Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 05 июня 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Ратниковой Г.В.,
при секретаре Устимовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилстрой" об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ООО "Жилсторй" обратилось в суд с данным заявлением, просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Дзержинского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области ФИО1 N от 05.04.2012 г. о взыскании с ООО "Жилстрой" исполнительского сбора в размере 5000 руб. и - обязать Дзержинский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод ООО "Жилстрой".
В обоснование указанных требований заявитель указал следующее. Постановлением судебного пристава-исполнителя Дзержинского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области ФИО1 N от 05.04.2012 г. с ООО "Жилстрой" взыскан исполнительский сбор в размере 5000 руб. Названное постановление принято судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства N. Постановление о взыскании исполнительского сбора N от 05.04.2012 г. было вручено судебным приставом-исполнителем представителю ООО "Жилстрой" 18.05.2012 г. Указанное постановление судебного пристава-исполнителя N от 05.04.2012 г. незаконно возлагает имущественную ответственность на заявителя в связи с отсутствием события правонарушения.
В соответствии со статьей 112 (части 1, 2 и 3) Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя б взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с должника - организации.
В нарушение названной нормы судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора без учета того, что исполнительный документ был исполнен ООО "Жилстрой" в установленный срок. Так, на основании исполнительного листа серии N от 27.02.2012 г., выданного Дзержинским городским судом Нижегородской области по делу N о взыскании с ООО "Жилстрой" государственной пошлины в размере 2744,14 руб. в федеральный бюджет, 12.03.2012 г. судебным приставом-исполнителем ФИО1 было возбуждено исполнительное производство N в пользу взыскателя - "данные изъяты" Судебным приставом-исполнителем был установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней.
Поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес ООО "Жилстрой" было направлено почтовым отправлением и получено им 26.03.2012 г., пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа истекал 02.04.2012 года (31.03.2012 года дата фактического истечения пятидневного срока пришлось на нерабочий день субботу).
Требование исполнительного документа было исполнено ООО "Жилстрой" 29.03.2012 г., платежным поручением N на расчетный счет получателя - "данные изъяты" была перечислена государственная пошлина в размере 2744,14 руб., взысканная по решению Дзержинского городского суда Нижегородской области па делу N.
Таким образом, несмотря на то, что исполнение требований исполнительного документа было осуществлено путем перевода денежных средств на расчетный счет непосредственно взыскателя, а не службы судебных приставов, и то, что копия платежного поручения не была представлена судебному приставу-исполнителю, оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, то есть оснований для привлечения заявителя к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок в добровольном порядке, у судебного пристава-исполнителя не было.
В соответствии с ч.6 ст. 112 и ч. 4 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.
Представитель ООО "Жилстрой" по доверенности Копов М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
ООО "Жилстрой" также было заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора N от 05.04.2012 г. было вручено судебным приставом -исполнителем представителю ООО "Жилстрой" 18.05.2012 г.
Судебный пристав-исполнитель ФИО1 с доводами жалобы не согласилась, указала следующее. 12.03.2012 г. судебным приставом-исполнителем Дзержинского МРО ФИО1 было возбуждено исполнительное производство N на основании исполнительного листа серии N от 27.02.2012 г., выданного Дзержинским городским судом Нижегородской области по делу N о взыскании с ООО "Жилстрой" государственной пошлины в размере 2744,14 руб. в федеральный бюджет. Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником 26.03.2012 г., о чем свидетельствует уведомление из материалов исполнительного производства. 01.04.2012 г. истек пятидневный срок, установленный для добровольного погашения задолженности. Документов, подтверждающих оплату долга, ни от должника, ни от взыскателя не поступало, поэтому судебным приставом-исполнителем было принято решение о взыскании исполнительского сбора. 20.04.2012 г. представителем организации - должника было представлено платежное поручение от 29.03.2012 г. об оплате суммы задолженности. Так как у судебного пристава-исполнителя не было оснований для окончания исполнительного производства фактическим исполнением до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, исполнительский сбор подлежит зачислению в федеральный бюджет в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как разъяснено п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" - к бездействию относится неисполнение должностным лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого лица.
В силу ст.441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно абзацу 2, 4 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В силу ст. 36 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии со статьей 112 (части 1, 2 и 3) Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя б взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с должника-организации.
Суд соглашается с ходатайством ООО "Жилстрой" о восстановлении срока на обращение в суд с данным заявлением, поскольку данный срок пропущен заявителем по уважительной причине. Как следует из материалов дела, постановление о взыскании исполнительского сбора N от 05.04.2012 г. было вручено судебным приставом -исполнителем представителю ООО "Жилстрой" 18.05.2012 г., заявление в суд направлено 28.05.2012 г. При таких обстоятельствах суд находит причину пропуска срока на подачу заявления уважительной и полагает необходимым данный срок восстановить.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа серии N от 27.02.2012 г., выданного Дзержинским городским судом Нижегородской области по делу N о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Жилстрой" государственной пошлины в размере 2744,14 руб. в федеральный бюджет, 12.03.2012 г. судебным приставом-исполнителем ФИО1 было возбуждено исполнительное производство N в пользу взыскателя - "данные изъяты" (л.д.15).
Срок для добровольного исполнения, установленный судебным приставом-исполнителем, 5 дней.
Постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес ООО "Жилстрой" было направлено почтовым отправлением и получено 26.03.2012 г..
Пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа истекал 02.04.2012 г. (31.03.2012 г. дата фактического истечения пятидневного срока пришлось на нерабочий день субботу).
Требование исполнительного документа было исполнено 29.03.2012 г. платежным поручением N: на расчетный счет получателя - "данные изъяты") была перечислена государственная пошлина в размере 2744,14 руб., взысканная по решению Дзержинского городского суда Нижегородской области па делу N (л.д.16), то есть в установленный законом пятидневный срок.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о несоответствии закону вынесенного судебным приставом-исполнителем ФИО1 постановления N от 05.04.2012 г. о взыскании с ООО "Жилстрой" исполнительского сбора в размере 5000 руб., а соответственно, о незаконности действий данного судебного пристава по вынесению данного постановления. Указанное постановление следует отменить.
Руководствуясь ст.212 ГК РФ, Федеральным законом N 229-ФЗ от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве", ст.ст. 12, 56, 57, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ООО "Жилстрой" удовлетворить.
Восстановить ООО "Жилстрой"" срок на подачу заявления о признании действия/бездействия судебного пристава-исполнителя незаконными.
Признать действия судебного пристава-исполнителя Дзержинского межрайонного отдела УФССП России по Нижегородской области ФИО1, незаконными.
Постановление судебного пристава-исполнителя Дзержинского межрайонного отдела УФССП России по Нижегородской области ФИО1 N от 05.04.2012 г. о взыскании с ООО "Жилстрой" исполнительского сбора в размере 5000 руб. отменить
. Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Председательствующий: п/п Г.В. Ратникова
Копия верна.
Федеральный судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.