Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 14 июня 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Тихомировой С.А.,
с участие прокурора Вагиной Н.В.,
при секретаре Николаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N", Администрации г. Дзержинска Нижегородской области об обязании оборудовать ограждение территории участка образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к ответчику мотивируя тем, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N" создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует на основании Устава, имеет статус юридического лица. Основными задачами школы являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.
Согласно п.3.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. N189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
Из предписания "данные изъяты" от 16.12.2011г. следует, что ограждение территории школы частично разрушено. Отсутствие соответствующего ограждении участка общеобразовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время общеобразовательного процесса.
Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч.3 ст.32 Закона "Об образовании", несет образовательное учреждение.
В силу ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по уважительным причинам, в том числе по возрасту, не может сам обратиться в суд. В данном случае затрагиваются права неопределенного круга несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья.
Согласно ст.2, п.4 ст.3 ФЗ от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Истец просит обязать МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" оборудовать ограждение территории участка; обязать Администрацию г.Дзержинск профинансировать соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений и установить ответчикам срок для
совершения вышеуказанных действий.
Прокурор Вагина Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" Митричева Е.М., действующая на основании приказа "данные изъяты", в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что школа N является бюджетным учреждением, финансирование осуществляется из государственного, областного и городского источников, денежные средства, выделенные из городского бюджета, направляются на ремонт и содержание здания школы, действительно в школе N отсутствует ограждение, ей известно, что в настоящее время денежные средства на ограждение выделены, то есть Администрация города сама должна оплатить работы по договору на ограждение школы.
Представитель ответчика Администрации г. Дзержинска Щетинин Е.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что орган местного самоуправления является органом специальной правоспособности, деятельность которого регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 10.12.2004 N 145-3 "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в области общего образования", Порядком исполнения Администрацией города полномочий отдельных государственных полномочий в области образования за счет субвенций из областного бюджета в 2012 году, утвержденным решением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 22 декабря 2011 г. N 225, Комплексом мер по модернизации системы общего образования города Дзержинска Нижегородской области в 2012 году, утвержденным постановлением Администрации города Дзержинска от 06.04.2012 N 1339, деятельность МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" финансируется из средств федерального, областного и городского бюджетов.
Денежные средства для решения вопросов местного значения предусматриваются в бюджете города и расходуются в соответствии со сметой расходов по утвержденным показателям.
В соответствии со ст. 11 БК РФ местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (Городская Дума).
К полномочиям Городской Думы как представительного органа местного самоуправления в соответствии со ст. 153 БК РФ относится:
- утверждение соответствующего бюджета;
- утверждение отчетов об их исполнении;
- осуществляют контроль за исполнением соответствующего бюджета.
Аналогичные полномочия указаны и в статье N Устава "данные изъяты".
Таким образом, утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении относится к вопросам, в том числе внесение изменений в бюджет находящимся в исключительном ведении Городской Думы.
В соответствии с Уставом утвержденным Постановлением Администрации г. Дзержинска, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением (сокращенно МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N").
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" является юридическим лицом (зарегистрировано в реестре юридических лиц и состоит на налоговом учете), имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество и может от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде, заключать договоры, совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности (п. N устава).
Учредителем и собственником имущества Школы является "данные изъяты", функции и полномочия Учредителя осуществляется Администрацией города Дзержинска, функции и полномочия собственника - "данные изъяты". Школа в своей деятельности подведомственно "данные изъяты".
На основании п. 9.2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Статьей 120 ГК РФ установлено что, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.
В соответствии с п. 2 (абзац шестой) ст. 120 ГК РФ в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, собственник бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" положения абзаца шестого п. 2 ст. 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ).
По настоящему делу обязательства по финансированию соответствующего мероприятия возникают в 2012г., следовательно, Администрация г. Дзержинска не может быть привлечена к ответственности за неисполнения обязательств бюджетного учреждения.
Аналогичная норма прописана в п. N Устава МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N".
Согласно п. N Устава - финансовое обеспечение образовательной деятельности Школы осуществляется в соответствии с законодательством. Источниками формирования финансовых ресурсов Школы являются:
- бюджетные поступления в виде субсидий;
- имущество, переданное Школе собственником на праве оперативного управления, включая недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество;
- дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг,
- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
- средства от осуществления приносящей доход деятельности;
- другие источники в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании п. N Устава - Школа в соответствии со своими уставными целями и задачами может оказывать платные дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.
Пунктом N Устава, доходы Школы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Школы. Доходы от приносящей доход деятельности могут использоваться Школой, в том числе и на проведение текущего и капитального ремонта.
Школе также принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами
полученными за счет внебюджетных источников (добровольные пожертвования и целевые взносы).
Следовательно, обладая дополнительными финансовыми средствами, пожертвованиями и другими источниками денежных средств, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" имеет возможность провести указанные мероприятия за счет собственных средств.
Таким образом, выполнения мероприятий и принятие надлежащих мер является прямым обязательством МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N".
Кроме того, материалами дела не подтверждается наличия безусловных обстоятельств подтверждающих возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Просит отказать Прокурору г. Дзержинска в удовлетворении требований в полном объёме.
Выслушав доводы прокурора, представителей ответчиков, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N" создано в соответствии с действующим законодательством и действует на основании Устава. Основными задачами школы являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 года N 3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п.3.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. N189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
Из предписания "данные изъяты" от 16.12.2011г. следует, что ограждение территории школы частично разрушено.
Отсутствие соответствующего ограждения участка общеобразовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время общеобразовательного процесса.
В силу ст.ст.139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании п.4 ч. 1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст.152 Бюджетного Кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются:
- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
Согласно п.п.1,4 ст.154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм следует, что содержание, включая установку ограждения, является расходной статьей бюджета муниципального образования, исполнение которого возложено на администрацию города Дзержинска.
Согласно Уставу МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" его учредителем и собственником является "данные изъяты", функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией г.Дзержинска, функции и полномочия собственника - "данные изъяты". Школа в своей деятельности подведомственна "данные изъяты".
Поскольку судом установлено, что образовательное учреждение не имеет ограждения, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены законом на решение вопросов местного значения в сфере образования, в том числе, обустройство прилегающих к ним территорий, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, денежные средства на возведение ограждения образовательному учреждению не выделены, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные представителем ответчика- Администрации г. Дзержинска Нижегородской области в обоснование своих возражений судом не принимаются, поскольку противоречат действующему законодательству и не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Данный иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в здании школы могут проводится различные мероприятия, находиться люди, не являющиеся учениками указанной школы.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч. 1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч.2).
Таким образом, с учетом мнения сторон, суд считает необходимым установить ответчикам срок для выполнения указанных действий до 31.12.2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N" оборудовать ограждение территории участка образовательного учреждения.
Обязать Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области профинансировать мероприятия по оборудованию ограждения территории участка Муниципального бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N".
Установить срок для выполнения указанных действий до 31.12.2012 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд Нижегородской области с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья п\п С.А.Тихомирова
Копия верна
Судья С.А.Тихомирова
Секретарь Е.С. Николаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.