Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Министра обороны РФ
от 15 января 2001 г. N 25
Инструкция
по организации контроля за деятельностью суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция о порядке проведения проверок суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов Министерства обороны Российской Федерации* (далее именуется - Инструкция) определяет цель и элементы проверок училищ, виды проверок, порядок их планирования и проведения, а также критерии и порядок оценки элементов проверки училища и его подразделений.
2. Проверки училищ проводятся в целях контроля исполнения училищами законодательства Российской Федерации, требований правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, оценки качества проведения и обеспечения образовательного процесса, других направлений деятельности училищ, вскрытия недостатков, оказания помощи училищам и распространения положительного опыта.
3. Основными элементами проверок училищ являются:
способность училища привести себя в готовность к выполнению задач по предназначению на мобилизационный период и военное время;
состояние учебной работы;
состояние методической работы;
состояние профессиональной подготовленности постоянного состава;
воспитательная работа, морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины;
состояние учебно-материальной базы;
состояние службы войск и безопасности военной службы;
состояние кадровой работы и учета личного состава;
состояние тыла;
состояние финансовой, хозяйственной и экономической деятельности;
состояние руководства деятельностью училища.
Проверка училищ по другим направлениям деятельности (элементам, вопросам), не предусмотренным настоящей Инструкцией, может проводиться в соответствии с полномочиями и указаниями лица, по решению которого она проводится, и должна осуществляться в соответствии с правовыми актами Министерства обороны и Генерального штаба, регламентирующими эту деятельность и порядок ее контроля.
4. По виду проверки подразделяются: на инспекторские (инспектирование), итоговые и контрольные. В зависимости от целей, организации и объема решаемых задач они бывают плановые (текущие) и неплановые (внезапные), а по методу проведения - комплексные и проверки по отдельным элементам (вопросам). При этом инспекторские (инспектирование) и итоговые проверки проводятся только комплексным методом.
Инспекторские проверки проводятся по решению Министра обороны Российской Федерации под его руководством или его заместителей с привлечением представителей центральных органов военного управления Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и предусматривают проверку училища по всем основным элементам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции.
Непосредственная подготовка к проведению инспекторской проверки осуществляется Управлением военного образования.
Итоговые проверки проводятся по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации и начальников, которым подчинены училища.
Для проведения итоговой проверки привлекаются представители центральных органов военного управления.
В ходе итоговой проверки в обязательном порядке проверяются: способность училища привести себя в готовность к выполнению задач по предназначению на мобилизационный период и военное время; состояние учебной работы; состояние методической работы; состояние профессиональной подготовленности постоянного состава; состояние учебно-материальной базы; состояние тыла; воспитательная работа, морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины; состояние службы войск и безопасности военной службы; состояние финансовой, хозяйственной и экономической деятельности.
Контрольные проверки проводятся по одному или нескольким элементам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, по другим вопросам (направлениям деятельности училища), а также в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе инспекторских и итоговых проверок. Контрольные проверки проводятся Управлением военного образования, органами управления военным образованием видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), а также другими органами военного управления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Продолжительность инспекторской и итоговой проверок составляет 10 - 15 суток, контрольной проверки - до 10 суток.
5. Планирование инспекторских, итоговых и контрольных проверок осуществляется на год, при этом училище подвергается инспекторским и итоговым проверкам не чаще одного раза в 3 года. Начальники, которым подчинены училища, планируют итоговые проверки с учетом итоговых проверок, планируемых Управлением военного образования. Если училище подверглось в текущем году инспектированию, то ранее запланированная итоговая проверка не проводится.
Итоговые проверки не проводятся в первый месяц учебного года и в период работы государственных аттестационных комиссий.
Контрольные проверки проводятся по планам Управления военного образования, начальников, которым подчинены училища. Цели, содержание и сроки проведения проверки определяются начальником, организующим проверку.
6. Для организованного и качественного проведения инспекторской (итоговой) проверки назначается комиссия в составе: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, начальник штаба, старшие групп по каждому элементу проверки, предусмотренному ее планом, и члены комиссии.
Для проведения контрольной проверки назначается комиссия в составе: председатель комиссии; при необходимости, старшие групп по каждому элементу проверки, предусмотренному ее планом; члены комиссии.
В целях обеспечения требуемого качества проведения проверки в состав комиссий (групп проверки) в установленном порядке привлекаются представители соответствующих органов военного управления, а также офицерско-преподавательский состав родственных предметно-методических комиссий других училищ.
