Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09 июня 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,
с участием представителя заявителя по доверенности Яшновой В.С., представителей заинтересованного лица по доверенности Щетинина Е.Н. и Чернятиной С.М.,
при секретаре Соколовой Ю.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Юсифова В.С. оглы об оспаривании решения муниципального служащего,
УСТАНОВИЛ:
Юсифов В.С. оглы обратился в суд с заявлением, мотивируя тем, что он является собственником жилой комнаты N площадью 36,7 кв.м., расположенной на N-ом этаже дома N по "адрес" на основании договора купли-продажи от 19.05.2009 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.10.2010 г. "адрес". В 2011 году им было принято решение о реконструкции принадлежащей ему комнаты в виде строительства пристроя. Им были подготовлены все требуемые законом документы и 05.08.2011 г. представлены в "данные изъяты" В пакет представленных для получения согласования документов вошли: свидетельство о праве собственности на комнату; проект реконструируемой комнаты, выполненный МУ "данные изъяты" согласие всех собственников жилых помещений в доме N по "адрес" полученное 16.04.2011 г. на общем собрании жильцов дома; кадастровый паспорт земельного участка. 26.08.2011 г. ему за подписью начальника "данные изъяты" ФИО1 было направлено письмо за N о том, что для рассмотрения возможности подготовки градостроительного плана земельного участка для строительства жилого пристроя к жилому дому необходимо предварительно согласовать эскизный проект реконструкции дома. Одновременно с этим в письме было изложено, что вышеуказанный земельный участок расположен в границах первой охранной зоны "адрес" нарушается линия застройки. Необходимый эскизный проект был заявителем заказан и впоследствии получен в ООО "данные изъяты" Письмом от 08.09.2011 г. N за подписью начальника "данные изъяты" ему были возвращены для устранения замечаний представленные им ранее документы. В письме изложены следующие замечания: отсутствует градостроительный план земельного участка; нарушена линия застройки, земельный участок находится в границах первой охранной зоны "адрес"; должен быть представлен эскизный проект всего дома, а не фрагмента фасада; название проекта "Пристрой к комнате" не обосновано, так как комната не является объектом недвижимости. Заявитель был вынужден обратиться в "данные изъяты" с запросом о предоставлении информации. Письмом руководителя управления от 27.10.2011 г. N ему было сообщено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", не относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) и выявленным объектам культурного наследия; земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, не расположен в пределах объектов археологического наследия, включенных в "данные изъяты". После получения этого ответа Юсифов В.С. оглы вновь- 10.02.2012 г. обратился с заявлением к начальнику "данные изъяты" о повторном рассмотрении вопроса о согласовании эскизно-архитектурного проекта пристроя к комнате. 20.02.2012 г. Юсифовым В.С. оглы было получено очередное письмо от начальника "данные изъяты" ФИО1, который указал, что повторное рассмотрение вопросов о соответствии проекта градостроительному плану земельного участка, которое осуществляется в рамках действия части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), при выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) невозможно из-за непредоставления градостроительного плана земельного участка согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ и непредоставления (повторно) проекта, который был возвращен одновременно с письмом исх. N от 08.09.2011 г. 06.03.2012г. заявителем начальнику "данные изъяты" был повторно представлен градостроительный план земельного участка, а также для согласования эскизно-архитектурный проект пристроя к дому, на что 12.03.2012 г. был получен ответ за N, подписанный ФИО1, который указал, что "данные изъяты" не имеет возможности согласовать эскизно-архитектурный проект пристроя к комнате и оформить градостроительный план земельного участка для строительства пристроя, так как жилой дом построен по утвержденному и согласованному в установленном порядке проекту жилого дома в соответствии с проектом застройки квартала N, который входит в границы первой охранной зоны "адрес". В соответствии с постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 20.08.1997 г. N исторический центр "адрес" является памятником градостроительства и архитектуры и необходимо выполнение требований режима содержания и использование охранных зон. Строительство пристроя приведет к нарушению линии застройки домов по "адрес", конструктивных элементов жилого дома и эксплуатации инженерных коммуникаций (под пристрой попадает ввод водопровода в жилой дом). Заявитель считает решение муниципального служащего - начальника "данные изъяты" ФИО1, препятствующим осуществлению его прав и свобод, а именно, права на улучшение жилищных условий. В уполномоченный орган местного самоуправления - "данные изъяты" им были представлены все документы, требуемые частью 7 ст. 51 ГрК РФ: чертёж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования, выполненный МУ "данные изъяты" указанное муниципальное предприятие является подведомственным "данные изъяты", учредителем его является "данные изъяты", и в его функции входит подготовка градостроительных планов земельных участков, чертеж был подготовлен и выдан на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2005 г. N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка", в котором наименование пункта 1 Приложения изложено именно в такой редакции: "1. Чертеж градостроительного плана земельного участка"; из представленного в "данные изъяты" чертежа градостроительного плана земельного участка явно видна красная линия, за черту которой предполагаемое строительство пристроя не выходит; из ответа "данные изъяты" от 27.10.2011 г. N следует, что земельный участок, на котором он желает возвести пристрой, не находится в границах каких-либо охранных зон, что подтверждается постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 20.08.1997 г. N "Об объявлении находящихся на территории "адрес" объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры местного (областного) значения, установлении границ охранных зон "адрес", режимов их содержания и использования", в котором дом N по "адрес" не значится; никакими нормативными документами не предусмотрено предоставление эскизного проекта всего дома, а не фрагмента фасада, предполагаемого к застройке в виде пристроя; мнение начальника "данные изъяты" о том, что комната не является объектом недвижимости, противоречит ст. 16 ЖК РФ; после получения отказа в согласовании градостроительного плана земельного участка от 12.03.2012 г. по заявке заявителя домоуправляющей компанией ООО "данные изъяты" было выдано письмо на имя начальника "данные изъяты" от 23.03.2012 г. о ранее проведенной работе по замене ввода водопровода холодного водоснабжения от колодца до подвала в доме по "адрес", и согласно письму директора домоуправляющей компании ООО "данные изъяты" строительство и эксплуатация пристроя к комнате не создаст помехи и препятствия для эксплуатации и обслуживания инженерных коммуникаций в виде ввода водопровода в вышеуказанный жилой дом.
