Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Сударьковой Е.В., Охременко О.В.
при секретаре Барановской Н.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску Фаюстовой "данные изъяты" к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края, Управлению Судебного Департамента в Красноярском крае о взыскании расходов на переезд
по апелляционной жалобе представителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края Трухиной В.П.
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 23 мая 2012 года, которым постановлено:
"Взыскать с Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края в пользу Фаюстовой "данные изъяты" сумму расходов по выезду из районов Крайнего Севера в связи с переездом к новому месту жительства в размере 54 702 (пятьдесят четыре тысячи семьсот два) рубля 40 копеек.
Взыскать с Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 (двести) рублей.
В удовлетворении требований Фаюстовой "данные изъяты" к Управлению Судебного Департамента в Красноярском крае о взыскании расходов на переезд, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фаюстова Е.В. обратилась в суд к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края с иском о взыскании расходов на переезд из районов Крайнего Севера к новому месту жительства.
Требования мотивировала тем, что на основании приказа Управления Судебного департамента в Красноярском крае от 26.03.2009 г. N 384 была зачислена в штат мировых судей Красноярского края на должность мирового судьи судебного участка N156 в районе Талнах г.Норильска на трехлетний срок полномочий. Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 31.03.2011 г. N298 "О назначении мировых судей в Челябинской области" с 06.04.2011 г. Фаюстова Е.В. была назначена мировым судьей судебного участка N 3 г.Миасса Челябинской области. Приказом УСД в Красноярском крае от 05.04.2011 г. N 81лс она была исключена из штата мирового судьи судебного участка N156 на основании п.п.3 п.1 ст.14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". 27.04.2012 г. Фаюстова Е.В. обратилась с заявлением в УСД в Красноярском крае о возмещении расходов по переезду из районов Крайнего Севера в сумме 54 702 рублей 40 копеек. Письмом УСД КК от 29.12.2011 г. в возмещении расходов ей было отказано и предложено обратиться для решения этого вопроса в Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края.
Письмом Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края от 02.02.2012 г. в возмещении указанных расходов ей также было отказано.
Полагая названный отказ незаконным и противоречащим положениям ст.326 ТК РФ, Фаюстова Е.В. просила взыскать возмещение расходов по выезду из районов Крайнего Севера.
Определением суда от 26.04.2012 года к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству Фаюстовой Е.В. привлечено УСД в Красноярском крае.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. Судом постановлено взыскать с Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края в пользу Фаюстовой Е.В. расходы по выезду из районов Крайнего Севера.
В апелляционной жалобе представитель Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края Трухина В.П. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края Трухину В.П., представителя Управления Судебного Департамента в Красноярском крае Бокареву И.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании расходов на переезд из районов Крайнего Севера с Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края, суд первой инстанции исходил из того, что мировые судьи замещают должности Красноярского края, а действующее федеральное законодательство, несмотря на то что заработная плата мировым судьям выплачивается за счет средств федерального бюджета, не предусматривает возмещение расходов судьям, выезжающим из районов Крайнего Севера в другую местность, за исключением переезда в случае перевода судей в другую местность (ст.4 Федерального закона от 10.01.1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации") и поскольку спорное правоотношение к данному случаю не относится, то вышеуказанные расходы не могут быть отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, а возмещаются за счет бюджета Красноярского края.
Учитывая, что законодательство, регулирующее трудовые отношения судей не предусматривает выплату компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора, суд обоснованно исходил из того, что в этом случае на судей подлежит распространению в части не урегулированной указанными нормативными актами законодательство о труде РФ, в том числе и положения ст.326 ТК РФ, предусматривающие оплату стоимости проезда по фактическим расходам и стоимости провоза багажа работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность. При этом органами государственной власти субъектов Российской Федерации размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, устанавливаются только лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.3 и 5 ст.326 ТК РФ).
Между тем, вывод суда о взыскании с Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края в пользу Фаюстовой Е.В. расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера к новому месту жительства, судебная коллегия находит основанным на неправильном толковании норм материального права.
Так, согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 17.12.1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.2 указанного Закона, на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.
Статья 10 данного Закона регламентирует порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, разделяя указанные понятия.
Как установлено в ч.1 ст.10 Закона, финансирование мировых судей, то есть обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, согласно ч.3 указанной статьи, осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 20.06.2006 г. N 19-4817 "О мировых судьях в Красноярском крае", мировые судьи Красноярского края входят в единую судебную систему Российской Федерации и обладают статусом, единым со статусом других судей в Российской Федерации, независимо от того, что являются судьями общей юрисдикции Красноярского края и замещают государственные должности Красноярского края.
Частями 1 и 2 ст.7 Закона края, регламентирующей материально-техническое и организационное обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов, предусмотрено, что финансирование расходов, необходимых для обеспечения деятельности мировых судей и их аппаратов, в том числе командировочных расходов мировым судьям, осуществляется за счет средств краевого бюджета. Материально-техническое, организационное обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти края по обеспечению деятельности мировых судей края.
К материально-техническому и организационному обеспечению деятельности мировых судей относятся, в частности, расходы, связанные с размещением мирового судьи и его аппарата в надлежащем для их деятельности и доступном для населения помещении (здании) (ст.6), финансирование профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей (ч.5 ст.4.1), командировочные расходы и т.п.
Как следует из ч.4 ст.6 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, которое осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом, материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.7).
Согласно п.1.1 Положения об агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 г. N 43-п, Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в числе прочего, материально-техническое и организационное обеспечение деятельности мировых судей края и их аппаратов. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов, осуществление мер по организационному обеспечению деятельности мировых судей и их аппаратов, осуществление мер по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей и их аппаратов предусмотрены в качестве задач, определяющих компетенцию Агентства (п.п.2.1, 3.1, 3.2).
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.
Согласно ч.1 ст.5 этого Закона, финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия осуществляется Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.
Из п.18 ч.1 ст.6 Закона следует, что Судебный департамент организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ч.1 ст.13 и ст.14 Закона, Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента. Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.
Из анализа и системного толкования всех вышеуказанных правовых норм следует, что финансирование или материальное содержание мировых судей производится за счет средств федерального бюджета. Средства на указанное финансирование мировых судей Красноярского края предоставляются Управлению Судебного Департамента Красноярского края. При этом Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края осуществляет только материально-техническое и организационное обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов.
Иной порядок нарушал бы установленные в основополагающих нормативно-правовых актах РФ, принципы независимости судей и судебной системы, а также единства судебной системы, поскольку, согласно ч.2 ст.1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. При этом согласно ст.3 данного Закона, единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета, а в соответствии со ст.124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, любые суммы, подлежащие выплате мировым судьям, направленные на их финансирование или материальное содержание, за исключением прямо предусмотренных законом, подлежат выплате за счет средств федерального бюджета, распорядителем которого является Управление Судебного Департамента Красноярского края.
При таких обстоятельствах, принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно в полном объеме подлежит отмене с вынесением нового решения, которым исковые требования Фаюстовой Е.В. к Управлению Судебного Департамента в Красноярском крае о взыскании расходов на переезд в сумме 54 702 рублей 40 копеек следует удовлетворить, а в удовлетворении ее требований к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края о взыскании расходов на переезд отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 23 мая 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым взыскать с Управления Судебного Департамента в Красноярском крае в пользу Фаюстовой "данные изъяты" расходы по выезду из районов Крайнего Севера в связи с переездом к новому месту жительства в сумме 54 702 рублей 40 копеек.
В удовлетворении требований Фаюстовой Е.В. к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края о взыскании расходов на переезд, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.