Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей О.В. Вишневской, Г.А. Сахиповой,
с участием прокурора Д. В. Дындова
при секретаре Н.Р. Дементьевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.В. Вишневской гражданское дело по апелляционной жалобе Каримова И.И. и апелляционному представлению прокурора Советского района г. Казани на решение Советского районного суда г. Казани от 24 января 2012 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Главному управлению МЧС России по РТ, Приволжскому региональному центру МЧС России, МЧС России о признании незаконным уведомления, признании незаконным и отмене приказа о сокращении и зачислении в распоряжение, приказа N 128-НС от 3 ноября 2011 года, приказа N 169-НС от 17 ноября 2011 года, восстановлении на службе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Каримова И.И., представителя Каримова И.И.- Арифова Р.И. в поддержку жалобы, возражения представителей ответчика - Тырышкина Д.В., Павлова А.А., заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каримов И.И. обратился к ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Татарстан далее (Управление), Приволжскому региональному центру МЧС России, МЧС России с иском о признании увольнения незаконным и восстановления на работе, признании приказов незаконными и их отмене.
В обоснование указал, что работал в должности начальника отдела административной практики и дознания Управления, 13 ноября 2010 года его уведомили о сокращении вышеуказанной должности с 1 декабря 2010 года и предложили вакантную должность начальника аварийно-спасательных работ управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, от которой он отказался ввиду неравнозначности. Впоследствии он был уволен на основании приказа Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за N128-НС от 3 ноября 2011 года и приказа Управления за N169-НС от 17 ноября 2011 года в связи с сокращением штата. Считает, что при увольнении нарушены требования закона, поскольку ему не предлагались другие вакантные должности, увольнение произведено в период его нетрудоспособности, просил признать незаконными приказы об увольнении и восстановить на службе в ранее занимаемой или иной равнозначной должности.
Представители ответчиков иск не признали.
Решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 24 января 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе истец ставил вопрос о его отмене ввиду незаконности, приводя доводы иска, указывая, что ответчики не предложили ему все имеющиеся в наличии вакантные должности, соответствующие его должностным обязанностям, фактически сокращения численности сотрудников в Управлении не было, обжалуемые приказы были вынесены в период его нетрудоспособности.
В апелляционном представлении прокурор также ставил вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, указывая, что предложенная должность квалификации истца не соответствует и исполнение обязанностей не представляется возможным без переподготовки. Также прокурор полагал, что при разрешении вопроса о законности процедуры уведомления в связи с сокращением должности суду следовало руководствоваться Федеральным законом от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 09 апреля 2012 года указанное решение суда отменено в части, принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований: приказ Управления N 169-НС от 17 ноября 2011 года об увольнении И.И. Каримова признан незаконным, суд восстановил истца в занимаемой должности с 18 ноября 2011 года, в остиальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 22 августа 2012 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 09 апреля 2012 года по настоящему дело отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец и его представитель доводы жалобы поддержали, дополнив ее содержание рядом аргументов. В частности, указали на то, что уведомление о сокращении не соответствует по форме, установленной инструкцией, увольнение произведено до получения результатов освидетельствования военно-врачебной комиссии на предмет годности к службе, которое было получено только 26.02.2012, рапорт об отказе от предложенной должности и выдачи направления на военно-врачебную комиссию был подписан им в период нетрудоспособности, Управление не вправе было издавать приказ о его увольнении, а соответствующий приказ Министра МЧС РФ был издан в период временной нетрудоспособности.
Представители Управления возражали против удовлетворения жалобы, просили решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что рапорт об увольнении 28.04.2011 был подписан истцом собственноручно и до оформления процедуры увольнения он имел возможность отозвать его. Считают, что истец злоупотребляет своим правом, заключения военно-врачебной комиссии о том, что он не годен к службе, на момент увольнения он не представил, такой акт составлен после увольнения.
Приволжский региональный центр МЧС России, МЧС России о слушании дела извещены, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив обжалуемое решение суда на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия находит жалобу истца и апелляционное представление прокурора подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение), распространено на лиц, проходящих службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Истец работал в должности начальника отдела административной практики и дознания Управления государственного пожарного надзора ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Татарстан.
13 ноября 2010 года он ознакомлен с уведомлением о сокращении выше указанной должности с 01 декабря 2010 года, в этом же уведомлении ему предложена должность начальника отдела организации аварийно- спасательных работ ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Татарстан.
Приказом руководителя Приволжского регионального центра МЧС России N 58-НС от 30 ноября 2010 года истец освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Татарстан до решения вопроса о дальнейшем служебном предназначении.
14 марта 2011 года составлен акт об отказе истца от ознакомления с приказом N 58-НС от 30 ноября 2010 года.
28 апреля 2011 года истец обратился с рапортом, в котором отказался от предложенной ему должности и просил выдать направление для прохождения медицинской комиссии на предмет увольнения со службы по сокращению штатов.
Приказом МЧС России N 128-НС от 03 ноября 2011 года истец уволен с занимаемой должности по пункту "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по сокращению штатов.
Приказом ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Татарстан N 169-НС от 17 ноября 2011 года истец уволен с занимаемой должности по сокращению штатов по пункту "е" части 1 стать 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно исходил из того, что истец своевременно был уведомлен о сокращении штата, ему предлагалась равнозначная вакантная должность, от которой он отказался и просил о выдаче направления для прохождения медицинской комиссии на предмет увольнения.
Согласно части 2 статьи 58 Положения сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, сотруднику, уведомленному об увольнении по сокращению штатов, должны быть предложены как вышестоящие, так и нижестоящие вакантные должности, увольнение возможно, когда работник отказался от перевода на вакантные должности.