Авансирование привлекаемых к проверке специалистов производится командирующей организацией, а возмещение расходов (по окончании командировки) - органом военного управления, организующим проверку.
7. Для проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки в обязательном порядке разрабатываются: план проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки; личные планы работы членов комиссии.
Для проведения инспекторской (итоговой) проверки разрабатывается также расписание инспекторской (итоговой) проверки.
План проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки определяет цель, содержание (изучаемые вопросы по элементам проверки, перечень проверяемых учебных дисциплин (предметов) и подразделений училища), сроки проведения проверки, а также состав комиссии.
План инспекторской проверки разрабатывается Управлением военного образования и утверждается заместителем Министра обороны Российской Федерации.
План итоговой проверки разрабатывается органом военного управления, организующим проверку, и утверждается должностным лицом, по решению которого она проводится.
План контрольной проверки разрабатывается председателем комиссии и утверждается должностным лицом, по решению которого она проводится.
При проведении инспекторской (итоговой) проверки в расписание учебных занятий училища могут быть внесены изменения. Контрольная проверка проводится без нарушения расписания учебных занятий в училище.
При проведении инспекторской (итоговой) проверки проверяется управление училища и не менее 30 процентов подразделений училища, при этом не менее 50 процентов личного состава проверяемого подразделения.
При инспектировании и итоговой проверке строевой смотр может проводиться как училища в целом, так и его проверяемых подразделений.
План инспекторской (итоговой, контрольной) проверки утверждается за 12 - 15 суток до ее начала.
Расписание инспекторской (итоговой) проверки определяет время, место и последовательность проведения контрольных занятий и других мероприятий проверки. Оно утверждается должностным лицом, возглавляющим проверку, и доводится до начальника училища за 8 - 10 суток до ее начала.
8. С должностными лицами, привлекаемыми к проверке, до ее начала проводятся занятия, в ходе которых изучаются необходимые нормативные правовые акты, состав и структура подразделений проверяемого училища, особенности организации образовательного процесса и других направлений его деятельности, элементы, план и расписание проверки. Члены комиссии разрабатывают личные планы работы и учебно-методические материалы, необходимые для проверки уровня индивидуальной подготовленности постоянного и переменного состава училища.
Председатель комиссии до начала работы комиссии проводит с членами комиссии инструкторско-методические занятия (инструктажи).
9. Основными принципами контроля в ходе проверки являются компетентность, объективность, достоверность и соблюдение членами комиссии норм этики по отношению к проверяемым.
Председатель комиссии имеет право давать рекомендации должностным лицам училища об устранении недостатков, выявленных в ходе проверки.
10. Инспекторская (итоговая) проверка, как правило, начинается с заслушивания руководящего состава училища (начальника училища, его заместителей, а также начальников отделов, служб и подразделений) по направлениям деятельности. Целями заслушивания являются: уяснение особенностей организации и проведения образовательного процесса и мероприятий повседневной деятельности училища; выявление вопросов, оказывающих положительное или негативное воздействие на ход образовательного процесса и качество подготовки обучающихся в училище; уточнение, при необходимости, порядка работы комиссии.
11. Проверка училища завершается проведением частных и общего разборов. Они должны содержать: оценки по каждому проверенному элементу; общую оценку училища; положительные стороны в деятельности училища, основные недостатки, их причины; оценку деятельности должностных лиц; задачи и сроки устранения основных недостатков.
Общий разбор проводится председателем комиссии, частные разборы - председателем или членами комиссии.
Оценки по результатам проверки училища и его подразделений объявляются на общем и частных разборах; индивидуальные оценки личному составу - после выполнения контрольных испытаний.
12. По результатам инспекторской (итоговой) проверки составляется акт проверки, в котором определяются общая оценка училищу и оценки его подразделениям; делаются выводы о работе училища; отмечаются положительные стороны деятельности, недостатки и их причины; вносятся предложения по устранению недостатков и улучшению качества подготовки обучающихся. К акту проверки прилагаются ее результаты по формам согласно приложению N 1, 2, 3 к настоящей Инструкции.
В акте по результатам инспекторской проверки дается оценка руководства деятельностью училища должностными лицами училища и соответствующих органов управления военным образованием.
Акт проверки составляется в 3 экземплярах, утверждается ее председателем и подписывается членами комиссии. Акт проверки направляется в Управление военного образования, начальнику училища и начальнику, которому подчинено училище.
