в уполномоченный орган с соответствующими заявлениями, предоставив документы подтверждающие право стоять на учёте по данному основанию. Поскольку Волков А.Л. и Волкова А.Л., недееспособными не признаны, являются совершеннолетними, они обязаны самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлениями о постановке их на учет.
Принимая во внимание, что истцами ( Волковым А.Л. и Волковой А.Л.) не соблюдены требования о постановке на их учет, право на вне очередное предоставление жилого помещения у них в настоящее время не возникло.
Ссылка истцов в апелляционной жалобе на заявление, с которым Волкова В.И. обращалась в администрацию г. Владивостока, о постановке Волковой В.И. на учет, не может быть принята судебной коллегией и не влияет на правильность выводов суда, поскольку указанным заявлением истица просила рассмотреть вопрос о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 3 человека, решение о принятии Волковых на учет, как граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений органом местного самоуправления не принималось.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и не являются основанием для отмены решения суда.
Спор судом разрешен верно, оснований к отмене решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 10 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.