Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Новошахтинской
городской Думы
от 26 января 2006 г. N 85
Городская целевая программа "Молодежь Несветая"
(в ред. решения Новошахтинской городской Думы
от 26 октября 2006 г. N 143)
Паспорт городской целевой программы "Молодежь Несветая"
Наименование программы Городская целевая программа
"Молодежь Несветая"
Основания разработки ФЗ от 28.06.1995 N 98-ФЗ
программы "О государственной поддержке
молодежных и детских общественных
объединений",
ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации",
ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ
"Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних",
Областной закон
07.10.2004 N 167-ЗС
"О государственной поддержке
молодежи, молодежных и детских
общественных объединений
в Ростовской области",
Областной закон
от 20.10.2005 N 370-ЗС
"О внесении изменений в Областной
закон "О государственной поддержке
молодежи, молодежных и детских
общественных объединений в Ростовской
области", Областной закон
от 20.10.2005 N 380-ЗС
"О межбюджетных отношениях
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
Ростовской области"
Муниципальные заказчики Администрация города Новошахтинска.
программы Новошахтинская городская Дума
Основные разработчики Сектор по делам несовершеннолетних
программы и работе с молодежью Администрации
города Новошахтинска.
Муниципальное учреждение дополнительного
образования детей "Центр развития
творчества детей и юношества"
города Новошахтинска
Цель программы Повышение конкурентоспособности
региона через создание условий
для включения молодежи как активного
субъекта в процессы региона
и гражданского общества в городе
Новошахтинске
Приоритетные задачи 1. Интеграция молодежи
программы в социально-экономические
отношения.
2. Интеграция молодежи
в общественно-политические
отношения.
3. Интеграция молодежи
в социокультурные отношения
Сроки и этапы реализации I этап - 2006-2009 годы
программы II этап - 2010 год
Соисполнители Городская Новошахтинская
программы детско-молодежная общественная
организация "Юность Несветая".
Молодежный парламент при Новошахтинской
городской Думе
Отдел образования Администрации
города Новошахтинска.
Отдел культуры Администрации
города Новошахтинска.
Отдел по физической культуре,
спорту и туризму Администрации
города Новошахтинска.
Территориальная избирательная комиссия.
Государственное учреждение
"Центр занятости населения
города Новошахтинска".
Управление по Ростовской области
Федеральной службы
Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков.
Управление здравоохранения
Администрации города Новошахтинска.
СМИ.
Отдел записи актов гражданского
состояния Администрации
города Новошахтинска.
Военный комиссариат
города Новошахтинска.
Молодежные и детские
общественные объединения города
Новошахтинска
Источники финансирования Областной бюджет.
программы Местный бюджет.
Внебюджетные средства
Оценка эффективности Согласно прилагаемому перечню
реализации программы задач и оценке эффективности
реализации ГЦП "Молодежь Несветая"
Организация управления Администрация города Новошахтинска.
программой и контроль Новошахтинская городская Дума
за ходом ее выполнения
Введение
Городская целевая программа "Молодежь Несветая" на 2006-2010 годы нацелена на решение проблемы увеличения вклада молодого поколения в социально-экономическое, политическое, культурное развитие гражданского общества в городе Новошахтинске.
Решение этой проблемы рассматривается с позиций создания механизмов перевода молодежи из ресурса (пассивного резерва) в активный субъект социально-экономических отношений, максимального использования инновационного потенциала молодого поколения в интересах общества и государства, обеспечения должного уровня конкурентоспособности молодых граждан нашего города.
Целевые группы Городской целевой программы "Молодежь Несветая" (далее - ГЦП МН) - молодые граждане, молодые семьи, молодежные и детские общественные объединения города Новошахтинска.
Для успешного развития нашего города, его конкурентоспособности необходимо укрепление лидирующих позиций города Новошахтинска в социально-экономическом развитии Ростовской области, на межрегиональном рынке труда, в науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления.
Решение вышеперечисленных задач невозможно без активного участия молодежи. Степень эффективности этого участия определяется тем, насколько молодежь знает и разделяет цели государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми физическими и нравственными, образовательными и профессиональными качествами, имеет достаточные возможности для активного участия в развитии города.
В то же время молодежь как социально-демографическая группа обладает рядом особенностей:
- ее отличает несформированность духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений;
- ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения;
- она имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями и интересами общества.
