судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Самарцевой В.В.
и судей Бушминой А.Е. и Кручинина М.А.
при секретаре судебного заседания А.Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе З.А.И. на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 07 июня 2012 года по гражданскому делу по заявлению З.А.И. о признании недействующим нормативного правового акта, заслушав доклад судьи областного суда В.В.Самарцевой,
УСТАНОВИЛА:
З.А.И. обратился с заявлением в Нижегородский районный суд, в котором просил признать недействующим со дня его принятия Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 3 мая 2007 г. N 1764 "О местах проведения публичных мероприятий".
В обосновании заявления З.А.И. указал, что 18.05.2012 года он обратился в администрацию города Нижнего Новгорода с уведомлениями о проведении публичных мероприятий в форме пикета на "?" "?" года и "?" года.
Согласно ответных писем N "?" и N "?" от "?" за подписью М.М.Х. проведение публичных мероприятий было запрещено. Запрет основан на п. 2 ч. 1 ст. 12, ч. 5 ст. 5 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ и постановлении администрации города Нижнего Новгорода от 3 мая 2007 г. N 1764 "О местах проведения публичных мероприятий".
З.А.И. считает, что Постановление от 3 мая 2007 г. N 1764 противоречит Федеральному закону N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года, имеющему большую юридическую силу, нарушает его права и свободы, а также неопределённого круга граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством.
З.А.И. в своем заявлении указал, что органы муниципальной власти не наделены полномочиями издавать правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, следовательно, издав Постановление от 3 мая 2007 г. N 1764, администрация города Нижнего Новгорода вышла за пределы своей компетенции, нарушив п. 1 ст. 1 N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года. Уведомление было им подано в срок, никакого мотивированного предложения от органа местного самоуправления об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятии не поступало. Ссылка на постановление от 3 мая 2007 г. N 1764 не может быть принята во внимание, поскольку данное постановление противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании суда первой инстанции З.А.И. поддержал доводы, изложенные в заявлении, и просил суд его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Администрации
г. Нижнего Новгорода по доверенности Е.Н.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явился.
Прокурор в судебное заседание суда первой инстанции участия не принимал.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 07 июня 2012 года постановлено: в удовлетворении заявления З.А.И. отказать.
В апелляционной жалобе З.А.И. просит отменить решение суда первой инстанции по тем основаниям, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы З.А.И. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
С доводами апелляционной жалобы З.А.И. судебная коллегия не может согласиться по следующим мотивам и основаниям.
В ходе рассмотрения доводов заявления З.А.И. судом первой инстанции было установлено, что 03 мая 2007 года Администрацией г. Нижнего Новгорода было издано постановление N 1764 "О местах проведения публичных мероприятий", согласно которому в целях создания условий для организации досуга и массового отдыха жителей города Нижнего Новгорода, содействия проведения публичных мероприятий на территории города Нижнего Новгорода, принимая во внимание обращения и жалобы жителей города Нижнего Новгорода, организаций различных форм собственности, определены места проведения публичных мероприятий на территории города Нижнего Новгорода (л.д.9).
В приложении к данному постановлению указаны места проведения публичных мероприятий, в районах г. Нижнего Новгорода.
26 сентября 2007 года Постановлением Администрации г. Н. Новгорода N 4374 были внесены изменения и дополнения в приложение к Постановлению администрации г. Н. Новгорода от 03 мая 2007 года N 1764, в соответствии с данным постановлением дополнены места проведения публичных мероприятий в районах г. Н. Новгорода.
Обжалуемое З.А.И. Постановление обоснованно признано нормативным правовым актом, так как оно издано органом местного самоуправления, в нем содержатся правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, оно рассчитан на неоднократное применение, опубликован в установленном порядке.
05.08.2008 года Постановлением главы Администрации г. Нижнего Новгорода N 3640 "О внесении изменений в постановление исполняющего обязанности главы администрации города Н.Новгорода от 03.05.2007 года N 1764" пункт 1 был изложен в следующей редакции: "определить места пригодные для проведения публичных мероприятий согласно приложению к настоящему Постановлению".
Также Постановление дополнено пунктом 2: "Комитету по делам военнослужащих и правоохранительных органов администрации г.Н. Новгорода осуществлять согласование так же в иных местах проведения публичных мероприятий не определенных настоящим постановлением, в случае пригодности их ко дню проведения публичного мероприятия". Соответственно п. 2,3,4 считать п. 3,4,5"
Постановлением главы Администрации г. Н. Новгорода N 456 от 13.02.2009 года "о внесении изменений в постановление исполняющего обязанности главы администрации города нижнего Новгорода" внесены изменения в постановление исполняющего обязанности главы администрации города Нижнего Новгорода от 03.05.2007 N 1764 "О местах проведения публичных мероприятий" (с изменениями от 26.09.2007 N 4374 и от 05.08.2008 N 3640), изложив пункт 4 приложения в следующей редакции:
"4. Приокский район города Нижнего Новгорода - спортивная площадка у школы N 32 по адресу: улица Лебедева, 3.".
