Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Королевой И.В.
с участием истцов Федькина Г.Г. и Федькиной В.Г.
ответчика - представителя ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" Жила К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федькина Г.Г. и Федькиной В.Г. о взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Истцы Федькин Г.Г. и Федькина В.Г. обратились в суд с иском к ответчику ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ сын истцов - Федькин А.Г. был смертельно травмирован в результате наезда на него тепловоза ТЭ-114-0067, принадлежащего на праве собственности ОАО "РУСАЛ Бокситогорск". Наезд произошел на перегоне между железнодорожными станциями "Бокситогорск" и "Заводская" "адрес". По указанному факту ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ. Смерть Федькина А.Г. произошла в результате использования ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" источника повышенной опасности - тепловоза под управлением работников ОАО "РУСАЛ Бокситогорск". В соответствии со ст. 1079, 151,1100 ГК РФ истцы просят взыскать с ответчика компенсацию морального вреда по "данные изъяты" рублей каждому, поскольку в связи со смертью сына испытывают нравственные страдания, ничто не может сравниться с горем родителей, потерявших любимого сына, истцы являются пенсионерами, потеря единственного сына подорвала их здоровье, боль от утраты ребенка не утихла до настоящего времени. Насильственная смерть ребенка для родителей является величайшей трагедией и размер возмещения вреда не может быть поставлен в зависимость от характера причиненных физических и нравственных страданий.
В судебном заседании истцы Федькин Г.Г. и Федькина В.Г. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Ответчик - представитель ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" Жила К.А. в судебном заседании исковые требования не признал и показал суду, что в соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" при рассмотрении дела надлежит учитывать, что вред считается причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В настоящее время не доказано, что именно в результате источника повышенной опасности причинена смерть Федькину А.Г., в заключении судебно-медицинского эксперта содержатся предположения о том, что смерть наступила в результате воздействия источника повышенной опасности, конкретного вывода материалы уголовного дела не содержат. Кроме того, просит учесть требования ч. 2 ст. 1101 ГК РФ и ст. 1083 ГК РФ, учесть как смягчающее обстоятельство для определения размера компенсации морального вреда нахождение погибшего в состоянии тяжелого отравления алкоголем, что подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы, грубую неосторожность самого потерпевшего, появление его на железнодорожных путях в состоянии алкогольного опьянения.
Исследовав материалы дела, в том числе материалы уголовного дела N возбужденного ДД.ММ.ГГГГ по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 ч. 2 УК РФ, выслушав истцов Федькина Г.Г. и Федькиной В.Г., представителя ответчика ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" Жила К.А., суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
ДД.ММ.ГГГГ руководителем следственного отдела по городу Бокситогорск Следственного управления Следственного комитета РФ было возбуждено уголовное дело Nпо признакам преступления, предусмотренного ст. 263 ч. 2 УК РФ. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа тепловоз ТЭ-114-0067, принадлежащий на праве собственности ОАО "РУСАЛ Бокситогорск", инвентарный номер N, осуществляя движение со скоростью 5-7 км. в час по подъездному железнодорожному пути ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" между станциями "Бокситогорск" и "Заводская", инвентарный номер N, при выполнении маневровых работ, под управлением локомотивной бригады в составе работников ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" машиниста ФИО6 и помощника машиниста ФИО7, обязанных в силу возложенных на них обязанностей соблюдать правила безопасности движения железнодорожного транспорта, совершил наезд на находившегося на пути следования Федькина А.Г., "данные изъяты" года рождения, в результате чего последнему были причинены множественные телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, и повлекли по неосторожности смерть Федькина А.Г. ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия.
Истцы Федькин Г.Г. и Федькина В.Г., приходятся родителями умершего Федькина А.Г., что подтверждается представленными суду документами (свидетельством о рождении), признаны потерпевшими в вышеуказанном уголовном деле.
Истцами Федькиными заявлены исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме по "данные изъяты" рублей в пользу каждого, причиненного смертью сына.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа тепловоз ТЭ-114-0067, принадлежащий на праве собственности ОАО "РУСАЛ Бокситогорск", осуществляя движение по подъездному железнодорожному пути ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" между станциями "Бокситогорск" и "Заводская", при выполнении маневровых работ, под управлением локомотивной бригады в составе работников ОАО "РУСАЛ Бокситогорск", совершил наезд на находившегося на пути следования Федькина А.Г., в результате чего последнему были причинены множественные телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, которые повлекли по неосторожности смерть Федькина А.Г. ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия.
Согласно абз. 2 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 июня 2005 года N 261-О, такое регулирование представляет собой один из законодательно предусмотренных случаев возложения ответственности - в отступление от принципа вины - на причинителя вреда независимо от его вины, в основе которой лежит риск случайного причинения вреда.
Таким образом, ОАО "РУСАЛ Бокситогорск", являющееся владельцем источника повышенной опасности на праве собственности, обязано возместить истцам вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от их вины.
Суд не может принять во внимание доводы ответчика - представителя ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" Жила К.А. о том, что не доказано, что именно в результате воздействия источника повышенной опасности причинена смерть Федькину А.Г., поскольку это противоречит выводам заключения судебно-медицинского эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого повреждений, не укладывающихся в механизм их образования при указанных в постановлении обстоятельствах, то есть при наезде тепловоза на пострадавшего, при исследовании трупа не обнаружено, наличие сильной жировой эмболии сосудов легочной ткани свидетельствуют о прижизненном повреждении костей скелета.
В силу п. 1 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. На основании п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" установлено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценив в соответствии со ст. 56, 67 ГПК РФ все представленные по делу доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом требований разумности и справедливости, учитывая, что погибший Федькин А.Г. являлся единственным сыном истцов, близким для них человеком, принимая во внимание степень нравственных и физических страданий истцов, испытываемых ими в результате гибели сына, а также обстоятельства причинения ему смерти, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в размере по "данные изъяты" руб. в пользу каждого истца, в остальной части иска - отказать.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с этим суд считает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в бюджет Бокситогорского муниципального района в размере "данные изъяты" рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Федькина Г.Г. и Федькиной В.Г. удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" в счет возмещения компенсации морального вреда, причиненного смертью Федькина А.Г. в пользу Федькина Г.Г. - "данные изъяты" рублей, в пользу Федькиной В.Г. - "данные изъяты" рублей.
В остальной части иска Федькину Г.Г. и Федькиной В.Г. - отказать.
Взыскать с ОАО "РУСАЛ Бокситогорск" государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района "адрес" в размере "данные изъяты" рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.