Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей Туникене М.В., Штейнле А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 23 мая 2012 г. Заслушав доклад судьи Туникене М.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матвиенко В.В. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в черте г.Смоленска, ссылаясь на то, что является "данные изъяты", в соответствии с законом Смоленской области N 23-з имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального строительства, однако ответчиком было необоснованно отказано в этом.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, представлен отзыв, согласно которому истице разъяснено, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка ввиду отсутствия сведений о наличии свободных земельных участков возможно после предоставления схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Представитель третьего лица Администрации г.Смоленска в судебное заседание не явился, из отзыва следует, что свободные земельные участки в черте г.Смоленска отсутствуют.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 23 мая 2012 г. исковые требования Матвиенко В.В. удовлетворены. Суд обязал Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Матвиенко В.В. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске площадью в пределах нормы предоставления, не менее 1000 кв.м и не более 1800 кв.м с проведением за счет Матвиенко В.В. работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального права. Указывает на то, что предоставлены могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие кадастровый учет. Утвержденная Администрацией г.Смоленска схема расположения испрашиваемого земельного участка, а также кадастровый паспорт земельного участка истцом не представлены.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает решение суда правильным.
Судом установлено, что Матвиенко В.В. является "данные изъяты" и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 N23-з предоставлено право на получение в собственность земельныхучастковбесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Истица 16.03.2012г. обратилась с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельногоучасткадля индивидуального жилищного строительства в черте г.Смоленска.
Не оспаривая права Матвиенко В.В. на предоставлениеземельногоучастка, письмом Департамента N 4671/08 от 22.03.2012 ей разъяснено, что заявление заинтересованного лица должно содержать сведения о предполагаемом местоположении испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с п.2 ст. 28 ЗК РФ предоставлениеземельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п.4 ст.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельныхучастков в собственность граждан бесплатно" ветеранам труда для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участкибесплатно.
В соответствии с п.1 ст.30 ЗК РФ предоставлениеземельныхучастков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п.1 ст.30.1 ЗК РФ предоставлениеземельныхучастков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ указывает на порядок предоставленияземельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, и проведение работ по формированию земельногоучастка.
Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельногоучастка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельногоучастка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельнымиучастками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставлениеземельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельногоучастка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатноепредоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельныйучасток не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставленииземельногоучастка.
Из изложенного следует, что само предоставлениеземельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и любой субъект земельного права вправе инициировать формирование земельногоучастка.
При этом отсутствие возможности формирования земельногоучастка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Однако, как установил суд, соответствующим органом не предоставлено сведений об отсутствии свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в черте г.Смоленска, то есть по существу принятие решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно.
В то же время отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право соответствующих категорий граждан на получение бесплатноземельногоучастка для индивидуального жилищного строительства.
Оценив доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку непредставление Матвиенко В.В. сведений о предполагаемом местоположении испрашиваемого земельногоучасткас указанием его на схеме не должно служить препятствием для разрешения соответствующего вопроса по существу, учитывая, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельныхучастков, а требование о предоставлении указанной схемы является допустимым в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельныйучасток.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельныхучастков, Департамент суду не представил, иных оснований, установленных земельным законодательством, для отказа в предоставленииземельногоучастка из материалов настоящего гражданского дела не усматривается, суд обоснованно признал требования Матвиенко В.В. подлежащими удовлетворению, возложив на Департамент обязанность предоставить ей для индивидуального жилищного строительства земельныйучасток в г.Смоленске площадью в пределах нормы предоставления.
Гражданин не в состоянии реализовать свое право на бесплатное получение земельногоучастка, поэтому Департамент, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринять действия, необходимые для обеспечения прав гражданина.
Тот факт, что Матвиенко В.В. не указала на конкретный земельныйучасток с определенными индивидуальными характеристиками, не может служить основанием для отказа ей в предоставленииземельногоучастка, поскольку такое основание отказа не предусмотрено законом (п.4 ст.28 ЗК РФ). Обращение в суд как раз и вызвано тем, что Департамент, не предоставляя соответствующих сведений, лишает истицу возможности реализовать свое право на приобретение земельногоучастка.
Доводы жалобы о том, что Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельногоучастка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, не имеет правового значения, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу гражданину в получении такого участка.
В основном доводы жалобы сводятся к мотивам, которые проверил суд первой инстанции и обоснованно опроверг, правильно определив обстоятельства, имеющие значение по делу, распределив бремя по доказыванию, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, дав им надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 23 мая 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.