Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В., судей Позолотиной Н.Г. и Швецова К.И., при секретаре Колывановой Е.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Бардымского районного суда Пермского края от 25 апреля 2012 года по иску прокурора Бардымского района в интересах Аптуковой Р.Н. к администрации Бардымского муниципального района, третье лицо Правительство Пермского края о предоставлении жилого помещения, которым постановлено:
обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда во внеочередном порядке по договору социального найма Аптуковой Р.Н., на семью из четырех человек, жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 72 кв.м., благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения прокурора Богомоловой Е.П., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Аптуковой Р.Н. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района, общей площадью не менее 72 кв.м.. благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом четырех членов семьи, указывая, что родители Аптуковой Р.Н.: отец М 1. и мать М 2. решением *** районного суда от дата лишены родительских прав, по данным жилищной комиссии Бардымского района Аптукова Р.Н. состоит на учёте в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ребёнок, оставшийся без попечения родителей. Пунктом 2 постановления главы МО " ****" Пермской области от дата N ** за Аптуковой Р.Н. закреплена квартира по адресу: ****. Указанное жилье не принадлежало родителям Аптуковой Р.Н. и не являлось муниципальной или иной собственностью и поэтому глава МО "Бардымский район" не вправе был закреплять это жилье за Аптуковой Р.Н., в связи с этим пункт 2 постановления МО " ****" от дата N ** по протесту прокурора отменён.
Судом постановлено вышеприведённое решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на применение закона, не подлежащего применению, в части предоставления благоустроенного жилого помещения Аптуковой Р.Н. общей площадью не менее 72 кв.м., поскольку суд первой инстанции ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". В соответствии со ст. 9 указанного Закона жилые помещения должны предоставляться на основании решений Уполномоченного органа, определенного Правительством края. В настоящее время государственный жилищный фонд Пермского края не сформирован. Исполнение решения суда в части предоставления Аптуковой Р.Н. благоустроенного жилого помещения государственного жилищного фонда Пермского края не представляется возможным. Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с Правилами жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления по месту постановки на учёт, не ниже установленной социальной нормы площади жилья. Аптукова Р.Н. может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот общей площадью не менее 14 кв.м. на территории Бардымского района в соответствии с решением главы сельского поселения от 20.05.2009 N 74. Члены семьи не являются льготополучателями указанной категории граждан, поэтому на них не распространяются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, предусмотренные ФЗ N159-ФЗ. Действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот без учета членов их семей. Предоставление жилого помещения Аптуковой Р.Н. с учётом членов ее семьи приведёт к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных детей-сирот жилыми помещениями.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые, помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании - их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном, учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к. расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005).
Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными, обязательствами субъектов Российской Федерации, Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,- а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Из материалов дела следует, что Аптукова (до брака - Мансурова) Р.Н., дата рождения, приходится дочерью М 1. и М 2., родители решением *** районного суда от дата лишены родительских прав, то есть Аптукова Р.Н. является лицом, имеющим статус лица, оставшегося без попечения родителей.
На основании постановления главы муниципального образования " ****" N ** от дата над несовершеннолетней Мансуровой Р.Н., установлено опекунство. Жилое помещение за истцом не закреплено.
Решением жилищной комиссии от 14.05.2005, истец поставлена на учёт как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма.
Согласно диплому дата Аптукова (Мансурова) Р.Н. окончила ФГОУ СПО " Название".
дата Аптукова (Мансурова) Р.Н. заключила брак с Аптуковым М.М., дата от брака родился сын Р 1., дата родился сын Р 2.
Аптукова Р.Н., её супруг Аптуков М.М., сыновья Р 1. и Р 2., в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали.
Решением жилищной комиссии от 15.09.2010, семья истца признана малоимущей и поставлена на учёт для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец - Аптукова Р.Н., как лицо, отнесённое к категории детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку Аптукова Р.Н. жилья на праве собственности, либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учёт, как лицо, нуждающееся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с этим истцу должно быть предоставлено органом местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счёт средств бюджета субъекта федерации выделяемых на эти цели.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности предоставления жилого помещения истцу с учётом членов её семьи отмену решения не влекут.
Положения абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагают, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей. находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с п. 9 ст. 1 и ст. 9 Закона Пермского. края от 14.07.2008 N 255 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда" жилые помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются во внеочередном порядке. При этом жилые помещения предоставляются с учётом членов семьи. Поскольку истцу не было во внеочередном порядке предоставлено жилое помещение, у суда имелись основания для вывода о предоставлении жилого помещения с учётом членов семьи истца, которому оказываются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Бардымского районного суда Пермского края от 25 апреля 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.