К позитивным тенденциям, требующим целенаправленного развития в молодежной среде, можно отнести:
- восприимчивость к новому, рост инновационной активности;
- рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу;
- повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки;
- рост заинтересованности в сохранении своего здоровья;
- общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.
К негативным тенденциям, требующим целенаправленного снижения в молодежной среде, можно отнести:
- отчуждение молодежи от участия в событиях политической, экономической и культурной жизни;
- маргинализацию молодежи, развитие неопределенности в ее положении, статусе и функциях как социальной группы;
- снижение роли молодой семьи в процессе социального воспроизводства;
- криминализацию молодежной среды, влияние деструктивных субкультур и сообществ на молодежную среду;
- рост влияния деструктивных информационных потоков в молодежной среде.
Реализация ГЦП МН позволит достичь позитивных результатов в обеспечении конкурентоспособности города Новошахтинска на основе прироста человеческого капитала, в первую очередь молодежи, сбалансированного социально-экономического развития региона, развития новых прогрессивных форм государственного и общественного управления, общественного самоуправления, оптимизации расходов в сфере социального развития и воспитания молодежи. В ходе реализации ГЦП МН должна сформироваться инфраструктура молодежной политики города Новошахтинска, активно действующая на основе программных и иных ресурсов, способствующая становлению институтов гражданского общества в молодежной среде. Среди них сеть государственных учреждений по работе с молодежью, инновационных центров, молодежных лагерей.
Создание подобной региональной инфраструктуры позволит разрешить одну из актуальных проблем работы с молодежью - организацию подготовки нового поколения профессионалов сферы молодежной политики.
Одним из итогов реализации ГЦП МН станет возможность самореализации для каждого молодого человека в экономической, социальной, политической, культурной жизни общества.
1. Состояние проблемы и анализ причин ее возникновения
В городе Новошахтинске проживает более 27 тысяч человек в возрасте от 14 до 30 лет, которые активно участвуют в социально-экономическом, культурном и политическом развитии региона. Воспитательная работа с молодежью требует особого внимания со стороны органов государственной власти, так как является одним из инструментов развития региона, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Весь комплекс проблем и противоречий, с которым страна столкнется в ближайшие годы, формирует достаточно жесткий набор требований к новому поколению.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10 - 25-летним повышенные требования: молодежь станет основным ресурсом, ее трудовая деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, пожилых людей.
Российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше, чем сверстники из наиболее развитых стран. Согласно последнему всероссийскому опросу 34% заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% - с 15 до 17 лет включительно.
В городе Новошахтинске одной из социальных проблем является безработица. В 2005 году произошел рост уровня общей безработицы - 29,7%. Зарегистрировано в качестве безработных - 2086 человек. В нашем городе самый низкий уровень пособий по безработице, который составляет 1036 рублей. Отсутствие вакансий - 0,4% на одного ищущего работу. Трудовые ресурсы составляют 66,3 тысячи человек, не занято трудовой деятельностью - 35,2 тысячи человек, что составляет более 50% от населения города.
Отсутствие общественно признанных морально-нравственных ориентиров развития приводит к криминальной активности малолетних правонарушителей. Несмотря на принимаемые меры по стабилизации обстановки, в Новошахтинске отмечается рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, - на 14,5%, удельный вес подростковой преступности вырос на 4,6% и составил 11,9%. В числе основных причин совершения подростками преступлений являются:
- семейное неблагополучие;
- социальные факторы: отсутствие реальной возможности трудоустройства, недоступность большинства форм досуга и отдыха молодежи, падение морально-нравственных устоев, ослабление воспитательного воздействия на детей со стороны родителей и учебных заведений, рост числа неблагополучных семей;
- слабая координация профилактической деятельности заинтересованных ведомств.
От позиции молодежи в общественно-экономической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения области на пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межнациональных отношений.
Ввиду недостаточного финансирования традиционные подходы и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера.
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития области в среднесрочной перспективе, на первое место выдвигаются требования по выработке нового стратегического подхода к молодежной политике. А именно разработка комплексной долгосрочной программы, поиск новых механизмов решения молодежных проблем.
Городская целевая программа "Молодежь Несветая" на 2006-2010 годы опирается на отечественный и зарубежный опыт работы с молодежью, накопленный государственными институтами и общественными объединениями.
Основа программы - общественно-государственный характер ее реализации с широким контролем со стороны институтов гражданского общества.
