судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Пискуновой М.В.
Судей Подольской А.А., Бочкова Л.Б.
при секретаре Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 03.05.2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение от 29 марта 2012 года N N о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка, площадью 274 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" км в части изменения и перевода с категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию земель "земли населенных пунктов".
Обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области возобновить кадастровый учет изменений земельного участка, площадью 274,00 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" из существующей категории в категорию земель "земли населенных пунктов".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пискуновой М.В., доводы в поддержание жалобы представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области Масевой О.В., возражения относительно доводов жалобы представителя Марабяна С.М. - Лахай А.Б., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марабян С.М. (Заявитель) обратился в суд к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, пояснив в обоснование требований о том, что при обращении в Красноярский филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области с заявлением об изменении адреса и категории земель принадлежащего ему земельного участка площадью 274,0 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" с категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию земель "земли населенных пунктов", осуществление кадастрового учета было приостановлено по причине не представления акта органа власти об изменении категории земельного участка.
Указывая на то, что действия Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области являются незаконными, поскольку орган государственного учета вправе самостоятельно запросить такие документы, заявитель просил суд признать незаконным решение от 29 марта 2012 года N N о приостановлении кадастрового учета и обязать ответчика возобновить кадастровый учет изменений вышеуказанного земельного участка.
Судом постановлено вышеизложенное решение, с которым Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в лице представителя Костина А.А. не согласен и просит отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу Марабян С.М. в лице представителя по доверенности Лахай А.Б. с доводами жалобы не согласен и считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Марабяна С.М. - Лахай А.Б. возражал относительно доводов жалобы.
Представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области Масева О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 274 кв.м, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", находится в собственности Марабяна С.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N.
20.03.2012 года Марабян С.М. обратился в Красноярский филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений адреса и категории земель вышеуказанного земельного участка с категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию земель "земли населенных пунктов".
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" гражданин вправе обратиться с заявлением об изменении категории земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.11.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (ч. 5 ст. 14 Закона).
Законом Самарской области от 25.02.2005 года N 47-ГД (ред. от 11.10.2010 года) "Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Красноярский Самарской области, наделение их соответствующим статусом и установлении их границ установлены границы городских и сельских поселений муниципального района Красноярский Самарской области, согласно приложениям N 1 и N 2 к Закону, в число которых входит городское поселение Волжский муниципального района Красноярский Самарской области, включающее поселок городского типа Волжский, с административным центром в поселке городского типа Волжский.
Из имеющихся в материалах дела сведений Администрации городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области от 15.03.2011 года N 141 и выписки из постановления администрации г.п. Волжский N 3 от 02.02.2010 года о присвоении адреса следует, что спорный участок расположен в границах поселения "адрес", что также подтверждается картографическим описанием границ данного городского поселения.
Судом верно отмечено о наличии общей границы спорного земельного участка с другими земельными участками, принадлежащими Марабяну С.М., относящимися к категории земель "земли населенных пунктов", поэтому, принимая во внимание, что данные земельные участки в период действия Закона "О земле" 2005 года были поставлены на кадастровый учет, указанное обстоятельство само по себе предполагает наличие сведений о границах участков и отнесение их к землям поселений.
Как установлено судом, решением Красноярского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 29.03.2012 года осуществление кадастрового учета по заявлению Марабяна С.М. приостановлено в связи с не представлением акта органа государственной власти об изменении категории земельного участка.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено приостановление осуществления кадастрового учета при непредставлении необходимых для кадастрового учета документов, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 года N 618 (ред. от 05.10.2010) "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (вместе с "Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости") орган государственной власти или орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета принятые в пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в пунктах 7,13-16 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Акты уполномоченных органов об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований, представляются в орган кадастрового учета органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 9 Постановления).
Кроме того, частью 1 статьи 5 вышеупомянутого Закона N 172 -ФЗ от 21.12.2004 года предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель и земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменятся территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, предоставляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Также из положений Закона следует, что если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением категории земельного участка сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Анализируя изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не возлагает обязанности на частное лицо - правообладателя земельного участка - по предоставлению документа об изменении категории земельного участка.
Аналогичная позиция изложена в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 03 августа 2011 года N ОГ-Д23-785.
Возложение на заявителя обязанностей по предоставлению документов, которые в установленном выше порядке должны быть предоставлены в орган кадастрового учета уполномоченными лицами, нарушают его права, в том числе ограничивают право изменить категорию, принадлежащего ему земельного участка, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав решение органа государственной регистрации от 29.03.2012 года незаконным с обязанием возобновить осуществление кадастрового учета изменений земельного участка по заявлению Марабяна С.М.
Доводы апелляционной жалобы о не применении до 1 июля 2012 года абзаца первого части 4 и части 4.1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может рассматриваться судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда, поскольку постановка ранее на кадастровый учет смежных земельных участков с категорией "земли населенных пунктов" свидетельствует о том, что органу кадастрового учета категория земель, к которой отнесен земельный участок относительно его местоположения, было известно.
Более того, доказательств невозможности или наличия обстоятельств, препятствующих или затрудняющих самостоятельно истребовать необходимые документы или сведения органами кадастрового учета не представлено.
Иные доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, являвшихся предметом судебного рассмотрения, и не опровергают правильность выводов суда, которые основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены судебного решения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 03.05.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.