Заместителю Министра обороны Российской Федерации по результатам инспекторской проверки председателем комиссии в установленном порядке представляется доклад и, при необходимости, проект приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации об итогах проверки училища.
По результатам контрольной проверки вместо акта проверки может составляться доклад. Первый экземпляр доклада остается в проверяемом училище, второй, после представления начальнику, по указанию которого проводилась проверка, хранится в органе военного управления, проводившем проверку.
13. По результатам проверки училищем разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки училища. План не позднее 20 суток после утверждения акта проверки представляется на утверждение начальнику, которому подчинено училище. После утверждения копии плана направляются начальнику Управления военного образования и в орган управления военным образованием начальника, которому подчинено училище.
Ответственность за качество разработки плана возлагается на начальника училища.
14. При получении училищем неудовлетворительной оценки по результатам инспектирования может проводиться повторная инспекторская проверка. Повторная инспекторская проверка проводится не ранее чем через шесть месяцев после первой инспекторской проверки и возглавляется, как правило, председателем комиссии предыдущей инспекторской проверки.
В ходе повторной инспекторской проверки определяется степень устранения выявленных ранее недостатков.
При получении училищем неудовлетворительной оценки по результатам итоговой проверки по плану должностного лица, решением которого она проводилась, но не ранее чем через шесть месяцев проводится контрольная проверка.
II. Основные критерии и порядок оценки элементов проверки училища
15. Способность училища привести себя в готовность к выполнению задач на мобилизационный период и военное время проверяется и оценивается на основании требований приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил, приказов и директив главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, начальников, которым училища подчинены.
16. Состояние учебной работы проверяется в учебном отделе (отделении), подразделениях, предметно-методических комиссиях и в училище в целом и оценивается по следующим показателям:
полнота, своевременность и качество разработки документов организации учебной работы;
качество проведения учебной работы;
качество подготовки обучающихся.
Полнота, своевременность и качество разработки документов организации учебной работы устанавливаются на основе изучения:
основных планирующих документов, разрабатываемых в училище: рабочих учебных планов, плана основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися, графика-календаря учебного процесса училища на учебный год, расписаний учебных занятий и экзаменов, тематических планов изучения учебных дисциплин, индивидуальных планов обучения обучающихся, индивидуальных планов работы преподавателей на учебный год и других;
приказов начальника училища по организации учебной работы.
Полнота, своевременность и качество разработки документов организации учебной работы оцениваются:
"удовлетворительно", если:
содержание планирующих документов соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области образования, правовых актов Министерства обороны по вопросам военного образования, организационно-методических указаний начальника, которому подчинено училище;
планирующие документы исполнены в объеме установленного для них перечня и обеспечена их взаимная согласованность;
сроки исполнения и доведения документов соответствуют срокам и требованиям к организации образовательного процесса, установленным нормативными правовыми актами; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на организацию образовательного процесса в училище;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Качество проведения учебной работы оценивается на основе:
изучения документов по учету учебной работы: классных журналов, сводных данных о результатах учебных четвертей и других;
изучения отчетов государственных аттестационных комиссий, материалов комплексных и контрольных проверок училища, материалов контроля учебных занятий;
контроля учебных занятий.
Качество проведения учебной работы оценивается:
"удовлетворительно", если:
учебные планы и программы, расписания учебных занятий и другие планирующие документы выполняются своевременно, а имеющиеся недостатки не оказывают существенного влияния на качество подготовки обучающихся;
обеспечена взаимная согласованность документов планирования и учета учебной работы;
не менее 70 процентов проверенных учебных занятий оценены не ниже "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Качество подготовки обучающихся оценивается по результатам проверки:
уровня индивидуальной подготовленности обучающихся (за исключением обучающихся первого курса).
Оценка уровня индивидуальной подготовленности обучающихся включает оценку их теоретической и практической подготовленности по предметам (дисциплинам) учебного плана в объеме пройденного на день проверки учебного материала.
В течение дня обучающийся может быть проверен по одной, а за все время проверки - не более чем по четырем учебным предметам (дисциплинам).
Перечень проверяемых учебных предметов (дисциплин) определяется расписанием проверки, утверждаемым председателем комиссии.
Оценка обучающемуся по проверенному учебному предмету (дисциплине) определяется из оценок, полученных за теоретические знания, практические умения и навыки в соответствии с требованиями учебной программы.
