Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,
судей Дубровиной И.Л., Маркина В.А.,
при секретаре Воложаниновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Кировской области Ладыгина Д.В. на решение Котельничского районного суда Кировской области от 03 мая 2012 года
по гражданскому делу по иску УФСИН России по Кировской области к администрации Юбилейного сельского поселения Котельничского района Кировской области, Кислицыну Сергею С.А.,
которым постановлено:
в иске УФСИН России по Кировской области к администрации Юбилейного сельского поселения Котельничского района Кировской области, Кислицыну С.А. о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам в части признания Кислицына С.А. нуждающимся в жилом помещении, признании незаконным постановления о признании Кислицына С.А. нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий, его отмене, о снятии Кислицына С.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отказать полностью;
заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,
УСТАНОВИЛА:
Представитель УФСИН России по Кировской области по доверенности Толкачев П.Б. обратился в Котельничский районный суд Кировской области с иском к администрации Юбилейного сельского поселения Котельничского района Кировской области, в обоснование требований указал, что Кислицын С.А. проходит службу в ФКУ ИК-33 УФСИН России по Кировской области в должности младшего инспектора отдела охраны с "дата". "дата". Кислицыным С.А. в УФСИН России по Кировской области было подано заявление об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы, в чем ему было отказано. После этого Ленинским районным судом г. Кирова принято решение о признании Кислицына С.А. участником указанной подпрограммы, на УФСИН возложена обязанность включить Кислицына С.А. в сводный список граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме на 2012 год.
Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N153. В соответствии с п.п. 2 п.5 данных Правил право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В подтверждение того, что Кислицын С.А. является нуждающимся в жилом помещении, им была представлена копия постановления администрации Юбилейного сельского поселения Котельничского района Кировской области от "дата" г. N N, которое издано на основании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Юбилейного сельского поселения Котельничского района Кировской области от 22.10.2010г. N11. Из указанного постановления следует, что Кислицын С.А. был признан нуждающимся в жилом помещении на основании п.п. 1 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, то есть, как гражданин, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом собственника жилого помещения.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы не отнесены действующим законодательством к категориям граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма. Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 г., не определяют право сотрудников уголовно-исполнительной системы на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, а регулируют только правоотношения, связанные с предоставлением им социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Однако, ответчик признал Кислицына С.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма без признания его малоимущим. Данное обстоятельство повлекло за собой необоснованное признание Ленинским районным судом за Кислицыным С.А. права на участие в подпрограмме. Кроме того, истец ведет свой учет сотрудников уголовно-исполнительной системы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а суммы денежных средств, ежегодно выделяемых на реализацию подпрограммы, для всех сотрудников, желающих получить жилищный сертификат, не хватает, в связи с чем, включение Кислицына С.А. в список граждан, желающих получить жилищный сертификат в 2012 году, означает, что кто-то из сотрудников, состоящих на учете в УФСИН по Кировской области, не сможет получить сертификат в 2012 году. Просил суд признать недействительным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Юбилейного сельского поселения от "дата". N N в части признания Кислицына С.А. нуждающимся в жилом помещении, признать незаконным и отменить постановление администрации Юбилейного сельского поселения от "дата". N "дата" о признании Кислицына С.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика снять Кислицына С.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Кировской области Ладыгин Д.В. указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности, ссылается на то, что суд в порядке ч.2 ст.61 ГПК РФ, исходя из вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Кирова о признании Кислицына С.А. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы, признал за Кислицыным С.А. право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке п.3 ст.49 и п.2 ст.52 ЖК РФ. Указанные выводы суда считает ошибочными, сделанными с нарушением норм процессуального права, поскольку предметом рассмотрения дела в Ленинском районном суде было установление права Кислицына С.А. на участие в подпрограмме по жилью и обязании ответчика включить его в сводный список граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме на 2012 год, то есть вопрос обоснованности признания Кислицына С.А. нуждающимся в улучшении жилищных вопросов ранее судом не рассматривался. Также отмечает, что для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, необходимо признание гражданина не только нуждающимся в жилом помещении, но и малоимущим. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда в порядке п.3 ст.49 ЖК РФ возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда. На основании изложенного просил решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу глава администрации Юбилейного сельского поселения Котельничского района Кировской области Занина Л.В. указала, что Кислицын С.А. законно поставлен на учет в администрации поселения в качестве нуждающегося в жилом помещении, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
На судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Черных П.В.доводы жалобы поддержал, на отмене решения суда первой инстанции настаивает, считает, что оно вынесено с нарушением норм как материального, так и процессуального права, просит вынести новое решение и удовлетворить требования истца.