На основании изложенного заявитель просит суд признать отказ начальника "данные изъяты" ФИО1 от 12.03.2012 г. в выдаче разрешения на строительство пристроя к комнате N дома N по "адрес" необоснованным и незаконным; обязать начальника "данные изъяты" ФИО1 выдать разрешение на строительство пристроя к комнате N дома N по "адрес" на основании чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования, выполненного МУ "данные изъяты" и эскизно-архитектурного проекта пристроя к комнате N, выполненного ООО "данные изъяты"
В судебное заседание заявитель Юсифов В.С. оглы не явился, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании его интересы по доверенности представляет представитель Яшнова В.С.
Представитель заявителя по доверенности Яшнова В.С. заявленные требования поддержала.
Представители заинтересованного лица - начальника "данные изъяты" ФИО1 - по доверенностям Щетинин Е.Н. и Чернятина С.М. в судебном заседании указали, что они не согласны с заявленными требованиями, считают их незаконными и необоснованными.
Представитель Щетинин Е.Н. указал, что для выдачи разрешения на строительство необходимо издание "данные изъяты" соответствующего постановления, уполномачивающего "данные изъяты" выдать разрешение на строительство. Для получения разрешения на строительство необходимо представить документы, указанные в части 7 ст. 51 ГрК РФ, однако данные документы представлены заявителем не были. Кроме того, из заявления Юсифова В.С. от 06.03.2012 г. не следует, что он просил выдать ему разрешение на строительство пристроя, такого заявления им не подавалось.
Представитель Чернятина С.М. указала, что дом N по "адрес" входит в охранную зону N - зону исторического центра города, установленную постановлением Законодательного собрания Нижегородской области о 20.08.1997 г. N, поэтому в данном случае для выдачи разрешения на строительство необходимо, в числе прочих документов, заключение государственной экспертизы проектной документации в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, а также необходима копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации - п. 7 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Кроме того, заявителем в нарушение положений ч. 7 ст. 51 ГрК РФ не представлен градостроительный план земельного участка, составленный по форме, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка". Чертеж градостроительного плана, который был представлен заявителем, является лишь одной из частей градостроительного плана. Объектом реконструкции в соответствии с ГрК РФ в данном случае является жилой дом, комната не может быть объектом реконструкции, поэтому следует представлять проект реконструкции жилого дома, а не комнаты.
Выслушав стороны, изучив и проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как разъяснено п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (п. 20 Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г.).
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г.).
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями ст. 8, 51 ГрК РФ Администрация г. Дзержинска наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство.
В соответствии с Положением "данные изъяты", утвержденного постановлением "данные изъяты" от 05.03.2007 г. N, "данные изъяты" является структурным подразделением "данные изъяты" для обеспечения работы "данные изъяты" в области архитектуры, градостроительной деятельности и землеустройства. В соответствии с п. N. Положения "данные изъяты" возглавляет (в соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации") "данные изъяты" назначается и освобождается от должности "данные изъяты". На период отсутствия начальника "данные изъяты" его функции выполняет один из его заместителей.
Согласно п. N Положения "данные изъяты" осуществляет подготовку и выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории "адрес".
Согласно п. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Так, судом установлено, что Юсифов В.С оглы является собственником жилого помещения - комнаты N, расположенной по адресу: "адрес".
Заявителем было принято решение о реконструкции принадлежащей ему комнаты в виде строительства пристроя.