В отличие от прежних программ в сфере молодежной политики ГЦП МН на 2006-2010 гг. строится на основе следующих принципов:
1. Принцип сетевого взаимодействия.
Партнерское участие организаций, работающих с молодежью на разных уровнях (региональном) в реализации мероприятий ГЦП МН, позволяет обеспечить масштабность и адресность, эффективность финансовых вложений, объединение ресурсов (организационных, содержательных, человеческих и пр.), значительное увеличение возможностей апробации и внедрения результатов.
2. Принцип планирования от результата.
В целях успешной реализации ГЦП МН осуществляются процедуры постоянного мониторинга и оценки результатов деятельности. Экспертные заключения о параметрах и характеристиках полученных промежуточных программных результатов являются основанием для планирования очередного этапа. Ежегодно в формате сравнительного анализа фиксируются и описываются планируемые и полученные результаты, вносятся корректировки в очередное планирование этапа реализации программы.
3. Принцип этапности в реализации.
Для широкого вовлечения молодежи в мероприятия и проекты программы будут использованы новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Отличительной особенностью программы является внедрение новых инструментов взаимодействия с молодежной аудиторией на базе открытых мультимедийных систем, виртуальных сред коллективного взаимодействия, интеллектуальной телефонии, интерактивного телевещания.
Концепция воспитания и социализации личности
детей, подростков и молодежи в рамках единого
культурно-образовательного пространства города Новошахтинска
Состояние современного общества характеризуется существенными переменами социальных и культурных условий жизни, требующих творческой, активной и ответственной позиции человека. Современная ситуация развития воспитания в нашем городе отличается, с одной стороны, предоставлением ребенку широкого спектра возможностей выбора направлений деятельности, с другой стороны, реальной опасностью регрессивного пути развития (асоциальное поведение, агрессивность, моральная деградация, негативное влияние средств массовой информации и т.д.). Именно поэтому так остро стоит проблема помощи в самоопределении развития личности детей, подростков и молодежи в едином культурно-образовательном пространстве города Новошахтинска.
Так возникла идея создания городской целевой программы "Молодежь Несветая", направленной на:
- становление и социальное самоопределение личности в образовательном и социокультурном пространстве города;
- на реализацию творческого потенциала детей, подростков и молодежи;
- на формирование здорового образа жизни;
- на социальную поддержку детей "группы риска" и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Авторы программы исходят из того, что концепция воспитания - это логическое единство принципов и ведущих идей педагогического процесса, детерминирующих, прежде всего, цель и содержание воспитательной деятельности, основные направления и пути взаимодействия всех участников и сторон социализации личности. Прежде чем обратиться к обоснованию выбора концепции воспитания применительно к условиям небольшого города и особенностям его социокультурной среды, отметим, что "социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит". Таким образом, воспитание - первое и необходимое условие социализации.
Опираясь на основные положения Закона Российской Федерации "Об образовании", а также на анализ концептуальных положений прогрессивных воспитательных систем и проектируемую модель социокультурных условий, мы считаем, что целевой ориентацией воспитания детей, подростков и молодежи в нашей программе может быть создание условий для свободного развития личности как субъекта культуры, исторического развития, собственного развития и жизнетворчества.
Какими способами можно реализовать эту целевую установку? Мы предлагаем из множества методов и подходов избрать идеи социализации личности и воспитательной среды, ориентирующие на формирование воспитывающих отношений в социуме, в сфере семьи и ее ближайшего окружения, перенесение акцентов в работе школ и всех других социальных институтов с борьбы со следствиями на искоренение причин негативных явлений, создание условий для самореализации способностей каждого молодого человека.
Свое предложение мы обосновываем также тем, что эта концепция максимально избавлена от рудиментов авторитарной педагогики, она личностно ориентирована, гуманистична по своей сути и природе.
Нас в данной концепции привлекает возможность широко использовать региональные факторы социализации личности, учесть особенности народной педагогики.
Основные принципы и подходы к реализации программы.
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип личностно-ориентированного воспитания - признание личности высшей социальной ценностью: умение влиять на ее развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности предполагает, что он основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.
Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования молодежи в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса.
Основная цель, задачи и направления реализации программы.
Цель: повышение конкурентоспособности города Новошахтинска через создание условий для включения молодежи города как активного субъекта в процессы развития города и гражданского общества.
Задачи:
- интеграция молодежи в социально-экономические отношения;
- интеграция молодежи в общественно-политические отношения;
- интеграция молодежи в социокультурные отношения.