Оценка обучающемуся по строевой подготовке, общевоинским уставам, физической подготовке, огневой подготовке выставляется в соответствии с требованиями соответствующих курсов стрельб, наставлений, руководств, инструкций и других служебных документов.
Уровень индивидуальной подготовки обучающегося оценивается:
"отлично", если обучающийся по проверенным предметам (дисциплинам) получил отличные оценки и не более одной хорошей;
"хорошо", если обучающийся по проверенным предметам (дисциплинам) получил отличные и хорошие оценки и не более одной удовлетворительной;
"удовлетворительно", если обучающийся по проверенным предметам (дисциплинам) получил положительные оценки и не более одной неудовлетворительной;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Подразделение, предметно-методическая комиссия по подготовке обучающихся, а также предметно-методическая комиссия по учебному предмету (дисциплине), кроме физической подготовки, оцениваются:
"отлично", если не менее 95 процентов проверенных обучающихся оценены положительно, при этом не менее 50 процентов - "отлично";
"хорошо", если не менее 90 процентов проверенных обучающихся оценены положительно, при этом не менее 50 процентов - не ниже "хорошо";
"удовлетворительно", если не менее 85 процентов проверенных обучающихся оценены положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Подразделение, предметно-методическая комиссия и в целом училище по физической подготовке оцениваются в установленном в Министерстве обороны порядке.
Учебная работа в ротах (батареях), предметно-методических комиссиях оценивается:
"отлично", если подготовка обучающихся оценена "отлично". При этом планирование, организация и проведение учебной работы соответствуют требованиям служебных документов Министерства обороны: учебные планы и программы выполнены, а имеющиеся недостатки не оказывают существенного влияния на качество и эффективность образовательного процесса. Занятия проводятся на высоком методическом уровне с оптимальным использованием технических средств обучения. Активно ведется работа по индивидуальному подходу в обучении, компьютеризации, высокие результаты достигнуты без перегрузок обучающихся;
"хорошо", если подготовка обучающихся оценена не ниже "хорошо". При этом учебные планы и программы выполнены; в планировании, организации и проведении учебной работы имеются отдельные недостатки. Учебные планы и программы выполнены. Занятия проводятся на хорошем организационном и методическом уровне, работа по исключению перегрузок обучающихся, индивидуализации и компьютеризации обучения ведется. Обучающиеся недостаточно владеют необходимыми навыками учебной деятельности;
"удовлетворительно", если подготовка обучающихся оценена не ниже "удовлетворительно". Учебные планы и программы выполнены; планирование, организация и проведение учебной работы в основном отвечают требованиям служебных документов Министерства обороны. Занятия проводятся на удовлетворительном уровне;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Учебная работа в целом в училище оценивается:
"отлично", если:
полнота, своевременность и качество разработки документов планирования и организации учебной работы оценены "удовлетворительно";
качество проведения учебной работы оценено "удовлетворительно";
качество подготовки обучающихся оценено "отлично";
"хорошо", если
полнота, своевременность и качество разработки документов планирования и организации учебной работы оценены "удовлетворительно";
качество проведения учебной работы оценено "удовлетворительно";
качество подготовки обучающихся оценено "хорошо";
"удовлетворительно", если все ее элементы оценены положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
17. Состояние методической работы проверяется в учебном отделе, в предметно-методических комиссиях, в ротах (батареях), в училище в целом и оценивается по следующим показателям:
полнота, своевременность и качество разработки документов по организации методической работы;
качество проведения методической работы.
Оценка полноты, своевременности и качества разработки документов по организации методической работы включает:
изучение планирующих и отчетных документов: плана методической работы училища на учебный год; планов-календарей основных мероприятий училища на учебный год и на месяц; плана проведения открытых уроков по предметам общеобразовательной и военной подготовки на учебную четверть; плана проведения инструкторско-методических и показных занятий; индивидуальных планов обучения обучающихся; планов методической работы рот на учебную четверть; планов работы предметно-методических комиссий на учебную четверть; плана работы методического кабинета на год и на месяц; индивидуальных планов работы преподавателей на учебный год; книг протоколов заседаний педагогического совета училища, заседаний предметно-методических комиссий, ротных педагогических совещаний; плана контроля учебных занятий руководящим составом училища; журналов контроля учебных занятий в учебном отделе, предметно-методических комиссиях и в ротах; планов работы педагогического совета училища на учебный год; материалов методических сборов, методических конференций и методических совещаний училища; учебно-методических материалов, всех учебных занятий, предусмотренных расписанием, на предметно-методических комиссиях и в ротах; материалов (акта) последней проверки (государственной (итоговой) аттестации) училища и плана устранения недостатков; соответствующих приказов начальника по организации образовательного процесса;
проверку своевременности, полноты и качества отработки планирующих документов, соответствия их требованиям правовхм актов Министерства обороны и Генерального штаба, взаимной согласованности с отчетными документами (отчетом о работе училища за учебный год, отчетом о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников и выпуске обучающихся).
