Решение Московского районного суда г. Нижний Новгород от 23 мая 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2012г.
Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Птушко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Волковой Г. Л. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Московском районе г.Н.Новгорода о признании права на перерасчет трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Волкова Г.Л. обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просила включить ей в страховой стаж период работы с 21.11.1996г. по 05.03.1999г. в ИП Кадин В.В. в должности *, признать за ней право на назначение пенсии с учетом указанного периода с момента обращения в ГУ УПФ РФ в Московском районе с 10.10.2007г., обязать отдел по назначению и выплате пенсии УПФ РФ в Московском районе г.Н.Новгорода пересчитать ей пенсию по возрасту, мотивируя тем, что с 10 октября 1971 года по 14 сентября 2011г. работала в различных организациях, общий трудовой стаж на 05.03.2012г. составляет 40 лет. При наступлении пенсионного возраста она обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей пенсии по возрасту. Пенсия ей была назначена, однако из страхового стажа был исключен период ее работы с 21.11.1996г. по 05.03.1999г. у ИП Кадин В.В. в должности *, ввиду того, что данная организация не состояла на регистрационном учете в ГУ УПФ РФ по Московскому району и за нее не перечислялись страховые отчисления. Истица считает, что спорный период подлежит включению в ее страховой стаж, поскольку она действительно в период с 21.11.1996г. по 05.03.1999г. работала в должности з*, ей был установлен рабочий день с 10.00 час. до 19.00 час., с перерывом на обед с 12.00 до 13.00, по месту работы ей выплачивалась заработная плата, предоставлялся отпуск, что подтверждается записями в трудовой книжке.
В судебном заседании истица Волкова Г.Л. иск поддержала в полном объеме и дополнила, что включение указанного периода в страховой стаж также необходимо ей для оформления звания "В*".
Представитель ответчика Трешина И.В., действующая по доверенности, иск не признала, пояснила суду, что спорный период не был включен в страховой стаж истицы, поскольку Кадин В.В. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, не использующего труд наемных рабочих, соответственно в период с 1996г. по 1999г. страховые взносы им не перечислялись. Кроме того, с 2007 года истица не представила в пенсионный фонд ни трудовой договор, ни другие документы подтверждающие оспариваемый стаж, не обращалась с заявлением о перерасчете.
Третье лицо ИП Кадин В.В. в судебное заседание не явился, направленные судом в его адрес по последнему известному месту нахождения судебные извещения, возвращены почтой, по причине отсутствия адресата по указанному адресу, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 7 "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ 1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено, что Волкова Г. Л., * года рождения, является пенсионером по старости. 19 сентября 2007г. истица обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Московском районе г.Н.Новгорода с письменным заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании п.1 ст.7 ФЗ от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях".
С 19 сентября 2007г. истице назначена трудовая пенсия по старости, однако при этом в ее страховой стаж не был включен период работы с 21.11.1996г. по 05.03.1999г. в ателье у ИП Кадина В. В. в должности *. В письме УПФ РФ в Московском районе от 10.10.2007 года истице было разъяснено, что размер пенсии может быть увеличен при предоставлении справок о стаже у индивидуального предпринимателя Кадина, поскольку договора по сведениям ПУ отсутствуют.
Рассматривая доводы ответчика о том, что указанный период работы не подлежит включению в страховой стаж, поскольку Кадин В.В. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, не использующего труд наемных рабочих и в период с 1996г. по 1999г. страховые взносы им не перечислялись, суд не может с ними согласиться.
Из материалов дела усматривается, что 21.11.1996 г. Волкова Г.Л. была принята на работу ИП Кадиным В.В. на должность *, 05.03.1999г. уволена по собственному желанию, о чем имеется соответствующая запись в ее трудовой книжке (л.д. 11), а также справка ООО "К*", где Кадин В.В. являлся * о том, что Волкова Г.Л. действительно в указанное время работала у ИП Кадина В.В. (л.д.6).
Как пояснила истица, у ИП Кадина В.В. какие-либо иные документы: трудовые договора и справки о зарплате отсутствуют, она сама лично с ним разговаривала. Не доверять объяснениям истицы нет оснований, так как они подтверждаются решением Московского районного суда г.Н.Новгорода от 28.04.2011 г. в отношении Г*, которая в тот же период работала у ИП Кадина В.В. в качестве *. Судом иск Г* был удовлетворен и в ее страховой стаж был включен период работы у ИП Кадина В.В. В рамках рассмотрения того же дела был сделан запрос в ГЦ Ц*, из ответа которого следует, что документы ИП Кадина В.В. на хранение в архив не поступали.
