Решение Химкинского городского суда Московской области от 16 мая 2012 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Яцык А.В., с участием
представителя заявителя Покотило И.Л.,
представителя заинтересованного лица Новикова А.В.,
при секретаре Гончаровой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева К.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Московской области о признании незаконными записей в Едином государственном реестре юридических лиц, обязании внести изменения в записи в Едином государственном реестре юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриев К.С. обратился в суд с иском о признании незаконными действий МРИ ФНС N 13 по Московской области о признании незаконными записей в Едином государственном реестре юридических лиц о нахождении ТСЖ "данные изъяты" в состоянии ликвидации, о назначении ликвидационной комиссии, признании незаконной замены записи в Едином государственном реестре юридических лиц о передаче права единоличного управления ТСЖ "данные изъяты" от председателя правления ФИО1 к председателю ликвидационной комиссии ФИО2, обязании налогового органа исключить из Единого государственного реестра юридических лиц записи о нахождении ТСЖ "данные изъяты" в состоянии ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии, восстановить запись о ТСЖ "данные изъяты" в качестве действующего юридического лица и о единоличном органе управления - председателе правления ФИО1
В исковом заявлении и в судебном заседании представитель истца указала, что /дата/ общим собранием собственников квартир и нежилых помещений "адрес" принято решение об избрании способа управления путем создания ТСЖ. /дата/ ТСЖ "данные изъяты" было зарегистрировано в установленном порядке.
После создания ТСЖ управляющая компания "УК "ЖилКомСервис" незаконно удерживала техническую документацию на дом, Арбитражным судом Московской области было вынесено решение об обязании "УК "ЖилКомСервис" передать документацию ТСЖ, последнее признано единственным законно созданным органом управления домом.
Истцу на праве собственности принадлежит квартира N дома, с момента создания ТСЖ расчеты по оплате коммунальных услуг осуществлялись с ним. Рядом судебных решений "УК "ЖилКомСервис" было отказано в удовлетворении требований о взыскании платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги.
/дата/ ответчиком внесена запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации ТСЖ "данные изъяты" и назначении ликвидационной комиссии, а также произведена замена единоличного органа управления: от председателя правления ФИО1 управление передано председателю ликвидационной комиссии ФИО2 Документы, на основании которых были внесены указанные записи, представлены ФИО3 по доверенности, выданной ФИО2
Сотрудники "УК "ЖилКомСервис" ФИО3 и ФИО4 не являются собственниками помещений в доме, воспользовались уведомительным характером внесения записей в ЕГРЮЛ и не имели законного права на представление документов в налоговый орган.
Действия ответчика являются незаконными в связи с отсутствием законных оснований для ликвидации ТСЖ "данные изъяты"
Решение о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ, которое считается состоявшимся, если решение принято более, чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме. Решение собрания доводится до собственников в течение 10 дней после даты окончания собрания.
Документы, переданные в налоговый орган, удовлетворяют требованиям комплектности и порядка представления, но не соответствуют требованиям закона.
Датой окончания общего собрания является /дата/, а протокол подписан в присутствии нотариуса членами счетной комиссии /дата/, предельный срок, установленный ст. 46 ЖК РФ, был пропущен.
ФИО3, представляя документы в налоговый орган, действовала на основании подложной доверенности, подписанной ФИО2, поскольку доверенность была удостоверена поддельной печатью ТСЖ "данные изъяты" Доказательством подделки является справка эксперта.
"УК "ЖилКомСервис" через своих сотрудников пытается незаконно ликвидировать ТСЖ и навязать свои услуги по завышенным ценам.
ФИО4 не является лицом, уполномоченным на представление интересов ТСЖ, решение о ликвидации ТСЖ в установленном порядке не принималось.
Представитель истца полагала, что истец был вправе обратиться с данным иском, поскольку в результате незаконных действий по внесению записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации были нарушены его права, как члена ТСЖ.
Представитель ответчика иск не признал, в обоснование заявленных возражений пояснил, что законом на ответчика возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, внесении изменений в учредительные документы.
Учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о его ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации обязаны уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о нахождении юридического лица в процессе ликвидации.