Цель реализуется по семи направлениям:
(в ред. решения Новошахтинской городской Думы от 26.10.2006 N 1).
Направления | Программы (подпрограммы), через которые реализуются данные направления |
Цель, ожидаемый результат |
Художественно- эстетическое развитие, организация отдыха и оздоровления |
Программа "Созвездие интере- сов": - подпрограмма "Искусство"; - подпрограмма "Игра"; - подпрограмма "Статус"; - подпрограмма "Здоровый образ жизни"; - подпрограмма "Труд" |
Создание оптимального педаго- гически организованного про- странства проведения юными но- вошахтинцами свободного време- ни; создание условий для вклю- чения их в разностороннюю дея- тельность. Более полная и со- держательная досуговая и оздо- ровительная деятельность детей, подростков и молодежи в едином культурно-образовательном пространстве города; вовлечение в процесс реализации программы |
Развитие мас- сового спорта и туризма. Формирование здоровой, творческой, активной по- зиции через пропаганду здорового образа жизни |
Программа "Образ жизни". Программа "Спорт, здоровье, красота". Программа "Свежий ветер". Подпрограмма "Мы родом из детства" |
Популяризация и дальнейшее развитие туристско- краеведческой деятельности, укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни на основе занятий спор- том. Улучшение отношений в среде подростков, устранение нега- тивных проявлений, искоренение вредных привычек; совершенст- вование содержания и форм от- дыха, оздоровления и занятости детей, сохранение, укрепление их физического и психического здоровья |
Организация работы с детьми с ОВЗ, трудными под- ростками |
Программа "Мы вместе". Программы подростковых клу- бов "Факел", "Надежда", "Дружба" |
Создание условий для комплекс- ного воздействия на ребенка с ОВЗ с целью его социальной реабилитации, развитие комму- никативных навыков через вклю- чение детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности. Организация сво- бодного времени детей и подро- стков по месту жительства |
Активизация деятельности детских орга- низаций - субъектов ГНДМОО "Юность Несветая" |
Программа ГНДМОО "Юность Несветая" "Радуга": - подпрограмма "Дом"; - подпрограмма "Малышок"; - подпрограмма "Досуг"; - подпрограмма "Эколог"; - подпрограмма "Возрождение"; - подпрограмма "Лидер"; - подпрограмма "Свои голоса" |
Содержательная и общественно значимая жизнедеятельность детских и молодежных общест- венных организаций |
Патриотиче- ское воспита- ние детей и молодежи |
Программа деятельности военно- патриотического клуба "Патриоты Дона": - подпрограмма "Сторона Дон- ская"; - подпрограмма "Наследие"; - подпрограмма "Я - гражданин России"; - подпрограмма "Оруженосец"; - подпрограмма "Чеканный шаг"; - подпрограмма "Ратоборец"; - подпрограмма "Познай себя" |
Воспитание детей и молодежи патриотами, которые знают и уважают национальные и куль- турные особенности родного края, историческое и культурное наследие Донского казачества |
Социально- правовая за- щита и под- держка моло- дежи и молодых семей в решении жиз- ненных про- блем и обес- печение заня- тости |
Программа "Союз семь Я": - психологическое просвещение; - спортивно-развлекательное направление; - эстетическое воспитание; - экологическое воспитание Жилищная программа |
Поддержка истинных ценностей, влияющих на формирование лич- ности человека: семья - основа жизни. Организация семейного досуга, отдыха, семейных праздников. Организация помощи в получении кредитования (ипотека на полу- чение жилья) для молодых семей и трудоустройства молодежи |
Организация работы с одаренными детьми и молодежью (введен решени |
Программа "Будущее начинается с тебя": - выявление одаренных детей, диагностические мероприятия; - психологическая и социально- педагогическая поддержка одаренных детей, консульти- рование педагогов и родителей по вопросам одаренности; - создание индивидуальных программ, подготовка педагогических кадров; - создание благоприятных условий для творческой реализации одаренных детей; - участие одаренных детей и подростков во Всероссийских и международных конкурсах, соревнованиях, выставках, конференциях, слетах, дебатах и т.д. м Новошахтинской городской Дум |
Создание оптимально организованного психологическо- го и социально-педагогического пространства для творческой реализации одаренными детьми и молодежью своих способностей; Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми в городе. Создание условий для включения их в разностороннюю деятельность. Привлечение социальных и общественных структур города к проблемам одаренных детей с целью оказания финансовой поддержки. Привлечение спонсорских средств для организации и проведения конкурсов, фестивалей, спортивных мероприятий в городе Активная и содержательная конкурсная деятельность детей, подростков и молодежи в едином культурно-образовательном пространстве города от 26.10.2006 N 143) |
Этапы и условия успешной реализации программы
1 этап - 2006-2009 годы
1. Разработка подпрограмм и программ, направленных на становление и социальное самоопределение личности в социокультурном пространстве города.
