Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Пикина В.П.,
при секретаре Сайфуллиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области гражданское дело по иску Асиновского городского прокурора в интересах Дворникова И.А. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору найма вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Асиновский городской прокурор в интересах Дворникова И.А. обратился в суд с иском к администрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм на территории Асиновского городского поселения Асиновского района Томской области.
В обоснование исковых требований указано, что родителями Дворникова И.А. приходятся Г. и Р.. Г. решением Асиновского городского суда Томской области от /дата/ была лишена родительских прав, Р. умер /дата/. Постановлением администрации Асиновского района от /дата/ /номер/ Дворников И.А. был определен в детский дом, за ним было закреплено жилое помещение /адрес/. Постановлением администрации Асиновского района от /дата/ /номер/ пункт в части закрепления жилой площади за Дворниковым И.А. признан утратившим силу. Дворников И.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей. В 2009 году он окончил обучение в /иные данные/. В настоящее время Дворников И.А. закрепленного жилого помещения не имеет, правами на объекты недвижимости не обладает, членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения не является. В настоящее время жилое помещение Дворникову И.А. не предоставлено, согласно справке он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Асиновского городского поселения с /дата/.
Представитель ответчика - администрации Асиновского городского поселения - Родионов И.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором исковые требования признал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Процессуальный истец - помощник Асиновского городского прокурора Трушин Е.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Материальный истец Дворников И.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Заслушав пояснения процессуального и материального истцов, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца по следующим основаниям.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Из положений ч.1 ст.57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям, оставшимся без попечения родителей отнесены - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены
, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 выше указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Согласно ст.5 Закона Томской области от 19.08.1999 года N 28-ОЗ, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.
В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).
Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 года N 188-ОЗ установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
В судебном заседании установлено, что родителями Дворникова И.А., /дата/ года рождения приходятся: Р. и Г.. /дата/ Р. умер, а /дата/ Г. была лишена родительских прав в том числе и в отношении своего сына Дворникова И.А.. /дата/ Дворников И.А. был направлен в Асиновский детский дом с полным государственным обеспечением. За ним была закреплена жилплощадь по адресу: /адрес/. Однако /дата/ пункт постановления о закреплении за ним жилья признан утратившим силу. С /дата/ Дворников И.А. состоит на учете в администрации Асиновского городского поселения" в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. /дата/ он закончил обучение в /иные данные/ и в настоящее время он зарегистрирован и проживает в общежитии по адресу: /адрес/. За ним не зарегистрированы какие либо объекты недвижимого имущества.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов
, а также материалами дела, исследованными в судебном заседании (свидетельством о рождении Дворникова И.А. (л.д.17), решением Асиновского городского суда Томской области от /дата/ (л.д.19,20), постановлениями администрации Асиновского района /номер/ от /дата/, /номер/ от /дата/ (л.д.12, 13), справкой о смерти Р. от /дата/ (л.д.23), справкой ОГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " /иные данные/" /номер/ от /дата/ (л.д.21), справкой администрации Асиновского городского поселения от /дата/ (л.д.10), справкой администрации /адрес/ /номер/ от /дата/ (л.д.15), уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ (л.д.11), аттестатом о среднем образовании (л.д.15,16), свидетельством о регистрации по месту пребывания (л.д.14).
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Дворников И.А. на момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что он в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. /дата/ он окончил обучение в /иные данные/ и в настоящее время не имеет своего жилья, состоит на учете в администрации Асиновского городского поселения, как нуждающийся в жилом помещении.
В настоящее время Дворников И.А. не утратил статус нуждающегося в жилом помещении и в силу вышеуказанных правовых норм должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди по норме, установленной Решением Совета Асиновского городского поселения N 73 от 08 февраля 2007 года, т.е. не менее 17 кв.м. общей площади.
Признание иска ответчиком заявлено добровольно, не нарушает прав третьих лиц, а поэтому суд считает необходимым принять признание иска ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования по иску Асиновского городского прокурора в интересах Дворникова И.А. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору найма вне очереди удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Асиновского городского поселения Асиновского района Томской области предоставить Дворникову И.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм, соответствующей санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования "Асиновское городское поселение", то есть не менее 17 кв.м. общей площади.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области.
Судья (подписано) В.П. Пикин
На момент размещения решение в законную силу не вступило.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.