Оценка качества проведения методической работы включает изучение результатов практической реализации мероприятий методической работы в образовательном процессе.
Состояние методической работы в учебном отделе, в предметно-методических комиссиях, в ротах (батареях) и в училище в целом оценивается:
"удовлетворительно", если методическая работа спланирована и выполняется в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих этот вид деятельности; мероприятия методической работы целенаправленны и имеют практическую реализацию; организация всех видов учебных занятий и используемые на них формы и методы обучения способствуют достижению учебных целей; учебные занятия систематически контролируются, отмеченные недостатки анализируются и устраняются; на заседаниях педагогического совета училища, заседаниях предметно-методических комиссий и рот вопросы совершенствования методической работы регулярно рассматриваются, принимаются целесообразные решения, которые реализуются в учебном процессе; передовой опыт обучения обобщается, распространяется и внедряется в образовательный процесс; учебно-методические материалы всех видов учебных занятий, предусмотренных расписанием, имеются и соответствуют учебным программам, тематическим (поурочным) планам изучения учебных предметов (дисциплин) и целям занятий; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество проведения методической работы;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
18. Состояние профессиональной подготовленности постоянного состава оценивается по уровню организации профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава, уровню организации и качеству командирской подготовки постоянного состава, уровню подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке.
Уровень организации профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава проверяется в предметно-методических комиссиях, в ротах и в училище в целом.
При этом изучаются и анализируются:
своевременность и качество выполнения мероприятий по организации профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава, их направленность на обеспечение требуемой периодичности и степень реализации;
роль педагогического совета учебного отдела, предметно-методических комиссий в решении задач профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава училища;
содержание должностных обязанностей лиц, отвечающих за руководство и организацию профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава;
содержание и качество организации и проведения работы по профессиональному становлению офицеров и преподавателей, впервые назначенных на должности преподавателей училища и командиров подразделений обучающихся.
Уровень организации профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава оценивается:
"удовлетворительно", если организация и проведение профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава отвечают требованиям правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, регламентирующих этот вид деятельности; работа по профессиональному становлению офицеров и преподавателей, впервые назначенных на должности преподавателей училища, и командиров подразделений обучающихся обеспечивает получение офицерами и преподавателями требуемого уровня профессиональной квалификации; учебный план и учебные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации руководящего и преподавательского состава разработаны и выполняются в полном объеме; необходимые учебно-методические материалы разработаны и совершенствуются; занятия проводятся на высоком методическом уровне; руководящий состав училища участвует в проведении занятий; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на результаты профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Командирская подготовка постоянного состава оценивается по уровню ее организации и качеству индивидуальной подготовленности офицерского состава.
Командирская подготовка постоянного состава проверяется в ротах (батареях), в предметно-методических комиссиях, в отделах и в училище в целом.
При оценке уровня организации командирской подготовки постоянного состава училища изучаются и анализируются:
своевременность, полнота и качество отработки планирующих документов, соответствие их содержания требованиям приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба, приказов и директив главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующего войсками военного округа;
взаимная согласованность документов по организации командирской подготовки с документами по другим направлениям деятельности училища;
содержание должностных обязанностей лиц, отвечающих за руководство и организацию командирской подготовки;
участие руководящего состава училища в проведении занятий по командирской подготовке;
состояние учета и отчетности по командирской подготовке;
организация контроля командирской подготовки, его систематичность и эффективность.
