Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Козлова О.А.
при секретаре Лимоновой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Балахнинского района" к Полтининой Т. А. о взыскании необоснованно выплаченной субсидии
УСТАНОВИЛ:
Истец ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Балахнинского района" обратился в суд с иском к Полтининой Т.А. с требованием взыскать с нее необоснованно выплаченные денежные средства (субсидии) на сумму (сумма)
В судебном заседании директор ГБУ "ЦПМСП" Коновалова Е.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что за период с "дата" по "дата" истец назначал ответчице субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании предоставленных ответчицей документов: копий лицевых счетов ТСЖ, согласно которых в квартире по адресу "адрес" она была зарегистрирована одна. "дата" ответчица обратилась к истцу с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, причем в копии лицевого счета было указано, что в квартире зарегистрировано 3 человека - истица, ее дочь и внучка. Сопоставив копии лицевого счета с ранее представленными документами, было установлено, что ранее представленная ответчицей информация была недостоверной и субсидия ей рассчитывалась неверно. За период с "дата" по "дата" Полтининой Т.А. была необоснованно получена субсидия в сумме (сумма), которую истец просит взыскать с ответчицы. Субсидия ответчице рассчитывалась на основании п.23 Постановления Правительства РФ N 761. Если лица, зарегистрированные в квартире, в ней не проживают, они должны были оформить временную регистрацию по иному адресу.
Ответчица Полтинина Т.А. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчицы Полтинина О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в квартире по адресу "адрес" действительно зарегистрировано трое человек - ответчица, она (представитель-дочь ответчицы) и внучка ответчицы. Однако, проживает в квартире ответчица одна, и членами ее семьи ни ее дочь ни внучка не являются, поэтому начисление субсидии исходя из фактически проживающего 1 человека было обоснованным, а следовательно, лишних денег ответчица не получала.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит, что иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации регламентирован Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"
Согласно п.2 указанного Постановления субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
3. Право на субсидии имеют:
г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
4. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
8. Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;
в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;
14. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
18. В состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся:
б) членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации;
19. Уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, указанными нормативными актами назначение и размер субсидии ставится в зависимость от количества проживающих, но не зарегистрированных членов семьи собственника жилого помещения, являющихся таковыми в понимании ЖК РФ (п.п.4 и 18 указанного Постановления).
Согласно ст.31 ч.1 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Судам следует иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Как установлено судом, ответчица является собственником жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" В данном жилом помещении она проживает одна, но помимо нее в этой квартире зарегистрированы, но не проживают, ее дочь Полтинина О.В. и внучка "У", которые проживают по иному адресу. Для начисления субсидий ответчица предоставляла ответчику копии лицевого счета с указанием количества зарегистрированных лиц - 1, что не соответствует действительности (л.д.8-16). Расчет коммунальных платежей, начисление по которым производится исходя из норматива потребления также выполнялся из расчета одного поживающего (л.д.53-90). Субсидия ответчице начислялась с "дата" по "дата" согласно п.23 Постановления Правительства РФ N 761 (л.д.6-7). Суд приходит к выводу, что лица, зарегистрированные, но не проживающие в квартире ответчицы, не являются членами ее семьи в том понимании, которое придает данному понятию ЖК РФ. Из вышеуказанного постановления ВС РФ следует, что регистрация гражданина на жилплощади сама по себе не является автоматическим основанием для признания этого гражданина членом семьи собственника жилого помещения. Как указывал суд выше, юридически значимым обстоятельством для назначения субсидии и ее размера является выяснение круга членов семьи собственника жилого помещения.
Данный вывод суда базируется также на п.23 вышеуказанного Постановления Правительства N 761, согласно которому при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:
МДДр
С = ССЖКУ х n - ---- х Д,
1 P 100
где:
C - размер субсидии (в рублях);
1
ССЖКУ - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);
n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;
МДД - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);
Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 настоящих Правил.
Ссылка представителя истца на п.п. "в" п.8 Постановления о необходимости предоставления заявителем документа, подтверждающего количество именно зарегистрированных в квартире лиц, является несостоятельной, поскольку она вырвана их контекста. Данный пункт Постановления разъясняет порядок назначения субсидии заявителям, в квартире которых проживают лица, не зарегистрированные на данной жилплощади. В рассматриваемой ситуации напротив в квартире не проживают лица, зарегистрированные в ней, и которые, как установил суд, не являются членами семьи собственника. Доказательств обратного истцом в суд не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ГБУ "Центр предоставления мер социальной поддержки Балахнинского района" к Полтининой Т. А. о взыскании необоснованно выплаченной субсидии в сумме (сумма) отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Балахнинский городской суд в течение 1 месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья подпись
Подлинник решения находится в гражданском деле N 2-789 Балахнинского городского суда. Решение вступило в законную силу " " _________________ 2012 года.
Судья Козлов О.А.
Секретарь Лимонова А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.