Решение Советского районного суда г.Томска от 11 мая 2012 г.
(Извлечение)
N
Именем Российской Федерации
Решение
11 мая 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Носовой М.А.,
при секретаре Погребковой Л.С.,
с участием помощника прокурора Ботяковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по организации вывоза, утилизации свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска с исковым заявлением о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: "адрес" (за домом, в овраге).
Свои требования мотивировал тем, что проведенной проверкой установлено несанкционированное размещение отходов (свалка) на территории земельного участка по адресу: "адрес" (за домом, в овраге). Отходы представлены в виде строительного мусора. Объем свалки составляет .... Непринятие администрацией г. Томска мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушает права неопределенного круга лиц - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
В качестве правового основания заявленных требований ссылается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон N7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды", Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ст.ст. 8, 25, 40 Устава города Томска
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Томска Ботякова Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме, указа, что до настоящего времени свалка не ликвидирована.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Советского района г. Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из акта Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области N от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлен факт размещения несанкционированной свалки по адресу: "адрес": за домом по "адрес" (за домом на склоне оврага), примерным объемом ...., площадь ..., высота ... составом - строительный мусор, твердые бытовые отходы.
Материалы указанной проверки направлены прокурору Советского района г. Томска для рассмотрения и предъявлении иска ДД.ММ.ГГГГ, письмо N.
Указанный акт, приложенная к нему карта-схема, фотография, подтверждают факт несанкционированного размещения отходов - свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: "адрес" (за домом, в овраге).
То обстоятельство, что контроль за очисткой указанной территории входит именно в компетенцию администрации города, а не в обязанности иных физических (юридических) лиц либо муниципальных предприятий, вытекает, прежде всего, из того, что данная несанкционированная свалка расположена в пределах границ муниципального образования г. Томск, как установлено судом и предусмотрено нижеприведенными законодательными нормами.
В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.11 ФЗ "Об охране окружающей природной среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий поселений должно отвечать санитарным правилам.
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 24, 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 25 Устава г. Томска в структуру (перечень) органов местного самоуправления входит администрация городского округа города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск").
Администрация осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения (ст. 38 Устава).
Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к вопросам местного значения и к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу о том, что, организация сбора и вывоза отходов, в том числе из мест их несанкционированного размещения, находится в компетенции администрации г. Томска.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Суд приходит к выводу, что администрацией каких-либо мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов - "свалки" не предпринималось. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Несанкционированное размещение отходов в указанном месте угрожает санитарному благополучию микрорайона и нарушает права жителей на благоприятную и безопасную окружающую среду.
Обязанность ответчика по организации ликвидации несанкционированных свалок предусмотрена приведенными выше положениями законов.
Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: "адрес" (за домом, в овраге), поскольку неприятие данных мер по ликвидации свалки в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района г. Томска удовлетворить.
Обязать администрацию города Томска принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: "адрес" (за домом, в овраге).
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья: М.А. Носова
Решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.