Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 18 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой О.Н.,
судей Демьяновой Н.Н., Синицыной О.Р.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Савельевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы городского округа город Шарья Неганова Э.Г. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 12 апреля 2012 года, которым удовлетворено заявление Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня принятия подпункта 3 пункта 1 решения Думы городского округа город Шарья N67-ДН от 28.12.2011 г. "О внесении изменений в решение Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.12.2010 г. N72-ДН "О размере платы граждан за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по содержанию общего имущества в ветхом жилом фонде на 2011 г.".
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителей Думы городского округа город Шарья Костромской области Рыжовой Е.В. и Ныкля Е.Э., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Рыловой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим со дня принятия п.п. 3 п. 1 решения Думы городского округа город Шарья N 67-ДН от 28.12.2011 г. "О внесении изменений в решение Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.12.2010 г. N 72-ДН "О размере платы граждан за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по содержанию общего имущества в ветхом жилом фонде на 2011 г.". В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в январе 2012 г. Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности Думы городского округа город Шарья. В ходе проверки установлено, что 28.11.2011 г. принято решение Думы городского округа г. Шарья N 67-ДН "О внесении изменений в решение Думы городского округа г. Шарья Костромской области от 24.12.2010 г. N 72-ДН "О размере платы граждан за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по содержанию общего имущества в ветхом жилом фонде на 2011 г.". Указанное решение официально опубликовано в газете "Ведомости Шарьи" N29 от 28.12.2011 г., вступило в силу 01.01.2012 г. и действует до 30.06.2012 г. При этом п.п. 3 п. 1 вышеназванного решения противоречит действующему законодательству. В нарушение положений статей 37, 154, 156, 158 ЖК РФ, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491, подпунктом 3 пункта 1 решения Думы городского округа город Шарья от 28.12.2011 г. N 67-ДН предусмотрено установление размера платы за услугу по сбору и вывозу ТБО в размере 190,09 руб. за 1 куб. м. отходов, вместо установления размера платы из расчета на 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Кроме того, как следует из пояснительной записки к решению Думы городского округа город Шарья от 28.12.2011 г. N 67-ДН, размер платы за вывоз ТБО состоит из двух составляющих: вывоз ТБО (146,78 руб.) и утилизация ТБО (43,31 руб.).
Потребителем услуги по вывозу ТБО является гражданин (согласно Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. N155), а потребителями услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона РФ от 30.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса"). Решение же Думы городского округа город Шарья распространяется еще и на тех граждан, которые проживают в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих компаний либо где созданы ТСЖ, ЖСК. При этом размер платы за утилизацию ТБО взят из постановления Департамента ТЭК и ТП Костромской области от 29.10.2010 г. N10/161, которым введен в действие тариф на услуги по захоронению (утилизации) ТБО, оказываемые потребителям ООО "Спецтранс", к коим из числа граждан отнесены только жители многоквартирных домов, избравших непосредственный способ управления многоквартирным домом.
Письмом Минрегионразвития РФ от 03.10.2008 г. N25080-СК/14 предусмотрено, что при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО. Однако в данном случае согласие потребителей изначально получить невозможно. Следовательно, увеличение решением Думы городского округа город Шарья размера платы за сбор и вывоз ТБО на сумму оплаты утилизации также незаконно, т.к. жители многоквартирных домов (исключение - избравшие непосредственный способ управления многоквартирным домом) не являются потребителями услуги по утилизации, и, соответственно, не должны ее оплачивать.
Таким образом, установление размера платы за услугу по сбору и вывозу ТБО с нарушением установленного законом порядка определения ее размера, а также включение без согласия собственников в размер платы за сбор и вывоз ТБО платы за утилизацию, влечет нарушение жилищных прав неограниченного круга лиц - собственников и нанимателей жилых помещений, на которых распространяет свое действие решение Думы городского округа город Шарья от 28.12.2011 г. N 67-ДН, что влечет за собой значительные материальные затраты граждан.
О фактах нарушений прав граждан свидетельствуют многочисленные обращения граждан в прокуратуру для разрешения данного вопроса, т.к. этим решением в своей деятельности руководствуются управляющие компании, которые с 01.01.2012 г. повысили тариф за услугу по сбору и вывозу ТБО.