Федеральный закон от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусматривает проведение регистрирующим органом экспертизы, правовой и на подлинность, представляемых документов. Регистрирующий орган должен проверить комплектность документов, ответственность за достоверность представляемых сведений несут заявитель и орган (лицо), выдавший документы. В случае отсутствия предусмотренных ст. 23 Закона оснований для отказа в совершении регистрационных действий регистрирующий орган обязан произвести эти действия.
Споры, возникающие внутри хозяйствующего субъекта, подлежат разрешению в судебном порядке, основанием для отказа в совершении регистрационных действий не являются.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие Требования утверждены постановлением Правительства РФ 19 июня 2002 г. N 439, предметом их регламентации является исключительно форма представляемых в регистрирующий орган документов.
Пунктом 4 ст. 9 того же Закона для регистрирующего органа установлен запрет требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.
Истцом представлена выписка из ЕГРЮЛ, в которой содержатся сведения о нахождении ТСЖ "данные изъяты" в состоянии ликвидации, и копия протокола общего собрания, удостоверенного членами счетной комиссии. Копия протокола и подлинность членов счетной комиссии удостоверены нотариусом. В адрес налогового органа также поступили уведомления о принятии решения о ликвидации ТСЖ, о формировании ликвидационной комиссии и о руководителе ликвидационной комиссии.
Истцом представлена справка о технико-криминалистическом исследовании документа - заявления председателя ликвидационной комиссии ФИО2, удостоверенного печатью ТСЖ "данные изъяты" Экспертом сделан категорический вывод о том, что оттиск на документе нанесен не печатью ТСЖ "данные изъяты" а другой рельефной печатной формой.
Из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и решения Десятого Арбитражного апелляционного суда от /дата/ следует, что ФИО3 и ФИО4 являются работниками ООО "УК "ЖилКомСервис", ФИО3 представляла интересы ТСЖ "данные изъяты" по доверенности, выданной ей ФИО2, как председателем ликвидационной комиссии.
Таким образом, доводы представителя истца сводятся к обоснованию незаконности действий лиц, представивших в налоговый орган комплект документов, на основании которых была внесена запись в ЕГРЮЛ. Незаконность действий налогового органа, по мнению представителя истца, вытекает из факта совершения регистрационных действий на основании документов, которые она считает подложными. Порядок приема и рассмотрения документов налоговым органом нарушен не был.
Истец, требуя признания незаконными действий регистрирующего органа не представил удовлетворительного обоснования их незаконности, суду ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании не дано пояснений о том, каков, по мнению истца и его представителя, законный порядок действий налогового органа при получении представленных ликвидационной комиссией документов.
Статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, при этом ни одно из оснований настоящего иска не подпадает под действие указанной нормы Закона. Статьей 24 того же закона установлена ответственность регистрирующего органа за необоснованный отказ в государственной регистрации, статьей 25 ответственность за представление недостоверных сведений возложена на заявителей, регистрирующему органу предоставлено право обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
Из пояснений представителя истца и содержания представленных документов следует, что на момент рассмотрения настоящего дела проводится проверка по факту представления подложных документов в регистрирующий орган. Решение по результатам проверки по настоящее время не принято.
Суд отмечает, что независимо от результатов проверки оснований считать действия регистрирующего органа незаконными не имеется, на регистрирующий орган не может быть возложена ответственность за предполагаемые недобросовестные действия заявителей. В случае принятия следственным органом решения о противоправном характере действий заявителей либо вынесения приговора суда, данные решение или приговор могут явиться основанием для применения ст. 25 упомянутого выше Закона, а также для приведения записей в Едином государственном реестре юридических лиц в соответствие с фактическим статусом ТСЖ "Долгие пруды 7".
Кроме того, в соответствии со ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.
Ст. 48 ГК РФ установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно ст. 48, 49 ГПК РФ дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. Представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в статье 51 ГПК РФ. Лица, указанные в статье 52 ГПК РФ, имеют полномочия представителей в силу закона.
Истец, не будучи уполномоченным в установленном порядке, предъявил иск от своего имени в интересах юридического лица, то есть является ненадлежащим истцом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Дмитриева К.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Московской области о признании незаконными записей в Едином государственном реестре юридических лиц, обязании внести изменения в записи в Едином государственном реестре юридических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Яцык
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.