Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Кочневой А.С.
представителя третьего лица по доверенности Карташовой В.Г.
при секретаре Салаховой Э.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова М.Н. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Антонова М.Н. обратилась в суд с указанным иском мотивируя тем, что она ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в ведомственной квартире по адресу: "адрес", находящуюся в то время в закрытом военном городке и являющуюся государственной собственностью. ДД.ММ.ГГГГ согласно распоряжению Правительства РФ N-р с указанного населенного пункта статус "закрытого военного городка" снят. 14 апреля 2012 года она обратилась в Департамент имущественных отношений МО РФ и в ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России", как организацию в чьем оперативном управлении находится жилой фонд поселка, с заявлением о безвозмездной передаче ей указанной квартиры в собственность. В полученном ответе начальник ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России" сообщил, что у данной организации отсутствуют правовые основания для передачи жилых помещений в собственность граждан. ВРИД директора Департамента имущественных отношений М РФ ответил, что ее заявление направлено для рассмотрения в Департамент жилищного обеспечения МО РФ. Ответа от последнего она не получила, тем самым, считает истец, ей было отказано в приватизации жилого помещения. Основания в правомерном отказе ей в приватизации квартиры отсутствую. Квартира, занимаемая истцом, согласно Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", не является квартирой, не подлежащей приватизации. С момента действия Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в приватизации жилья она не участвовала. Считает отказ в безвозмездной передаче жилого помещения в собственности незаконным.
Истец, Антонова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, просит признать за ней право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: "адрес", обшей площадью 61,6 кв.м., в том числе жилой площадью 47,6 кв.м., в порядке приватизации.
В судебном заседании истец Антонова М.Н. исковые требования полностью поддержала и просила удовлетворить, по доводам искового заявления.
Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России" по доверенности Карташова В.Г. исковые требования Антоновой М.Н. не признала, показав, что в соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Жилищный фонд "адрес" закреплен на праве оперативного управления за ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России".
В соответствии со ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ" Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Тем же указом Минобороны России наделено полномочиями осуществлять в переделах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ (пп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 335 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных сил на правах хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляет Департамент имущественных отношения Министерства обороны Российской Федерации. Одной из функций Департамента имущественных отношений является проведение мероприятий по организации учета жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации.
Тем же приказом на Департамент имущественных отношений возложено право принятия решения о приватизации федерального имущества, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации. Истец обращалась в вышеуказанную организацию Министерства обороны с вопросом о приватизации спорной квартиры, но официального отказа не получила, таким образом, основания для обращения в суд за защитой нарушенных прав гражданина на приватизацию не существует. Просит исковые требования Антонова М.Н. оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Заслушав истца, представителя третьего лица по доверенности Карташову В.Г., изучив представленные документы в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.55, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 (с изменениями) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Согласно ст.6 Закона Нижегородской области от 7 апреля 2004 г. N 26-З "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в Нижегородской области может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В судебном заседании установлено, что Антонова М.Н. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по адресу: "адрес", до этого была зарегистрирована в том же населенном пункте "адрес", в общежитии N. т.е. в то же закрытом военном городке, где исключалась возможность приватизации жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ согласно распоряжения Правительства РФ N-Р с указанного населенного пункта статус "закрытого военного городка" снят.
14 апреля 2012 Антонова М.Н. обратилась к собственнику жилого фонда "адрес" в Министерство обороны РФ, в Департамент имущественных отношений, откуда ее заявление было перенаправлено в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. На основании ответа Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 11 июля 2012 года, N 194/7/14626 истцу сообщалось о том, что в настоящее время Департаментом прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации, о результатах истец будет проинформирован дополнительно. Одновременно сообщалось, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Право собственности на данное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, правообладателей нет, что подтверждается выпиской из архива ВФ ГП НО "Нижтехинвентаризация", справкой ГП НО "Нижтехинвентаризация", уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Антонова М.Н. ранее в приватизации участия не принимала, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, сведениями о регистрации истца.
Квартира является самостоятельным объектом недвижимости, находится в федеральной собственности, она не относится к числу жилых помещений, приватизация которых запрещена законом.
В соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", Законом Нижегородской области "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" истец имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За Антоновой М.Н. следует признать право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Доводы представителя ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России" о том, что права истца в настоящее время не нарушены, судом во внимание приняты быть не могут, так как вопрос о передаче в собственность жилого помещения не решен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Антонова М.Н. удовлетворить.
Признать за Антонова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: "адрес", обшей площадью 61,6 кв.м., в том числе жилой площадью 47,6 кв.м., в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья А.С.Кочнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.