2. Определение стратегии и тактики деятельности.
3. Нормативно-методическое обеспечение программы.
4. Апробация подпрограмм и программ, включенных в городскую целевую программу "Молодежь Несветая".
5. Разработка единой ГЦП МН.
6. Реализация ГЦП МН.
7. Расширение зоны межведомственных воздействий.
8. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
9. Повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий.
10. Мониторинг межведомственной деятельности.
2 этап - 2009-2010 годы
1. Оценка эффективности реализации ГЦП МН.
2. Выявление приоритетных направлений на реализацию ГЦП МН на 2011-2015 годы.
Организация и контроль над выполнением задач программы
Координация деятельности по реализации ГЦП МН и контроль за ее выполнением возложен на Администрацию города Новошахтинска, Новошахтинскую городскую Думу, сектор по делам несовершеннолетних и работе с молодежью Администрации города Новошахтинска.
Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется на основе соглашений и договоров, заключаемых в установленном порядке всеми исполнителями и соисполнителями программных мероприятий. Исполнители отдельных мероприятий программы определяются на конкурсной основе в установленном порядке.
С целью привлечения широкого круга общественных объединений к эффективной реализации программных мероприятий предусматривается организация муниципальных конкурсов проектов, направленных на решение задач ГЦП МН. При этом основная задача координационного совета - включение предлагаемых мероприятий в план реализации ГЦП МН.
Ресурсное обеспечение программы
Для практической реализации государственной молодежной политики в городе Новошахтинске разработана система программных мероприятий, предусматривающая софинансирование из областного и городского бюджетов и внебюджетных источников (бизнес-структуры, фонды, государственные и общественные организации и т.д.).
Общий объем финансирования программы из городского бюджета на 2006 год составляет 1,5 млн. рублей.
Программа корректируется в соответствии с этапами реализации в сроки утверждения городского бюджета.
Организация управления программой и контроль
за ходом ее выполнения
Реализация программы предусматривает координацию деятельности органов власти всех уровней, общественных объединений. Сектор по делам несовершеннолетних и работе с молодежью Администрации города и муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества" осуществляет управление программой, отчет по ее реализации представляет Администрации города Новошахтинска, Новошахтинской городской Думе.
Сектор по делам несовершеннолетних и работе с молодежью Администрации города и муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества" являются координаторами программы, определяют основное содержание направлений и мероприятий программы, их соответствие программным целям и задачам.
Оценка эффективности реализации программы
Эффективность реализации программы оценивается по показателям, характеризующим уровень и качество жизни молодежи, степень ее подготовленности к высококвалифицированному труду, к участию в социально-экономических преобразованиях российского общества.
Эффективность реализации мероприятий программы будет оцениваться по следующим показателям:
- увеличение количества трудоустроенных молодых граждан по сравнению с предыдущим периодом;
- увеличение численности структур, вовлеченных в работу с молодежью, по сравнению с предыдущим периодом;
- увеличение количества молодых избирателей, принимающих участие в голосовании на выборах в органы власти всех уровней, по сравнению с данными предыдущих выборов соответствующего уровня;
- увеличение количества членов молодежных и детских общественных объединений по сравнению с предыдущим периодом;
- увеличение количества молодых граждан - участников международных молодежных обменов и проектов по сравнению с предыдущим периодом;
- увеличение количества участников молодежных всероссийских и международных;
- увеличение конкурсов различной направленности по сравнению с предыдущим периодом;
- увеличение количества детей, родившихся в молодых семьях, по сравнению с предыдущим периодом;
- увеличение количества молодых семей - участников городских и областных молодежных акций и мероприятий по сравнению с предыдущим периодом;
- увеличение численности подростков и молодежи, охваченных профилактическими акциями и мероприятиями, по сравнению с предыдущим периодом;
- увеличение количества реализованных молодежных проектов (программ) в рамках мероприятий ГЦП МН по сравнению с предыдущим периодом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.