06.02.2012 года внесены изменения в Постановление исполняющего обязанности главы администрации города Нижнего Новгорода от 03.05.2007 N 1764 "О местах проведения публичных мероприятий" (с изменениями от 26.09.2007 N 4374, от 05.08.2008 N 3640 и от 13.02.2009 N 456) Преамбула постановления после слова "собственности" дополнена словами "администрация города Нижнего Новгорода постановляет". В пункте 2 слова "Комитету по делам военнослужащих и правоохранительных органов администрации города Нижнего Новгорода" заменены словами "Управлению по работе с правоохранительными органами, вопросам общественного порядка и делам военнослужащих администрации города Нижнего Новгорода". Пункт 5 изложен в следующей редакции: "5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Х.М.М.".
Согласно ст. 31 Конституции РФ - " Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" - "Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами".
При рассмотрении заявления З.А.И., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доводы заявителя о том, что оспариваемое им Постановление противоречит ст. 31 Конституции РФ т ч. 1 ст. 8 ФЗ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", является неубедительным и надуманным, поскольку данным Постановлением определены места проведения публичных мероприятий, прямого запрета на проведение публичных мероприятий в иных местах оно не содержит.
Вывод суда первой инстанции основан на правильном применении норм материального и процессуального права.
Статья 1 Конституции РФ, определяет Российскую Федерацию как правовое государство.
Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Статья 15 Конституции РФ обязывает органы местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ - "Защита гражданских прaв осуществляется путем:
признания недействительным акта государственного органа или орган; местного самоуправления..."
иными способами, предусмотренными законом".
Согласно преамбуле Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" (далее -Федеральный закон) данный Закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, законы и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
В случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приведенной выше норме права оспариваемое З.А.И. Постановление не противоречит, поскольку не запрещает проводить митинги шествия, пикеты, не ограничивает право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования, то есть не противоречит целям, изложенным в указанном выше федеральном законе.
Оспариваемое заявителем Постановление, как правильно установлено судом первой инстанции, рекомендует наиболее удобные места их проведения с учетом интересов граждан желающих принять участие в их проведении, и иных граждан, не нарушая их безопасности, а так же иных прав, установленных Конституцией РФ. Из данного постановления не следует, что органы местного самоуправления вышли за пределы полномочий, которые им предоставлены Уставом г. Нижнего Новгорода, иными законами.
Согласно ст. 43 Устава г. Н. Новгорода - "1. К полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится обеспечение исполнения вопросов местного значения. В области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан:
12) содействует проведению публичных мероприятий, регламентирует вопросы проведения массовых мероприятий;...".
В силу п. 4 ст. 46 Устава г. Н. Новгорода - "Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам, иным нормативным правовым актам Нижегородской области, настоящему Уставу".
В соответствии с положениями п.8 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (полицией).
Поэтому, предлагая и рекомендуя перечисленные в обжалуемом Постановлении места для проведения митингов и собраний, Администрация г. Нижнего Новгорода, предусматривает и принимает на себя обязательства по организации охраны общественного порядка на территории муниципального образования, безопасность граждан, соблюдение прав иных граждан, не участвующих в массовых мероприятиях.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 июля 2007 года обжалуемое постановление уже было проверено на соответствие его закону, и установлено, что оно соответствует нормам законодательства, не нарушает ничьих интересов (л.д. 23-24).
Вышеуказанное решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 июля 2007 года вступило в законную силу 22 июля 2008 года.
Кроме того, решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 25 июля 2007 года, вступившим в законную силу, обжалуемое постановление проверено на соответствие закону, и установлено, что оно не противоречит действующему законодательству, (л.д.23-24).
Аналогичное решение было принято Нижегородским районным судом г. Н. Новгорода и 07.04.2008 года, которое также вступило в законную силу. (л.д.18-19).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 июля 2008 года указанное решение оставлено без изменения (л.д.13-17).
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода
от 15 октября 2008 года в удовлетворении заявления Уполномоченного по
правам человека в РФ о признании пункта 1 Постановления
администрации города Нижнего Новгорода от 03.05.2007 N 1764 "О местах проведения публичных мероприятий" и Приложение к нему противоречащими части 1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях\ пикетированиях", в части введения исчерпывающего перечня мест проведения публичных мероприятий, как нарушающие права и свободы человека и гражданина, гарантированные гражданину РФ Конституцией РФ, отказано (л.д.20-22).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, обоснованно отказал З.А.И. в удовлетворении его заявления, поскольку обжалуемое им постановление не нарушает его прав и свобод.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не установила оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 07 июня 2012 года по настоящему делу - оставить без изменения, а апелляционную жалобу З.А.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции ступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.