Решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 26 июля 2010 г.
(Извлечение)
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., при секретаре Ермаченковой Т.В., с участием истца Беспалова А.И., представителя ответчика Устимовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Беспалова А.И. к Территориальному органу министерства социальной политики Нижегородской области - управлению социальной защиты населения Выксунского района о взыскании компенсации на приобретение продовольственных товаров и оздоровление,
УСТАНОВИЛ:
Беспалов А.И. обратился в суд с иском к Территориальному органу министерства социальной политики Нижегородской области - управлению социальной защиты населения Выксунского района о взыскании ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление за период с хххх года по хххх года включительно в общей сумме Х рублей.
В обоснование своих требований указал, что является ветераном подразделения особого риска, в период с хххх г. по хххх г. проходил службу на ?, который в период со хххх г. по хххх г. дислоцировался на ?.. и участвовал в испытаниях ядерного оружия. В связи с этим на него распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и он имеет право на получение ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление. С хххх г. данные компенсации ему не выплачиваются. Задолженность за период с хххх года по хххх года включительно составляет в общей сумме Х рублей. Относит данные выплаты к возмещению вреда здоровью. Подлежащие выплате суммы проиндексировал с хххх года, и с хххх года - на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда соответственно Х и Х, а с хххх года исходя из уровня инфляции и коэффициентов по постановлениям Правительства РФ о ежегодных повышениях пропорционально росту величины прожиточного минимума.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснил, что ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров он получает в размерах, указанных в справке ответчика, но не согласен с размерами выплаты, считает, что размер должен быть проиндексирован как у его знакомого из г. ?.. Также получал ежегодные компенсации на оздоровление, указанные в справке ответчика, за выплатой данной компенсации в хххх г.г. с заявлением не обращался по незнанию, считает, что размер данной компенсации также должен быть проиндексирован в соответствии с представленным им расчетом.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что истец имеет право на получение данных компенсационных выплат, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление выплачиваются истцу в установленных размерах, индексация размеров выплат производится в соответствии с установленным порядком.
Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.ст.12, 55, 56, 57, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит следующее.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований или возражений. Бремя доказывания между сторонами распределено. Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно представленных копий удостоверения Х, военного билета Х, справки войсковой части NХ от хххх г. NХ и архивной справки Х от хххх г. Беспалов А.И. является ветераном подразделения особого риска, в период с хххх г. по хххх г. проходил службу на ?, который в период со хххх г. по хххх г. дислоцировался на ?.. и участвовал в испытаниях ядерного оружия.
В соответствии с п.п. "а" п.1 Постановления Верховного Совета РФ N2131-1 от 27.12.1991 г. "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" на него распространяется действие указанного Закона РСФСР от 15.05.1991 г.
Поскольку согласно представленных справок Х истец является инвалидом вследствие трудового увечья, а не в связи с исполнением обязанностей военной службы, связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ N2131-1 от 27.12.1991 г. ему гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части 1 ст.14, ст.24, п.2 ч.3 ст.27.1, ч.1 ст.30 Закона РСФСР от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями 1 и 2 ст.39 указанного закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов 3-ей группы, в том числе выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление. Данное право истца ответчиком не оспаривается, факт получения компенсаций согласно справки Территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области - управления социальной защиты населения Выксунского района NХ от хххх г. истцом не оспаривается.
В своем заявлении истец указывает фактически на необходимость индексации спорных выплат по аналогии с индексацией, установленной для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, ссылаясь на то, что данные денежные компенсации входят в состав возмещения вреда здоровью и подлежат индексации по единым правилам.
Однако доводы истца в данной части являются несостоятельными. Денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрены п. 13 ст. 14 и ст. 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции 2004 г.), они не входят в объем выплат по возмещению вреда и не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п.13 ст.14 и ч.1 ст.39 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. 2004 г.). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Следует также учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 5 базового закона в редакции от 12 февраля 2001 года).
Тем самым данная норма приобрела неопределенный по сравнению с прежним регулированием характер.
Признал не соответствующим Конституции РФ положения Федерального закона об установлении ежегодной индексации сумм возмещении вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и рекомендовал впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N847, от 7 мая 2005 г. N292, от 25 апреля 2006 г. N246, от 21 марта 2007 г. N171, от 21.12.2007 г. N914 и от 16.12.2009 г. N1024 утверждены Правила индексации в 2004 и последующих годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм, установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.
Как указывалось выше, после введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью впервые индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N847 на 2004 год, и соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации на последующие годы в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" и Федеральными законами о бюджете на 2005 и последующие годы.
Из справки Территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области - управления социальной защиты населения Выксунского района NХ от хххх г. следует, что истцу выплачивалась компенсация взамен продовольственных товаров в хххх году в сумме Х.рублей; с хххх г. по хххх г. в сумме Х руб., в ххххг. в сумме Х руб., в хххх г. в сумме Хруб., в хххх г. в сумме Х руб., в ххххг. в сумме Х руб., в ххххг. в сумме Хруб., в хххх г. в сумме Х руб. Аналогичным образом увеличивался размер ежегодной денежной выплаты на оздоровление в соответствии с коэффициентами индексации, установленными приведенными выше Постановлениями Правительства РФ.
Таким образом, утверждение истца о том, что ответчик не производит индексацию спорных платежей в соответствии с требованиями закона, не соответствует действительности и в иске следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Беспалову А.И. в удовлетворении исковых требований к Территориальному органу министерства социальной политики Нижегородской области - управлению социальной защиты населения Выксунского района о взыскании ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление за период с хххх года по хххх года включительно в общей сумме Х рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Судья - Корокозов Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.