Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Пелевиной Н.В.,
судей Лукьяновой С.Б., Ивановой О.А.,
при секретаре Рец А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования М. межрайонного прокурора, заявленного в интересах Беляева А.Н., на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Беляеву А.Н. из жилищного фонда Костромской области жилое помещение по договору социального найма изолированное, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления на территории городского округа город М. Костромской области.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области Пахомова В.В., прокурора Рылову Т.В.,возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. М. межрайонного прокурора Костромской области, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением в интересах Беляева А.Н. об обязании субъекта Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить ему вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям из жилищного фонда Костромской области на территории городского округа город М. Костромской области. Требования мотивированы тем, что Беляев А.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать и отец лишены родительских прав решениями М.районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно. ... ДД.ММ.ГГГГ Беляев А.Н. включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ он окончил обучение в "Учебное заведение", в настоящее время проживает по договору найма по адресу: "адрес" Указал, что согласно п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенция из федерального бюджета). Полагал, что Беляев А.Н., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ч.3 ст.40, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должен быть обеспечен жилым помещением на территории Костромской области по месту фактического проживания с момента окончания обучения в ДД.ММ.ГГГГ в "Учебное заведение" Считает, что на основании ч.2 ст.132 Конституции РФ, абз.1 ч.2 ст.19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N131-ФЗ от 06 октября 2003 года, ч.1-5 ст.6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области" обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на исполнительные органы власти субъекта РФ, поскольку органы местного самоуправления в Костромской области полномочием по предоставлению жилья лицам указанной категории не наделялись.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечены администрация городского округа город М. Костромской области, департамент социальной защиты населения Костромской области, департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамент финансов Костромской области.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Иванова С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что порядок предоставления жилых помещений регулируется Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N98-4 ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", Законом Костромской области от 19 декабря 2005 года N438-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", в которых указано, что жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Свободных изолированных жилых помещений жилищного фонда Костромской области в М. районе в настоящее время нет. Исходя из положений п.1 ст.49 ЖК РФ в случае отсутствия в жилищном фонде Костромской области свободных изолированных жилых помещений, обеспечение жилым помещением может осуществляться органами местного самоуправления. Указывает, что местом жительства детей согласно норме п.2 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является место закрепления за ними жилой площади. Полагает, что информация о том, что у Беляева А.Н. нет закрепленного жилого помещения не соответствует действительности, поскольку в решении М. районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что мать истца - Б.Т.А. на момент лишения родительских прав проживала по адресу: "Адрес 1" а его отец, лишенный родительских прав решением М. районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на момент лишения его родительских прав проживал по адресу: "адрес" Судом не установлено, являются ли В. - пользователи жилого помещения по адресу: "Адрес 1" родственниками Беляева А.Н. и на каком основании они приобрели право собственности на указанное помещение, не исследовался вопрос о наличии права пользования на данное жилое помещение у материального истца. Суду не представлено доказательств, на каком праве пользовались отец и мать истца теми жилыми помещениями, в которых проживали на момент лишения их родительских прав. Считает, что сохранение за истцом права пользования жилым помещением, которое на праве собственности принадлежит другому лицу нельзя признать несоответствующим действующему законодательству. Отмечает, что Беляев А.Н. с заявлением в администрацию области в целях реализации права на жилище, не обращался. Указывает, что прокурором не доказано отсутствие у материального истца права пользования жилым помещением, а также обстоятельство, что истец был поставлен на учет в установленном законом порядке.
В возражениях относительно апелляционной жалобы М. межрайонный прокурор с доводами жалобы не согласен, полагает решение суда законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области Пахомов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Беляев А.Н., представители администрации М. района Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Беляев А.Н. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, а потому должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Беляев А.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением М. районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Беляева А.Н.- Б.Т.А. лишена родительских прав. Его отец Б.Н.В. лишен родительских прав решением М. районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации города М. от ДД.ММ.ГГГГ Беляев А.Н. направлен на полное государственное обеспечение в социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних. Постановлениями главы самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ продлевался срок пребывания несовершеннолетнего в реабилитационном центре.
Постановлением главы самоуправления города М. от ДД.ММ.ГГГГ N Беляев А.Н. направлен в детское государственное учреждение.
ДД.ММ.ГГГГ Беляев А.Н. закончил "Учебное заведение"
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области.
Делая вывод об отсутствии у Беляева А.Н. закрепленного жилья, суд правомерно учел, что ранее, до помещения в государственное учреждение, он не имел регистрации по месту жительства в каком либо жилом помещении, ранее проживал и был зарегистрирован до ДД.ММ.ГГГГ по месту регистрации родителей по "Адрес 2", указанное жилое помещение за ним органами местного самоуправления не закреплялось.
Названное жилое помещение было приватизировано в ... году и по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ перешло в собственность З..
Жилое помещение по адресу: "Адрес 1" с ДД.ММ.ГГГГ находится в общей долевой собственности В.. Сведений о том, что Беляев А.Н. приобрел право пользования указанными жилыми помещениями, вселялся в них с указанной целью, не имеется.
Из материалов дела видно, что Беляев А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" (социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних), ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту проживания ... по адресу: "адрес" на момент рассмотрения дела Беляев А.Н. постоянного места жительства не имеет, снимает жилое помещение, находящееся в собственности у В.О.Н.
Таким образом, факт отсутствия у Беляева А.Н. закрепленного жилого помещения подтвержден материалами дела и не опровергнут ответчиком, а доводы апелляционной жалоб об обратном несостоятельны.
Нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы об отсутствии доказательств постановки Беляева А.Н. на учет нуждающихся в получении жилья.
В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства малолетних, не достигших 14-ти лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, а также - опекунов.
Пункт 2 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" рассматривает нахождение ребенка у опекуна (попечителя), в приемной семье, в учреждении для детей из данной категории только как место их временного пребывания.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится окончание пребывания их в образовательных или иных учреждениях, в приемных семьях, прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у Беляева А.Н., как нуждающегося в жилом помещении, возникло в соответствии с указанной правовой нормой право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, и, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, он подлежал постановке на учет.
Доводы жалобы о том, что Беляев А.Н. с заявлением о предоставлении жилого помещения в администрацию Костромской области не обращался, являются несостоятельными, поскольку они опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Из материалов дела видно, что согласно Постановлению Главы муниципального образования городской округ город М. N от ДД.ММ.ГГГГ за Беляевым А.Н. закреплено право по достижению совершеннолетия, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального образования, а также в учреждениях всех видов профессиональных образований, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения. Указанное постановление издано на основании ходатайства территориального отдела СЗН опеки и попечительства по М. району о предоставлении жилья Беляеву А.Н., что свидетельствует о наличии факта обращения соответствующих органов в интересах несовершеннолетнего Беляева А.Н. по вопросу предоставления жилья и о признании за Беляевым А.Н. такого права.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.