Судья Фоменко Н.Н. Дело N 33-1480/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Апелляционная инстанция по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Денисюка О.Н.,
Петраковой Н.П.,
с участием прокурора Глинистой А.И.,
при секретаре Скориновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июня 2012 года по докладу судьи Денисюка О.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Путевой машинной станции по эксплуатации и ремонту путевых машин N 309 Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Фокинского районного суда г.Брянска от 22 февраля 2012 года по иску Брянского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Брянский транспортный прокурор обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД") в лице Путевой машинной станции по эксплуатации и ремонту путевых машин N 309 Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее ПМС N 309), ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ПМС N 309 допущены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. Численность работников вышеуказанного учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1940 человек и в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ, Законом Брянской области "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области", в данной организации должны быть предусмотрены 78 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты, тогда как устроен только один инвалид. Квота не выполнена на 77 единиц. Просил суд признать незаконными бездействия ОАО "РЖД" в лице ПМС N 309 по предоставлению вакантных рабочих мест для инвалидов в пределах квоты, обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выполнения установленной квоты для данного предприятия.
В ходе рассмотрения дела прокурором исковые требования были уточнены и он просил обязать ОАО "РЖД" обеспечить выполнение ПМС N 309 квоты путем создания или выделения рабочих мест для инвалидов, предоставить в установленном порядке в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Представитель ОАО "РЖД" исковые требования не признал и пояснил, что инвалиды для трудоустройства на предприятие не обращались, подразделение ПМС N 309 не обладает полномочиями по внесению изменений в штатное расписание, кроме того деятельность предприятия связана с безопасностью движения поездов.
Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 22 февраля 2012 года иск прокурора удовлетворен и суд обязал ОАО "РЖД" обеспечить выполнение ПМС N 309 квоты путем создания или выделения рабочих мест для инвалидов, предоставлять в установленном порядке в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" Кардаш Л.Н. просит решение Фокинского районного суда гор. Брянска от 22 февраля 2012 года отменить и отказать в иске, ссылаясь на то, что трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения, однако в ПМС N 309 инвалиды для трудоустройства не обращались, соответственно, создание специальных рабочих мест для инвалидов без наличия инвалидов и их индивидуальной программы реабилитации невозможно. По состоянию на 01.12.2011 в ПМС N 309 работает 1 инвалид. При этом в дистанции имеется в наличии 43 вакантные должности, что достаточно для выполнения квоты исходя из численности работников предприятия по Брянскому региону. ПМС N 309 предоставлялась информация о наличии вакансий в службу занятости населения Фокинского района г.Брянска. Однако службой занятости инвалиды в ПМС N 309 для трудоустройства не направлялись.
В возражениях на апелляционную жалобу Брянский транспортный прокурор указал на необоснованность апелляционной жалобы, так как судом дана правильная оценка доказательствам и решение принято в соответствии с требованиями закона. Просил в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Денисюка О.Н., выслушав объяснения представителя ОАО "РЖД" Кардаш Л.Н., поддержавшую доводы жалобы, прокурора, считавшего необходимым решение суда оставить без изменения, представителя ГКУ "Центр занятости населения г.Брянска" Францева А.С., считавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы жалобы, возражения, проверив материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
В соответствии со ст.21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно ст. 24 вышеуказанного закона на работодателя возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Кроме того, при трудоустройстве инвалидов должны соблюдаться требования индивидуальной программы реабилитации (ст.23 Закона о социальной защите инвалидов).
Статьей 1.1. Закона Брянской области "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области" от 09.03.2005 года N 7-З предусмотрено, что квота устанавливается в отношении инвалидов, имеющих рекомендации к труду в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и проживающих на территории Брянской области.
Исходя из анализа данных норм, исполнением требований законодательства о социальной защите инвалидов является выполнение работодателем обязанностей: предоставлять в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов и трудоустроить инвалида, обратившегося к нему самостоятельно или направленного службой занятости, при наличии рабочего места, которое соответствует условиям индивидуальной программы реабилитации данного инвалида, в пределах обязательной квоты.
Проведенной Брянской транспортной прокуратурой проверкой было установлено, что по состоянию ДД.ММ.ГГГГ численность работников предприятия ПМС N 309 составляла 1940 человек, а по Брянскому региону-1006 человек, трудоустроен лишь 1 инвалид, хотя квота на трудоустройство инвалидов составлять 40 единиц, в связи с чем был сделан вывод о невыполнении ответчиком квоты по трудоустройству инвалидов и это послужило поводом для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Брянского транспортного прокурора, пришел к выводу о нарушении ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов, в подтверждение данного вывода суд сослался на информацию ГКУ "Центр занятости населения города Брянска" от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что ответчик не обращался в центр занятости с заявками о трудоустройстве инвалидов в 2011г.
Однако с данным выводом суда апелляционная инстанция не может согласиться, поскольку из материалов дела следует, что ответчиком предоставляется информация о количестве рабочих мест на предприятии, подлежащих квотированию в ГУ "Центр занятости населения Фокинского района г.Брянска" (л.д.38, 66, 97). В частности, в предоставленной ответчиком информации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указывается, что численность работающих на предприятии ПМС N 309 составляло на указанные периоды 1940, 2196, 1006 человек, в том числе инвалидов - 1 человек, количество рабочих мест на предприятии для трудоустройства в счет квоты (4%) от численности работающих составляет соответственно 78, 88, 40 человек. Помимо этого указано, что причиной невыполнения квоты явилось отсутствие вакансий для трудоустройства инвалидов, поскольку все должности связаны с безопасностью движения поездов.
Кроме того, как следует из материалов дела, к ответчику инвалиды для трудоустройства не обращались и службой занятости не направлялись, в связи с чем, создание специальных рабочих мест для инвалидов без наличия инвалидов и их индивидуальной программы реабилитации невозможно, что указывает на отсутствие вины ОАО "РЖД" в не заполнении имеющихся вакансий в счет установленной квоты рабочих мест для инвалидов.
При таких обстоятельствах, иск Брянского транспортного прокурора к ОАО "РЖД" в лице ПМС N 309 о понуждении к совершению действий подлежит оставлению без удовлетворения, так как истцом не доказаны факты нарушения со стороны ответчика прав инвалидов и вина ответчика.
С учетом вышеизложенного, решение Фокинского районного суда г.Брянска от 22 февраля 2012 года не может быть признанно законным и обоснованным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда гор. Брянска от 22 февраля 2012 года отменить и вынести по делу новое решение.
Исковое заявление Брянского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении к совершению действий оставить без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи областного суда О.Н. Денисюк
Н.П. Петракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.