Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Михайлова А.Ф.,
при секретаре Исаковой Ю.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Верхняя Пышма - Рябухиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Верхняя Пышма в интересах неопределенного круга к Администрации ГО Верхняя Пышма о признании незаконным и недействующим решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Верхняя Пышма в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации ГО Верхняя Пышма о признании незаконным и недействующим решения органа местного самоуправления
В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой г. Верхняя Пышма проведена проверка по обращению Мохова Анатолия Ивановича по факту нарушения прав граждан при утверждении тарифов на поставку тепловой энергии. В ходе проверки установлено, что Постановлением Администрации ГО Верхняя Пышма от 30.12.2011 года N 2385 "Об оплате жилья, нормативах потребления коммунальных услуг для граждан городского округа Верхняя Пышма в 2012 году" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для граждан, не имеющих приборов учета, согласно положениям N 2 и N 2/1.
Указанное Постановление опубликовано в газете "Красное знамя" и на официальном сайте ГО Верхняя Пышма: www.movp.ru. В соответствии с п. 2 Постановления N 2385, документ вводится в действие с 01.01.2012 года и распространяется на правоотношения, возникающие в 2012 году.
Согласно приложению N 2 Постановления, за поставляемые услуги "отопление от поставщиков тепловой энергии", "водоснабжение и водоотведение: холодная вода, отведение стоков" установлены коэффициенты в зависимости от поставщика услуги.
При этом при определении нормативов потребления услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению должны учитывать степень благоустройства домов, их конструктивные и технические параметры, но не поставщик услуги. Как следует из Постановления администрации ГО Верхняя Пышма N 2385 от 30.12.2011 года, нормативы потребления дифференцированы в зависимости от поставщика коммунального ресурса. При этом жильцам домов, получающих услугу "отопление от поставщиков тепловой энергии" от ЗАО "УТС", установлен норматив более высокий, чем для жильцов получающих такую услугу от других поставщиков. Исходя из вышеизложенного, используемая администрацией ГО Верхняя Пышма методика, не соответствует правилам N 306.
Кроме того, дифференциация нормативов потребления в зависимости от поставщика услуг создает более выгодное экономическое положение для хозяйствующих субъектов, которым установлены более высокие коэффициенты.
Просит признать незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановления администрации городского округа Верхняя Пышма N 2385 от 30.12.2011 года "Об оплате жилья, нормативах потребления коммунальных услуг для граждан городского округа Верхняя Пышма в 2012 году" в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии.
В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора г. Верхняя Пышма Рябухина Е.О. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержала, настаивает на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Администрации ГО Верхняя Пышма Черемных Е.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2011 г., исковые требования не признала. Ранее суду пояснила что, Администрация ГО Верхняя Пышма разрабатывает проект по нормативам действующим с 2010 года по 2012 год включительно и представляет его в Региональную энергетической комиссией для утверждения. Администрация ГО Верхняя Пышма только публикует утвержденный Региональной энергетической комиссией нормативный акт. Считает, что прокурор должен так же оспаривать заключение Региональной Энергетической комиссии.
В судебное заседание при рассмотрении дела по существу представитель ответчика не явился. О слушании дела был извещен надлежащим образом, при отложении дела слушанием, и суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Региональной энергетической комиссии Свердловской области, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и своевременно, причину неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 252 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение предоставленных полномочий, Правительством Российской Федерации приняты "Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 306 (далее Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с данными Правилами N 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2); при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: в отношении горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (пункт 5); нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома (пункт 9); нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10); в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27).
Таким образом, при определении нормативов потребления услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению должны учитываться степень благоустройства домов, их конструктивные и технические параметры.
В Приложении к Правилам приведены формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе формула расчета норматива горячего водоснабжения.
Постановлением главы городского округа Верхняя Пышма N 2385 от 30.12.2011 "Об оплате жилья, нормативах потребления коммунальных услуг для граждан городского округа Верхняя Пышма в 2012 году", опубликованным в газете "Красное знамя", и на официальном сайте ГО Верхняя Пышма www.movp.ru, определены нормативы потребления тепловой энергии.
Как следует из Постановления администрации ГО Верхняя Пышма N 2385 от 30.12.2011 года, нормативы потребления отопления, горячей и холодной воды дифференцированы в зависимости от поставщика коммунального ресурса. При этом жильцам домов, получающих услугу "отопление от поставщиков тепловой энергии" от ЗАО "УТС", установлен норматив более высокий, чем для жильцов получающих такую услугу от других поставщиков. Исходя из вышеизложенного установлено, что используемая администрацией ГО Верхняя Пышма, при расчете норматива потребления отопления, горячего и холодного водоснабжения методика, не соответствует правилам N 306.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
Позиция представителя ответчика, утверждающего, что нормативы потребления утверждаются РЭК и лишь публикуются администрацией в средствах массовой информации, не основана на нормах закона.
Из предусмотренного законом порядка следует, что РЭК дает заключение на основании предложений Администрации ГО. Из представленных документов следует, что РЭК в своем заключении прямо указывает, что нормативы, действующие на территории округа, дифференцированы по ресурсоснабжающим организациям, что не предусмотрено действующим законодательством (л.д.23).
Нормативы утверждены оспариваемым Постановлением. Представитель ответчика не приводит правового обоснования своей позиции.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановление администрации городского округа Верхняя Пышма N 2385 от 30.12.2011 года "Об оплате жилья, нормативах потребления коммунальных услуг для граждан городского округа Верхняя Пышма в 2012 году" в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца через Верхнепышминский городской суд.
Мотивированное решение составлено 02.09.2012 г.
Судья А.Ф. Михайлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.