Согласно ответа на запрос УПФ РФ в Канавинском районе г.Н.Новгорода ИП Кадин В.В. был зарегистрирован в органах ПФР как * 28.06.1999 г. За период с 1996 г. по 1999 г. отчетность в органы ПФР не предоставлялась, страховые взносы в бюджет ПФР не уплачивались. (л.д.24).
Согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа.
Согласно положению ст. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из содержания трудовой книжки истца усматривается, что имеющиеся записи о приеме и увольнении с работы от ИП Кадина В.В., содержат ссылки на приказы работодателя о приеме на работу N * от 21.11.1996г. и об увольнении N * от 05.03.1999г., сделаны четко, без исправлений, печати читаемые, следовательно. у УПФ РФ в Московском районе не было оснований истребовать от истицы дополнительные документы, подтверждающие этот стаж.
Таким образом, в материалах дела имеются достоверные доказательства факта работы истца у ИП Кадин В.В. в спорный период.
Суд также считает, что УПФ РФ в Московском районе необоснованно не был включен данный период работы по причине отсутствия перечислений страховых взносов за истицу работодателем.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Законом N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.12, 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001г. исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу статьи 7 Закона N 167-ФЗ застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования признаются в том числе граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору, работающие за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 названного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в определении от 15 января 2009 года N 188-О-П, из содержания которого усматривается, что при проверке Конституционным Судом Российской Федерации конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", он пришел к выводу о том, что конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения этих лиц должно предусматривать эффективные гарантии их права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, с тем, чтобы исключить возможность блокирования реализации приобретенных пенсионных прав и на основе доступных процедур обеспечить своевременное и в полном объеме получение полагающейся пенсии.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, различия в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или не исполнил, не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2), и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признаны противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и ПФР и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц на получение трудовой пенсии при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду за счет средств федерального бюджета.
Проанализировав вышеизложенное и обстоятельства рассматриваемого дела, суд приходит к выводу о том, что неисполнение работодателем в период работы Волковой Г.Л. у ИП Кадина В.В. обязанности по внесению страховых взносов в Пенсионный фонд не должно иметь негативных последствий для истца в виде не включения периода ее работы в указанной организации в страховой стаж и как следствие получение пенсии в меньшем размере..
Согласно ч. 2 ст. 23 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Считая доказанным факт работы истицы в спорный период у ИП Кадина В.В. в должности *, суд включает его в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, в связи с чем, признает право на назначение Волковой Г.Л. пенсии с учетом указанного периода и возлагает на ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Московскому району г.Н.Новгорода обязанность сделать Волковой Г.Л. перерасчет размера трудовой пенсии по старости с 10 октября 2007 года с учетом времени работы с 21.11.1996г. по 05.03.1999г. у ИП Кадина В.В. в должности закройщицы. Суд полагает, что перерасчет должен быть сделан за весь период с момента назначения пенсии истицы, поскольку она не была назначена своевременно и в полном объеме по вине ответчика. Истица незаконно была лишена возможности своевременного получения пенсии в полном объеме. При вынесении решения суд установил, что истица обратилась к ответчику за назначением пенсии 19.09.2007г., однако, учитывая отсутствие возможности выхода за рамки заявленных исковых требований, обязывает произвести перерасчет с 10.10.2007г., как заявлено истицей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Волковой Г.Л. удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе г.Н.Новгорода включить в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости время работы Волковой Г.Л. с 21.11.1996г. по 05.03.1999г. у ИП Кадина В. В. в качестве *.
Признать за Волковой Г.Л. право на назначение пенсии с учетом периода работы с 21.11.1996г. по 05.03.1999г. у ИП Кадина В.В. в качестве * с 10.10.2007г.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе г.Н.Новгорода сделать перерасчет размера трудовой пенсии по старости Волковой Г. Л. с 10.10.2007 года с учетом времени работы с 21.11.1996г. по 05.03.1999г. у ИП Кадина В. В. в качестве *.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.