Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Рыжониной Т.Н.,
судей Строгановой Г.В., Раужина Е.Н.,
при секретаре Аникиной К.Е.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжониной Т.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Беловского городского округа
на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 12 мая 2012 года
по иску З.О.В. к Администрации Беловского городского округа о понуждении к предоставлению жилого помещения, к Администрации Кемеровской области о выделении субвенции для приобретения жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
З.О.В. обратилась в суд с иском к администрации Беловского городского округа о понуждении к предоставлению жилого помещения.
Требования мотивировала тем, что она ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой. Ее родители умерли.
Распоряжением администрации города Белово от 05.05.2004 года N она поставлена на учет для предоставления жилья вне очереди, на 01.04.2011 год номер ее очереди 37.
До настоящего времени жилое помещение ей предоставлено не было.
На основании п.2 ст.57 ЖК РФ, п. 1ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 34 ГК РФ, с учетом изменения исковых требований просила обязать Администрацию Кемеровской области выделить субвенцию для приобретения жилого помещения; обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить ей жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах населенного пункта город Белово, площадью не менее установленной нормой по договору социального найма.
Представитель администрации Беловского городского округа Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала.
Представитель Администрации Кемеровской области в суд не явился.
Представитель 3-го лица МКУ "Управление образования города Белово" в суд не явился.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 12 мая 2012 года постановлено:
Обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить З.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее 33 кв.м. в пределах Беловского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В удовлетворении иска к Администрации Кемеровской области отказать.
В апелляционной жалобе представитель администрации Беловского городского округа просит отменить решение суда, вынести новое решение, удовлетворив требования истицы в полном объеме.
Указывает, что суд не надлежаще исследовал порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Администрация Беловского городского округа не располагает свободными жилыми помещениями. Доказательств наличия свободных помещений истцом не представлено.
В решении суда не указано, из какого бюджета должно производиться финансирование приобретения жилья, в связи с чем допускается некорректное (неоднозначное) толкование решения, исключающее прямое указание закона N159-ФЗ на источник финансирования.
Суд неправомерно отказал в исковых требованиях в части целевого финансирования Администрацией Кемеровской области в виде предоставления субвенции.
Кроме того, в связи с обязательностью исполнения решения в пользу истицы будут нарушены законные права других граждан, также имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
Изучив материалы дела, заслушав З.О.В., просившую предоставить ей квартиру обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, З.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как ее отец З.В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), мать З.Г.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
С 09.02.1998 года З.О.В. обучается в МОУ " "..."" (л.д. 9).
Зарегистрирована З.О.В. по месту пребывания по адресу: "адрес" на срок с 05.07.2011 года по 19.04.2012 года (л.д. 10). В настоящее время З.О.В. постоянного жилья не имеет, никаких прав на жилое помещение не приобрела.
В соответствии с распоряжением Администрации г. Белово от 05.05.2004 года N З.О.В. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Администрацией Беловского городского округа во внеочередном порядке до настоящего времени З.О.В. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма. В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер очереди З.О.В. среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на 01.04.2011г. - 37 (л.д. 11-12).
Разрешая спор по существу, с учетом всех обстоятельств дела и совокупности исследованных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истицы, обязав Администрацию Беловского городского округа Кемеровской области предоставить З.О.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 33 кв.м. в пределах Беловского городского округа, отвечающее санитарным и техническим ...
Указанные выводы судебная коллегия находит обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам и доказательствам, подтверждающим эти обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не указал, из какого бюджета должно производиться финансирование приобретения жилья, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.
Как установлено Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2006 года N 165 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции и учитываются на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства в установленном порядке. Балансодержателем приобретаемых жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма за счет средств субвенций, выделяемых из областного бюджета, являются органы местного самоуправления.
Закон Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией Администрации Кемеровской области.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты формируются на основании принципа общего покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляются на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета.
Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий.
Таким образом, вопрос финансирования и обеспечения жильем льготных категорий граждан, в том числе и детей-сирот, определен на законодательном уровне, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении требований к Администрации Кемеровской области в части финансирования предоставления жилья для истицы..
Доводы жалобы о том, что администрация Беловского городского округа не располагает свободными жилыми помещениями, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения, соответствующего закону и установленным обстоятельствам дела.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 12 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Беловского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Н. Рыжонина
Судьи: Г.В. Строганова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.