судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - Кузнецовой Л.В.,
судей - Авдеевой С.Н., Трофимовой М.В.,
при секретаре Кудаеве Б.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.
гражданское дело по иску Поповой Т. Г. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области о конвертации пенсии
по апелляционной жалобе Поповой Т. Г.
на решение Бутурлиновского районного суда Воронежской области
от 22 марта 2012 года
(судья райсуда Бесов А.В.)
УСТАНОВИЛА:
Попова Т.Г. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области о конвертации пенсии, указав, что она отработала в районе Крайнего Севера, в Министерстве юстиции Коми - 33 года, из них: в Воркутинском народном суде - 15 лет и в Усинском народном суде - 19 лет. В октябре 1989 года она ушла на пенсию по льготам Севера в 50 лет. После этого она работала еще до мая 1994 года. При начислении пенсии Усинским Пенсионным фондом ей были указаны следующие данные: общий трудовой стаж- 51 год, стажевый коэффициент- 75%. Истица указывает, что работники Пенсионного фонда г.Бутурлиновка ее данные по пенсии пересчитали по другому, объясняя конвертацией.
Не согласившись с расчетом, произведенным ответчиком, истица обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области о конвертации пенсии с применением льготного (полуторного) порядка исчисления стажа и применением 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера в качестве требуемого стажа для исчисления стажевого коэффициента, используемого при определении расчетного размера пенсии, просила обязать ГУ УПФ РФ по Бутурлиновскому району произвести ей конвертацию пенсии с учетом стажа -51 год и СК=75%.
Решением Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 22 марта 2012 года в удовлетворении исковых требований Поповой Т. Г. к ГУ -Управлению пенсионного фонда РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области о конвертации пенсии - отказано( л.д.36-39).
В апелляционной жалобе Поповой Т.Г. ставится вопрос об отмене состоявшегося решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права. Доводы жалобы сводятся к тому, что, поскольку пенсия истице в 1989г. была назначена с применением льготного порядка исчисления специального стажа работы в районах Крайнего Севера и с применением стажевого коэффициента 75%, и за весь период работы в районе Крайнего Севера зарплата начислялась ей в полуторном размере, то при конвертации ее пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должен быть применен такой же порядок (л.д.41-42).
В письменном возражении относительно апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ по Бутурлиновскому району просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Поповой Т.Г. - без удовлетворения (л.д.46-51).
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, в порядке п.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор, районный суд правильно применил нормы материального права, указав, что согласно ст.12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года определен порядок исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, который в настоящее время производится только в календарном порядке.
Судом установлено, что с 1 января 2002 года в ГУ УПФ РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области Поповой Т.Г. была назначена пенсия по старости за работу на Крайнем Севере и произведена конвертация пенсионных прав. При этом размер пенсии ей был рассчитан на основании Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" с применением районного коэффициента к заработной плате, действующего на территории Усинского района республика Коми для работников непроизводственных отраслей в размере 1,3 и повышенного отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) в размере 1,4. Страховой стаж, требуемый для приобретения права на трудовую пенсию, учтен в календарном порядке и составил 34 года 11 месяцев 14 дней.
В соответствии с решением Бутурлиновского районного суда от 17 сентября 2002 года на ГУ - УПФ РФ по Бутурлиновскому району была возложена обязанность исчислять размер пенсии Поповой Т.Г. с применением отношения средней заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране в размере 1,7 и произвести перерасчет выплаченной пенсии с выплатой недополученных денежных сумм с 1 марта 2002 года. На 1 января 2002 года страховой стаж Поповой Т.Г., исчисленный в календарном порядке, составил 34 года 11 месяцев 14 дней. В связи с вступлением в силу указанного решения суда Поповой Т.Г. произведен перерасчет трудовой пенсии с применением отношения средней заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране в размере 1,7.
Оспаривая законность принятого решения, Попова Т.Г. ссылается на нарушение ее пенсионных прав в связи с неприменением предусмотренного ранее действовавшим пенсионным законодательством льготного порядка исчисления стажа при расчете ее пенсии, стажевой коэффициент с учетом льготного порядка исчисления стажа на соответствующих видах работ должен составлять 0,75% вместо 0,70%, а придание обратной силы закону в части льготного порядка исчисления периодов ее работы привело к ухудшению ее пенсионного обеспечения.
Согласиться с такими доводами судебная коллегия не может.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.
На лиц, на которых в соответствии со ст.28 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О внесении дополнений в статью 7 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав.
Норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.
В п.п. "е" п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года N25 также разъяснено, что продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности исчисляется в календарном порядке независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере) и в него включаются лишь те периоды, которые перечислены в названном выше пункте. Указанное правило не препятствует осуществлению оценки пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года независимо от того, выработан ими на 1 января 2002 года общий стаж или специальный стаж полностью или частично, исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом подлежат применению положения статей 16 и 17, а также статьи 18 данного закона, которыми установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии.
Как следует из заявленных требований, истица полагает, что размер пенсии ей должен быть исчислен по нормам действующего пенсионного законодательства, однако с применением ранее действовавшего порядка подсчета льготного стажа и стажевого коэффициента. Однако такой порядок исчисления пенсии действующим пенсионным законодательством не предусмотрен.
Судебная коллегия полагает, что районный суд, руководствуясь приведенными в решении нормами закона, Постановлением Конституционного Суда РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ пришел к правильному выводу о том, что страховой стаж Поповой Т.Г. для назначения ей пенсии по старости и стажевый коэффициент ответчиком определены правильно, в соответствии с действующим законодательством, и что оснований для удовлетворения исковых требований Поповой Т.Г. не имеется.
Решение постановлено при правильном толковании и применении норм материального права, нарушений норм процессуального права не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны приведенным в суде первой инстанции, по существу судом оценены, выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 22 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой Т. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.