Кассационное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 марта 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Зенина В.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Рысине А.Ю.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Шаленко А.В. по доверенности Костюк Г.В. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 13 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шаленко А.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий администрации муниципального образования г.-к.Анапа. В обоснование заявленных требований указал, что длительное время не может оформить свои права на земельный участок, расположенный под принадлежащими ему объектами недвижимого имущества: летним домиком, назначение нежилое, общей площадью 20,9 кв.м. Литер: А, кадастровый номер объекта: " номер обезличен "; летним домиком, назначение нежилое, общей площадью 12.6 кв.м. Литер: Б, кадастровый номер объекта: " номер обезличен "; летним домиком, назначение нежилое, общей площадью 12,5 кв.м. Литер: Ж, кадастровый номер объекта: " номер обезличен "; летним домиком, (объект незавершённый строительством), назначение нежилое, общей площадью 28 кв.м. Литер: К, кадастровый номер объекта: " номер обезличен "; летним домиком, назначение нежилое, общей площадью 20,8 кв.м. Литер: И, кадастровый номер объекта: " номер обезличен "; летним домиком, назначение нежилое, общей площадью 12 кв.м. Литер: 3, кадастровый номер объекта: " номер обезличен "; летним домиком, назначение нежилое, общей площадью 22,1 кв.м. Литер: Е, кадастровый номер объекта: " номер обезличен "; летним домиком, назначение нежилое, общей площадью 12,7 кв.м. Литер: Д, кадастровый номер объекта: " номер обезличен "; летним домиком, назначение нежилое, общей площадью 20,7 кв.м. Литер: В, кадастровый номер объекта: " номер обезличен "; по адресу: " адрес обезличен ", составляющими в целом базу отдыха. Все его обращения к администрации МО г.-к.Анапа не дали результата, ответ на обращения до настоящего времени не получен. Считает, что бездействие администрации МО г.-к.Анапа не соответствует закону и нарушает его права. Просил суд обязать администрацию МО г.-к.Анапа выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, осуществить кадастровый учет земельного участка площадью 19 852 кв.м., расположенного под принадлежащими ему объектами недвижимого имущества, так же просил обязать управление имущественных отношений МО г.-к. Анапа, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, передать земельный участок площадью 19 852 кв.м., расположенный по адресу: " адрес обезличен ", ему в собственность, заключив договор купли-продажи.
В судебном заседании представитель Шаленко А.В. по доверенности Костюк Г.В. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации МО г.-к.Анапа, управления имущественных отношений администрации МО г.-к.Анапа по доверенностям Багмут Е.Н. в судебном заседании не признала заявленные требования, просила в удовлетворении требований отказать.
Обжалуемым решением Анапского городского суда от 13 декабря 2011 года в удовлетворении заявления Шаленко А.В. отказано.
В кассационной жалобе представитель Шаленко А.В. по доверенности Костюк Г.В. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных Шаленко А.В. требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушение норм материального и процессуального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Шаленко А.В. на праве собственности принадлежит девять самостоятельных объектов недвижимости - летних домиков, эксплуатируемых как база отдыха "Анапа", расположенных по адресу: " адрес обезличен "
Согласно генерального плана базы отдыха "Анапа", технического паспорта ФГУП "Крайтехинвентаризация", схемы расположения земельного участка, указанные объекты недвижимости расположены по адресу: " адрес обезличен ", на земельном участке размером 19 852 кв.м.
Шаленко А.В. 01 сентября 2011 года, 25 сентября 2011 года обращался с заявлением в администрацию МО г.-к.Анапа, просил оформить права на занимаемый принадлежащими ему объектами недвижимости и необходимый для их эксплуатации спорный земельный участок, выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, осуществить кадастровый учет данного земельного участка, предоставить данный участок в собственность путем заключения договора купли-продажи. Ответы на указанные обращения Шаленко А.В. до настоящего времени не получены.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Шаленко А.В. требований, указал, что испрашиваемый земельный участок находится в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта, относится к землям ограниченным в обороте, приватизация которых может быть разрешена только специальной нормой.
Данный вывод суда судебная коллегия считает несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан или юридических лиц, осуществляется за плату.
На основании ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как предусмотрено п.10 ст.3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", распоряжение земельными участками, указанными в ст.3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Частью 11 ст. 1 Федерального закона от 03 декабря 2008 года N244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", установлено, что все земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, на которых не расположены здания, строения и сооружения, принадлежащие на праве собственности РФ или субъектов РФ, а равно федеральным и государственным органам власти, а также которые не предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования РФ, субъектам РФ, государственным органам власти, относятся к муниципальной собственности.
Согласно абз.2 ч.6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. ФЗ N244-ФЗ от 03.12.2008г.), в собственности РФ находятся особо охраняемые природные территории федерального значения, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъекта РФ или муниципальной собственности.
Таким образом, земли особо охраняемых природных территорий, к числу которых относятся земли курортов, в силу требований ст.ст. 94-95 Земельного кодекса РФ должны быть отделены от земель других категорий (населенных пунктов) границами и изъяты из оборота полностью или частично в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти.
Согласно Закону Краснодарского края от 01 апреля 2004 года N67 6-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа", изданным во исполнение требований ст.ст. 10-11 Федерального Закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Краснодарском крае", по сведениям управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, спорный земельный участок относится к категории земель поселений и в категорию земель особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке не переведен, нормативного правового акта об изъятии спорного земельного участка из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте не принималось.
Границы курорта Анапа в соответствии с правилами землеустройства и иными требованиями действующего законодательства до настоящего времени не установлены, на местность не вынесены.
Кроме того, согласно требований Федерального закона от 23 февраля 1995 года N26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти. Территория г.-к.Анапа в ведение федеральных органов власти не передавалась.
В связи с тем, что границы округов санитарной охраны г.-к.Анапа на местность не вынесены, и фактически не установлены, то есть отсутствуют, границы особо охраняемой природной территории курорта Анапа в натуре не существуют.
Администрацией МО г.-к.Анапа, управлением имущественных отношений администрации МО г.-к.Анапа не представлено суду доказательств принятия органом государственной власти акта об ограничении в обороте земельных участков на территории МО г.-к.Анапа, а также не представлено доказательств регистрации в управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Краснодарскому краю ограничений в обороте спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции не основаны на исследованных материалах дела. В связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым решение Анапского городского суда от 13 декабря 2011 года отменить.
В соответствии со ст. 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущено нарушение норм материального и процессуального права, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении требований Шаленко А.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 13 декабря 2011 года отменить.
Вынести по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции:
Обязать Администрацию муниципального образования г.-к.Анапа, управление имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к.Анапа, управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к.Анапа выдать Шаленко Андрею Викторовичу, утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории г.-к.Анапа, осуществить кадастровый учет земельного участка общей площадью 19 852 кв.м., расположенного по адресу: " адрес обезличен "
Обязать администрацию муниципального образования г.-к.Анапа, управление имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к.Анапа заключить с Шаленко Андреем Викторовичем, договор купли-продажи земельного участка общей площадью 19 852 кв.м., расположенного по адресу: " адрес обезличен "
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.