06.03.2012 г. он обратился с заявлением на имя начальника "данные изъяты" ФИО1, в котором указал, что направляет градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", и эскизно-архитектурный проект пристроя к комнате на согласование.
Как следует из материалов дела, ранее заявитель также обращался к начальнику "данные изъяты" по вопросу согласования необходимой документации для возведения пристроя.
В ответ на заявление от 06.03.2012 г. начальник "данные изъяты" направил в адрес Юсифова В.С. оглы сообщение об отсутствии возможности согласовать эскизно-архитектурный проект пристроя к комнате и оформить градостроительный план земельного участка для строительства пристроя, так как жилой дом построен по утвержденному и согласованному в установленном порядке проекту жилого дома в соответствии с проектом застройки квартала N, который входит в границы первой охранной зоны "адрес" в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 20.08.1997 г. N, в связи с чем необходимо выполнение требований режима содержания и использования охранных зон.
Не согласившись с данным сообщением, заявитель в своем заявлении в суд указал на то, что им были представлены все документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, для выдачи разрешения на строительство, поэтому отказ начальника "данные изъяты" от 12.03.2012 г. в выдаче разрешения на строительство является незаконным.
Между тем, в заявлении от 06.03.2012 г. просьбы о выдачи разрешения на строительство не содержалось, его суть в ином - в согласовании градостроительного плана земельного участка и эскизно-архитектурного проекта пристроя. Ответ на заявление от 06.03.2012 г. был дан Юсифову В.С. оглы по существу изложенных заявлении требований. Таким образом, начальником "данные изъяты" решения об отказе в выдаче заявителю разрешения на строительство не принималось. Также суд обращает внимание на то обстоятельство, что начальник "данные изъяты" в соответствии с п. "адрес" Положения "данные изъяты", утвержденного постановлением Администрации г. Дзержинска от 05.03.2007 г. N, вносит в установленном порядке "данные изъяты" проекты постановлений и распоряжений и не наделен полномочиями по изданию от своего имени постановлений, в том числе и о выдаче разрешения на строительство.
Также суд полагает, что заслуживают внимание и доводы представителей заинтересованного лица о том, что заявителем не были представлены предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство.
Так, Юсифов В.С. оглы указал на то, что им был представлен чертеж градостроительного плана земельного участка. Однако ч. 7 ст. 51 ГрК РФ содержит указание о необходимости предоставления градостроительного плана земельного участка, в то время как чертеж градостроительного плана в соответствии с Постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка"
является лишь одной из составляющих частей градостроительного плана. Данное постановление, кроме того, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 517, форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207.
Кроме того, как следует из постановления Законодательного собрания Нижегородской области от 20.08.1997 г. N "Об объявлении находящихся на территории "адрес" объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры местного (областного) значения, установлении границ охранных зон "адрес", режимов их содержания и использования", исторический центр "адрес" объявлен памятником градостроительства и архитектуры и установлена граница его охранной зоны. В приложении N к данному постановлению указаны границы охранной зоны N, из которого следует, что в охранную зону N входит "адрес". В соответствии с Приложением N режим содержания и использования охранной зоны N состоит, в том числе, в согласовании проектов под реконструкцию существующей застройки с "данные изъяты".
Довод заявителя о том, что никакими нормативными документами не предусмотрено предоставление эскизного проекта всего дома, а не фрагмента фасада, предполагаемого к застройке в виде пристроя, то в соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено предоставление именно проекта реконструкции объекта капитального строительства, а в соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства. В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Комната в соответствии со ст. 16 ЖК РФ как жилое помещение является объектом недвижимости, но она не может являться объектом реконструкции, а может являться лишь объектом перепланировки и переустройства. Однако положения ст. 26 ЖК РФ, регламентирующие порядок перепланировки и переустройства жилого помещения, к порядку осуществления реконструкции не применимы.
То обстоятельство, что заявителю домоуправляющей компанией ООО "данные изъяты" было выдано письмо о проведенной работе по замене ввода водопровода холодного водоснабжения от колодца до подвала в доме N по "адрес", то данное письмо было получено заявителем после 12.03.2012 г., кроме того, данное обстоятельство будет иметь значение при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах заявленные требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 57, 67, 198, 249, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Юсифова В.С. оглы о признании отказа начальника "данные изъяты" ФИО1 от 12.03.2012 г. о выдаче разрешения на строительство пристроя к комнате N дома N по "адрес" необоснованным и незаконным; обязании начальника "данные изъяты" ФИО1 выдать разрешение на строительство пристроя к комнате N дома N по "адрес" на основании чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования, выполненного МУ "данные изъяты" и эскизно-архитектурного проекта пристроя к комнате N, выполненного ООО "данные изъяты" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: п/п О.Н. Юрова
Копия верна.
Судья: О.Н. Юрова
Секретарь: Ю.М. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.