Участвующий в деле в качестве третьего лица Кислицын С.А. считает, что суд принял законное решение. Пояснил суду, что в настоящее время находится на пенсии, которая составляет 8500 рублей, жена не работает,
проживают 6 человек в квартире колхоза площадью 50,6 м.кв. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося его заработная плата составляла 12000 руб., а у жены - доярки-5000 рублей и трое детей были несовершеннолетними.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости его отмены.
Из материалов дела следует, что Кислицын С.А., являвшийся сотрудником уголовно-исполнительной системы, и члены его семьи: ФИО1 (жена), ФИО2 "дата" г.р. (дочь), ФИО3, "дата" г.р. (дочь), и ФИО4 "дата" г.р. (дочь), в собственности жилых помещений не имеют. ФИО1 является нанимателем жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес", предоставленной ей по договору найма от "дата". собственником - ОРГАНИЗАЦИЯ. Кислицын С.А. и члены его семьи зарегистрированы в указанном жилом помещении.
Учитывая, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", не является муниципальной или государственной, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик Кислицин С.А. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения, на основании чего в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ комиссия по жилищным вопросам при администрации Юбилейного сельского поселения и администрация Юбилейного сельского поселения Котельничского района правомерно признала Кислицына С.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Кирова от 14.10.2011 года и на основании ст. 61 п. 2 ГПК РФ посчитал данное решение имеющим преюдициальное значение, а Кислицына С.А. - гражданином, который согласно ч. 3 ст. 49, п.2 ст. 52 ЖК РФ имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
С данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку вопрос о законности постановки Кислицына С.А. на очередь нуждающихся в жилых помещениях Ленинским районным судом г. Кирова не рассматривался, предметом спора не являлся, а признание Кислицына С.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, неправомерно в силу следующего.
Согласно ст. 35 ранее действовавшего ФЗ "Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы" N 5473-1 от 21 июля 1993 года, сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение 3 лет, по установленным законодательством нормам. Учет таковых лиц производился по месту службы данных сотрудников.
Однако, названная правовая норма в связи с изданием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года утратила силу.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом, к малоимущим закон относит граждан, признанных таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным, по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом, в соответствии с ч.4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления, возможно только в
случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. (
Статьей 51 ЖК РФ установлен перечень оснований признания вышеперечисленных граждан нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в них.
Правом состоять на учете пользуются малоимущие граждане, а также иные категории граждан, круг которых определен федеральным законом или законом субъекта вне зависимости от их имущественного положения.
Доказательств того, что Кислицын С.А., на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в установленном законом порядке был признан малоимущим суду не представлено.
При этом, судебная коллегия отмечает, что Кислицын С.А. относится к иной категории граждан и не может быть поставлен в очередь на улучшение жилищных условий без признания его малоимущим, поскольку специальный закон, устанавливающий право на получение жилья сотрудниками уголовно - исполнительной системы из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) отсутствует.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы и не определяют право сотрудников уголовно - исполнительной системы на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, а регулируют отношения, связанные с предоставлением им социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, а также не входят в перечень нормативных правовых актов, указанных в п. 3 ст. 49 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что Кислицын С.А. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией Юбилейного сельского поселения без законных оснований, а потому исковые требования УФСИН России по Кировской области подлежат удовлетворению.
Поскольку выводы суда первой инстанции являются ошибочными, решение подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь ст.ст.330, 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Котельничского районного суда Кировской области от 03 мая 2012 года и вынести новое решение:
Признать недействительным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации Юбилейного сельского поселения от "дата" года N N в части признания Кислицына С.А. нуждающимся в жилом помещении.
Признать незаконным и отменить постановление администрации Юбилейного сельского поселения от "дата" года N N о признании Кислицына С.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Юбилейного сельского поселения Котельничского района Кировской области снять Кислицына С.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.