Раменский городской суд Московской области В составе: председательствующего федерального судьи Федюкиной О.В.
С участием помощника Раменского городского прокурора Гущина В.В.,
при секретаре Дугиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-216/12 по иску Раменского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения "...", третьему лицу отделу надзорной деятельности по Раменскому району ГУ МЧС России по Московской области о признании незаконным бездействий, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Раменский городской прокурор обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации с/п "..." Раменского муниципального района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии должных мер в сфере пожарной безопасности.
В обоснование иска истец указал, что "дата" отделом надзорной деятельности по Раменскому району ГУ МЧС России по Московской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности администрации с/п "..." Раменского муниципального района Московской области, в ходе которой выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на протяженности участков границы населенного пункта с лесным массивом в "адрес" (нарушены положения ст. 69 ФЗ от 27.07.2008 г N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 3 ППБ 01-03, приложение 1 п. 5* СНИП 02.07.01 -89*, отсутствует (неисправна) звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации в "адрес" ( нарушены положения п. 4 ст. 4 ст. 151 ФЗ от 22.07. 2008 г N 123 "Технический рагламент о требованиях пожарной безопасности" п. 114 ППБ 01-03, в "адрес", отсутствуют площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения (нарушены положения п. 4 ст. 4 ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ"технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 94 ППБ 01-03, в "адрес" отсутствуют указатели источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним, нарушены положения п.4 ст. 4 ст. 151 ФЗ от 22.07. 2008 года N 123 _ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 90 ППБ, в "адрес" (нарушены положения п.4 ст. 4 ст. 151 от 22.07.2008 г N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 31 ППБ 01-03.
При этом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" принятие первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, создание муниципальной пожарной охраны, выделение сил и средств, в том числе спецтехники для тушения лесных и торфяных пожаров
относится к полномочиям поселений и городских округов.
Согласно положений статьи 14 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности", статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Несоблюдение требований вышеуказанного законодательства создает угрозу жизни и здоровью людей, а также повреждению, уничтожению имущества граждан, при возникновении пожара на территории сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд,
а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность (Постановление Пленума Верховного суда от 10.02.2009 N 2)
Исковые требования просили удовлетворить в соответствии со статьями 45, 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьей 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статьей 14 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 10, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности", статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В судебное заседание явился помощник Раменского городского прокурора Гущин В.В., который исковые требования уточнил, просил их удовлетворить, исключив из требований о возложении на администрацию с/п Вялковское обязанности по обеспечению мотопомпами для целей пожаротушения в "адрес", поскольку в данных населенных пунктах мотопомпы установлены.
Ответчик Администрация с/п "..." Раменского муниципального района Московской области представитель Колесникова О.П. в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать. Представлены письменные возражения на иск. Пояснила, что администрация считает требования прокурора незаконными и не обоснованными. Согласно ст. 14 п.9 ФЗ от 06.10.2003 г N 131 ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" включает в себя первичные меры пожарной безопасности. Суду было представлено постановление Главы С\П "..." от "дата" "номер" с утвержденным планом работ по устранению выявленных нарушений отделом надзорной деятельности по Раменскому району. Также в суд представлено распоряжение Главы с/п "..." от "дата" "номер" о приобретении мотопомп для целей пожаротушения, распоряжение Главы с/п "..." от "дата" "номер" о создании штаба по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на терртории с/п "..." от "дата" "номер" о порядке привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории с/п "...", и другие документы которые были приобщены в материалы дела на судебном заседании от "дата". Следовательно бездействие органа местного самоуправление отсутствует. Также пояснила, что администрация не имеет соответствующего финансирования для выполнения установленных требований пожарной безопасности. В соответствии с постановлением Правительства Московской области существуют нормативы расходов бюджетов муниципальных образований Московской области в сфере обеспечения безопасности населения. Все средства, выделенные на данные нужды, расходуются в установленном порядке.