По делу постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе глава городского округа город Шарья Костромской области Неганов Э.Г. просит применить ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и изменить решение Шарьинского районного суда от 12.04.2012 г. в части признания недействующим п.п. 3 п. 1 решения Думы городского округа город Шарья N 67-ДН от 28.12.2011 г. "О внесении изменений в решение Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.12.2010 г. N 72-ДН "О размере платы граждан за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по содержанию общего имущества в ветхом жилом фонде на 2011 г." со дня вступления решения в законную силу. Указывает, что оспариваемый прокуратурой подпункт 3 пункта 1 решения Думы по размеру услуг по сбору и вывозу ТБО, являясь положением нормативного правового акта и действуя с 01.01.2012 г., использовался ООО "данные изъяты" - организацией, оказывающей такой вид услуг, не только при реализации данного права на предоставление этого вида услуг при заключении договоров с потребителями в многоквартирных домах - ТСЖ, жилищные кооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений, что подтверждается письменным ответом, имеющимся в материалах дела, но и управляющими компаниями, ТСЖ и собственниками при непосредственном способе управления многоквартирным домом, которые использовали также право выбора при установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, т.е. исходя из положений решения Думы от 28.12.2011 г. N 67-ДН, что соответственно применялось и для предъявления оплаты гражданам. На основании ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), что также свидетельствует о возможном решении данного вопроса только на будущее время, а также затрагивает уже реализованные собственниками (гражданами) права на выбор размера платы. Кроме того, часть 13 статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере. При изменении размера платы с 01.01.2012 г. реализация данных положений ЖК РФ наймодателями и управляющими организациями будет невозможна. Считает что суд, вынося решение 12.04.2012 г. и признавая данное положение недействующим с 01.01.2012 г., не учел обстоятельства и доводы, которые приводились представителями заинтересованных лиц Думы городского округа город Шарья и администрации городского округа город Шарья о другом времени признания части нормативного правового акта недействующим в связи с тем, что на основании решения суда при формировании стоимости размера услуги по сбору и вывозу ТБО исходя из кубического метра на человека необходимо произвести перерасчет этой услуги с 01 января 2012 г. на занимаемую общую площадь жилого помещения, что обязательно приведет к увеличению размера данной платы для отдельных собственников (граждан).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая заявителем норма противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.
Подпункт "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491, предусматривает, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса и согласуется с положениями части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ. По смыслу этой нормы к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома независимо от организации сбора и вывоза ТБО.
Проанализировав нормы приведенного выше законодательства и оценив установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку установление подпунктом 3 пункта 1 решения Думы городского округа город Шарья от 28.12.2011 г. N67-ДН размера платы за услуги по сбору и вывозу ТБО в размере 190,09 руб. за кубический метр отходов, противоречит федеральному законодательству, устанавливающему размер платы из расчета на 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Правильность выводов суда в апелляционной жалобе по существу не оспаривается.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым в резолютивной части судебного решения момент, с которого оспариваемое положение признается недействующими, определить с 01.07.2012 г., исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения. При этом если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Признавая оспариваемое в части решение Думы городского округа город Шарья не действующим с момента его принятия, суд в решении каких-либо обстоятельств, обосновывающих необходимость признания данного акта не действующим именно с данного момента, не привел.
Вместе с тем суд не учел, что оспариваемое решение применялось с 1 января 2012 года, на его основании производился расчет размера платы по услугам сбора и вывоза ТБО гражданам, что не оспаривалось участниками процесса.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части.
В силу положения ст. 209 ГПК РФ в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено.
Решение Думы городского округа город Шарья от 28.12.2011 г. действовало по 30 июня 2012 г. Таким образом, оно не может быть признано судебной коллегией недействующим (в оспоренной части) со дня вступления решения в законную силу, как об этом было заявлено в апелляционной жалобе, так как данная дата находится за рамками срока действия нормативного правового акта.
В то же время, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, что решение по делу об удовлетворении заявленных прокурором требований постановлено судом 12.04.2012 г., апелляционная жалоба поступила в суд 18.05.2012 г., т.е. до истечения срока действия нормативного правового акта, судебная коллегия полагает возможным определить, что подпункт 3 пункта 1 решения Думы городского округа город Шарья N67-ДН от 28.12.2011 г. "О внесении изменений в решение Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.12.2010 г. N72-ДН "О размере платы граждан за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по содержанию общего имущества в ветхом жилом фонде на 2011 год" признается противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 01 июля 2012 г.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 12 апреля 2012 года по существу оставить без изменения.
Уточнить резолютивную часть решения Шарьинского районного суда Костромской области от 12 апреля 2012 года (абзац второй) указанием на то, что подпункт 3 пункта 1 решения Думы городского округа город Шарья N67-ДН от 28.12.2011 г. "О внесении изменений в решение Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.12.2010 г. N72-ДН "О размере платы граждан за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по содержанию общего имущества в ветхом жилом фонде на 2011 год" признается противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 01 июля 2012 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.