Вместе с этим, законодатель не устанавливает порядок предложения вакантных должностей, и не исключается порядок, при котором следующая вакантная должность предлагается после отказа от перевода на предложенную вакантную должность.
Из материалов дела следует, что 13 ноября 2010 года истцу предложена вакантная должность, от которой он отказался только 28 апреля 2011 года (спустя более 5 месяцев), в течение данного периода Каримов И.И. с просьбами о переводе его на определенную должность не обращался, рапорт об увольнении не отозвал.
При избранном способе предложения вакантных должностей обязанность работодателя предлагать вакантные должности сохранялась в случае отказа работника от перевода на должность начальника отдела организации аварийно-спасательных работ Управления и обстоятельства того, что в указанный период имелись другие вакантные должности, которые истцу не предлагались, не имеют правового значения для дела.
Как следует из доводов ответчика, рапорт от 28 апреля 2011 года рассматривался Управлением как отказ Каримова И.И. от дальнейшего прохождения службы, из-за чего другие вакантные должности не предлагались.
Из материалов дела следует, что в рапорте от 28 апреля 2011 года Каримов И.И., отказываясь от предложенной должности, просил выдать направление для прохождения медицинской комиссии на предмет увольнения со службы по сокращению штатов.
В силу пункта 17.13 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14.12.1999 N 1038, обязательное прохождение медицинского освидетельствования на военно-врачебной комиссии производится до увольнения сотрудника в связи с сокращением штата, при переводе сотрудника на другую должность обязательное медицинское освидетельствование не предусмотрено.
Таким образом, основные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ввиду приведенных мотиваций, являются несостоятельными, поскольку после подачи истцом рапорта от 28 апреля 2011 года у ответчика отсутствовала необходимость в предложении других вакантных должностей.
В своей апелляционной жалобе истец также ссылается на нарушении сроков его уведомления в связи с увольнением по п. "е" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов).
Согласно части 3 статьи 60 Положения сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее, чем за два месяца до увольнения. Порядок вручения уведомления под роспись и форма уведомления определены Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
По делу установлено, что Каримов И.И. 13 ноября 2010 года был уведомлен под роспись о проведении организационно-штатных мероприятий Главного управления МЧС России по Республике Татарстан. Также в уведомлении было указано, что в случае отказа от предложенной ему должности он будет уволен из Главного управления МЧС России по Республики Татарстан по истечении 2-х месяцев с момента уведомления.
Из материалов дела следует, что с 01.12.2010 Каримов И.И. не был уволен, а на основании п. "а" ст. 16.1 Положения и в соответствии с приказом Приволжского регионального центра МЧС России от 30.11.2010 N58-НС он освобожден от занимаемой должности начальника отдела административной практики и дознания управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и зачислен в распоряжение Главного управления МЧС России по Республике Татарстан до решения вопроса о дальнейшем служебном предназначении.
Сокращение занимаемой истцом должности с 01.12.2010 не привело к его увольнению с указанной даты, поэтому доводы истца о его временной нетрудоспособности в указанное время не имеют правового значения.
Из анализа норм, регулирующих данные правоотношения, следует, что на сотрудника, зачисленного в распоряжение органов внутренних дел, распространяется режим рабочего времени, установленный в соответствующем органе (подразделении) внутренних дел.
К сотруднику, зачисленному в распоряжение органов внутренних дел, могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Положением.
Период нахождения сотрудника в распоряжении органов внутренних дел засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, в том числе для назначения пенсии и процентных надбавок за выслугу лет, и в срок выслуги в специальном звании.
Согласно статье 16.1 Положения сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении, зачисленный по п. "а" - не более двух месяцев.
Вместе с тем в срок нахождения в распоряжении не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.
С учетом освобождения Каримова И.И. от исполнения служебных обязанностей по болезни, а также использования им всех положенных отпусков во время нахождения в распоряжении приказы о его увольнении были изданы по истечении 2-х месячного срока со дня его уведомления, что соответствует как нормам Положения, так и нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод истца о нарушении сроков его уведомления в связи с увольнением по пункту "е" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) является необоснованным.
Ссылка истца в жалобе на то, что уведомление о проведении организационно-штатных мероприятий Главного управления МЧС России по Республике Татарстан не соответствует требованиям закона, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку данное уведомление оформлено в соответствии с Приложением 15 к "Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 года N 1038.
Из Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от 14.12.1999 г. N 1038 следует, что увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность. О предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением (приложение 15), вручаемым сотруднику под расписку.
При этом необходимо отметить, что целью вручения уведомления является постановка сотрудника в известность о предстоящем увольнении, что в данном случае было исполнено.
Доводы истца, также указанные им в апелляционной жалобе о том, что он был уволен в период его временной нетрудоспособности, несостоятельны. Несмотря на то, что приказ МЧС России от 03.11.2011 N128-НС об увольнении истца был издан в период его болезни, он не может быть признан незаконным, так как дата прекращения службы (с 17.11.2011) установлена приказом ГУ МЧС России по РТ N169-нс от 17.11.2011, являющимся производным от приказа МЧС России, и в этот момент истец не находился на больничном.
Другие доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку те же доводы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, по существу доводы заявителя жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, но не опровергают правильность выводов суда, изложенных в решении.
Доводы апелляционного представления также подлежат отклонению, поскольку к спорным правоотношениям Федеральный закон от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на который ссылается прокурор, не применим, а предложенная истцу вакантная должность по квалификационным требованиям полностью соответствовала критериям ранее занимаемой им должности.
С учетом изложенного решение суда является правильным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани от 24 января 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Каримова И.И. и апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.