Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей: Дудурек Н.Г., Сорокина А.В.
при секретаре Черновой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области, в лице Главы района Дикало И.Н., на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 03 мая 2012 года
по делу по искуФИО N 1 к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
ФИО N 1 обратилась в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района, в котором просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г. "?".
Требования мотивировала тем, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее родители лишены в отношении нее родительских прав. С"дата" года по"дата" года находилась на полном государственном обеспечении в ""?"", после окончила техникум. С"дата" года состоит на учете в администрации Мариинского района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", номер очереди - 479. Полагает, что ответчик в нарушении требований закона до настоящего времени не предоставляет ей жилое помещение, а собственного жилья она не имеет. Считает, что неисполнение ответчиком требований законодательства нарушает ее конституционные права.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Абакумова М.А. иск не признала полностью.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 03 мая 2012 года искФИО N 1 удовлетворен и постановлено:
"Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставитьФИО N 1, "дата" года рождения жилое помещение по договору социального найма не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в с. "?"".
В апелляционной жалобе глава администрации Мариинского муниципального района просит решение суда изменить и указать в резолютивной части решения о предоставлении жилого помещения за счет субвенций, выделяемых из бюджета Кемеровской области, и срок предоставления жилого помещения до 31.12.2012 года. Указывает, что суд в нарушении ст.67 ГПК РФ не учел и не дал оценки письменным доказательства, а именно, информации КУМИ Мариинского муниципального района от 02.05.2012 года об отсутствии в казне района свободных жилых помещений и информации финансового управления по Мариинскому району об отсутствии в 2012 году финансирования бюджета района из бюджета Кемеровской области на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Таким образом, полагает, что судом не принято во внимание и не дано оценки тому, что возложение на администрацию Мариинского муниципального района обязанности по предоставлению жилого помещения истцу без учёта субвенций приведет к необоснованному возложению на администрацию Мариинского муниципального района расходов связанных с исполнением решения суда. Кроме того, исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в течение всего финансового 2012 года и в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами. Следовательно, обязанность администрации Мариинского муниципального района по предоставлению жилого помещения истцу возникает с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года и только за счет предоставляемых бюджету Мариинского муниципального района субвенций из бюджета Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.40 Конституции РФ "каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".
На основании ст.2 ЖК РФ "органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище".
В соответствии с п. 3,4,5 ч.1 ст. 14 ЖК РФ "к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ "вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы".
В соответствии со ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является Кемеровская область; местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Кемеровской области.
Согласно п. 2 ст.1 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона.
В соответствии с п.4 ст.2 данного Закона Кемеровской области заявления (ходатайства) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, родителиФИО N 1 в отношении нее были лишены родительских прав, в связи с чем она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО N 1 ни в собственности, ни по договору социального найма жилого помещения не имеет и с"дата" года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", в администрации Мариинского района. Ее регистрационный номер в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 479.
Вышеуказанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции, верно применив приведенные выше положения законодательства, и установив, чтоФИО N 1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на внеочередное получение жилья, которым до настоящего времени не обеспечена, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что требованияФИО N 1 о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в с. "?".
Доводы апелляционной жалобы Администрации Мариинского муниципального района о том, что суд в решении не указал, что жилье истцу должно быть предоставлено за счет средств субвенций, предоставляемых на обеспечение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели из бюджета Кемеровской области, а также, что суд в решении не указал, что обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, так как не основаны на законе.
Закон Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрел особенности принятия на учет детей сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией Администрации Кемеровской области.
Как установлено Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2006 г. N 165 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции и учитываются на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства в установленном порядке. Балансодержателем приобретаемых жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма за счет средств субвенций, выделяемых из областного бюджета, являются органы местного самоуправления.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.
Таким образом, вопрос финансирования и обеспечения жильем льготных категорий граждан, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен на законодательном уровне, в связи с чем, суд не должен был в решении обязывать администрацию области перечислить указанные субвенции и выяснять вопрос об их выделении из областного бюджета.
Что касается довода апелляционной жалобы ответчика о нарушении судом при постановлении решения ст. 206 ГПК РФ, что выразилось в не установлении судом срока для выполнения ответчиком возложенных на него обязанностей, судебная коллегия также находит их несостоятельными.
Не указание в решении срока, в течение которого соответствующие действия ответчиком должны быть исполнены, не свидетельствует о незаконности судебного решения. Одновременно, приведенные выше нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не содержат указаний на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Иных доводов влекущих отмену или изменение решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом верно установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы процессуального и материального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст.67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 03 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.