Третье лицо отдел надзорной деятельности по Раменскому району Московской области ГУ МЧС России явился представитель Михеев И.П., который исковые требования поддержал и просил удовлетворить. Пояснил, что за неисполнение обязательных требований пожарной безопасности ответчику Администрации с/п "..." было выдано предписание, срок выполнения которого установлен до "дата". Проверка исполнения предписания буде проведена. "дата" в отношении главы Администрации с/п "..." составлен протокол об административном правонарушении за неисполнение предписания п.1-5. Считает исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "О пожарной безопасности" принятие первичных мер противопожарной безопасности в границах муниципальных образований, создание муниципальной пожарной охраны, выделение сил и средств, в том числе спецтехники для тушения лесных и иных пожаров относится к полномочиям поселений и городских округов. Согласно положений ст. 14 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 10, 19 ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Раменской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности на территории сельского поселения "..." Раменского муниципального района Московской области. Установлено, что в период с 09 час. до 17 час. "дата" Отделом надзорной деятельности по Раменскому району ГУ МЧС России по Московской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности администрации сельского поселения "..." Раменского муниципального района Московской области, в ходе которой выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на протяженности участков границы населенного пункта с лесным массивом в "адрес" (нарушены положения ст. 69 ФЗ от 27.07.2008 г N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 3 ППБ 01-03, приложение 1 п. 5* СНИП 02.07.01 -89*, отсутствует (неисправна) звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации в "адрес" ( нарушены положения п. 4 ст. 4 ст. 151 ФЗ от 22.07. 2008 г N 123 "Технический рагламент о требованиях пожарной безопасности" п. 114 ППБ 01-03, в "адрес", отсутствуют площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения (нарушены положения п. 4 ст. 4 ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ"технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 94 ППБ 01-03, в "адрес" отсутствуют указатели источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним, нарушены положения п.4 ст. 4 ст. 151 ФЗ от 22.07. 2008 года N 123 _ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 90 ППБ, в "адрес" (нарушены положения п.4 ст. 4 ст. 151 от 22.07.2008 г N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 31 ППБ 01-03.
Представленный истцом акт проверки "номер" от "дата", проводившейся Отделом надзорной деятельности по Раменскому району ГУ МЧС России по Московской области, и выявивший указанные нарушения требований пожарной безопасности со стороны администрации "..." сельского поселения ( л.д. 15-17) является доказательством доводов истца о бездействии администрации, выразившемся в непринятии должных мер в сфере пожарной безопасности.
Доказательством бездействия администрации является и постановление о наложении административного взыскания в отношении главы администрации "..." с/п за нарушение требований в области пожарной безопасности от "дата", вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору по Раменскому району (л/д 12-13).
В силу ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты права является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Несоблюдение требований вышеуказанного законодательства создает угрозу жизни и здоровью людей, а также повреждению, уничтожению имущества граждан, при возникновении пожара на территории сельского поселения "..." Раменского муниципального района Московской области, в связи с чем, в силу ст. 12 ГК РФ, на администрацию следует возложить обязанность по устранению допущенных нарушений, а именно: установить противопожарный разрыв установленной ширины на протяженности участка границы населенного пункта с лесным массивом в "адрес", звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации в "адрес", оборудовать площадки (пирсы) на всех источниках противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения, путем их установки в "адрес", установить указатели источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним в "адрес", обеспечить мотопомпами для целей пожаротушения "адрес".
При этом суд учитывает, что в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик Администрация с/п "..." каких-либо доказательств, устранения выявленных нарушений, не представила. Вынесение постановлений, распоряжений о принятии соответствующих мер в сфере пожарной безопасности, не свидетельствует об их фактическом исполнении. Из объяснений представителя отдела надзорной деятельности по Раменскому муниципальному району ГУ МЧС России по Московской области, следует, что вынесенное предписание с п. 1 по 5 Администрацией с/п "...", не выполнено. При это в судебном заседании помощник Раменского городского прокурора требования, исходя из выполненных обязанностей Администрации с/п "...", уточнил. Представленные платежные поручения, счета-фактуры о закупке огнетушителей, одежды пожарного, не свидетельствует об исполнении в полной мере и должным образом органом местного самоуправления, возложенных на них в установленном порядке, обязанностей. Не принятие должных мер органами местной власти, может привести, к нарушение прав и законных интересов, других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ в суде могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В связи с чем предъявленный иск, соответствует нормам действующего законодательства, и рассматривается по правилам искового производства.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования суд также не принимает, поскольку данное обстоятельство, не может служить основанием для не принятия действенных мер, возложенных законодателем на соответствующее должностное лицо.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.10, 19 ФЗ " О пожарной безопасности", ст. 14 ФЗ " Об общих принципах местного самоуправления в РФ", ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", ст. ст. 39, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения "..." Раменского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии должных мер в сфере пожарной безопасности.
Возложить на администрацию сельского поселения "..." Раменского муниципального района Московской области установить противопожарный разрыв установленной ширины на протяженности участка границы населенного пункта с лесным массивом в "адрес", звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации в "адрес", оборудовать площадки (пирсы) на всех источниках противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения, путем их установки в "адрес", установить указатели источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним в "адрес", обеспечить мотопомпами для целей пожаротушения "адрес"
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.