Уровень организации командирской подготовки постоянного состава оценивается:
"удовлетворительно", если организация командирской подготовки постоянного состава отвечает требованиям правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, регламентирующих этот вид деятельности;
тематические планы командирской подготовки постоянного состава разработаны, дифференцированы для различных категорий обучающихся и выполняются в полном объеме; занятия проводятся на высоком методическом уровне; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество индивидуальной подготовленности постоянного состава;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Качество индивидуальной подготовленности постоянного состава проверяется по тактической (тактико-специальной), военно-технической (военно-специальной), методической, общественно-государственной подготовке, общевоинским уставам, строевой подготовке, а также по мобилизационной и физической подготовке.
В ходе проверки качества индивидуальной подготовленности постоянный состав училища может быть проверен не более чем по пяти учебным дисциплинам.
Перечень учебных дисциплин, выносимых на проверку, определяется председателем комиссии.
Качество индивидуальной подготовленности постоянного состава проверяется на теоретических и практических занятиях (групповых упражнениях, семинарах, собеседованиях, летучках) и при выполнении контрольных работ, боевых стрельб, а также в ходе иных видов занятий. Проверка может проводиться в классах, поле, на полигонах, стрельбищах, вооружении и военной технике, тренажерах, средствах электронно-вычислительной техники.
Офицерский состав училища может быть проверен при выполнении упражнения учебных (контрольных) стрельб для специалистов из автомата (пистолета).
Качество индивидуальной подготовленности постоянного состава оценивается:
"отлично", если по всем проверенным предметам (дисциплинам) получены отличные оценки и не более одной хорошей (кроме методической подготовки);
"хорошо", если по всем проверенным предметам (дисциплинам) получены хорошие оценки и не более одной удовлетворительной (кроме методической подготовки);
"удовлетворительно", если по всем проверенным предметам (дисциплинам) получены положительные оценки и не более одной неудовлетворительной (кроме методической подготовки);
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Проверяемые подразделения по качеству индивидуальной подготовленности постоянного состава по отдельным предметам (дисциплинам) и в целом оцениваются:
"отлично", если не менее 50 процентов проверенных оценено "отлично", остальные - "хорошо";
"хорошо", если не менее 50 процентов проверенных оценено "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если не менее 70 процентов проверенных оценено положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Оценка управлению училища по качеству индивидуальной подготовленности не может быть выше оценок по методической подготовке.
Оценка училищу по качеству индивидуальной подготовленности постоянного состава определяется:
"отлично", если управление училища и не менее 50 процентов проверенных подразделений оценены "отлично", остальные - "хорощо";
"хорошо", если управление училища и не менее 50 процентов проверенных подразделений оценены "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если управление училища и не менее 70 процентов проверенных подразделений получили положительные оценки;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Общая оценка по командирской подготовке постоянного состава проверяемых подразделений и училища в целом определяется:
"отлично", если уровень организации командирской подготовки оценен "удовлетворительно", а качество индивидуальной подготовленности постоянного состава - "отлично";
"хорошо", если уровень организации командирской подготовки оценен "удовлетворительно", а уровень индивидуальной подготовки офицерского состава - "хорошо";
"удовлетворительно", если уровень организации командирской подготовки и качество индивидуальной подготовленности постоянного состава оценены "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Уровень подготовленности преподавательского состава по преподаваемым дисциплинам и методической подготовке проверяется в предметно-методических комиссиях, у офицеров - командиров подразделений обучающихся и в училище в целом.
Проверка уровня подготовленности преподавательского состава по преподаваемым дисциплинам и методической подготовке осуществляется комплексно, путем определения уровня теоретической подготовки, качества проведения учебных занятий и разработки учебно-методических материалов.
Проверка уровня теоретической подготовки осуществляется в ходе контрольных занятий, проводимых в форме собеседований (семинаров, групповых упражнений, летучек, контрольных работ) и других видов занятий. При этом проверяется уровень знаний основ военной педагогики и психологии, требований правовых актов Министерства обороны по подготовке обучающихся, содержания предметов (дисциплин) и особенностей методики их преподавания.
При проверке проведения занятий оцениваются: уровень их организации, новизна преподаваемого материала, его связь с будущей учебой обучающихся, владение методикой преподавания учебной дисциплины и активизации познавательной деятельности обучающихся, полнота отработки учебных вопросов, эффективность использования технических средств обучения, степень достижения целей занятия.
При проверке качества разработки учебно-методических материалов оценивается их соответствие требованиям руководящих документов по организации образовательного процесса, тематическому (поурочному) плану изучения предмета (дисциплины), учебным и воспитательным целям занятия, современному уровню научных знаний в предметной области.
Индивидуальная оценка уровня подготовленности по преподаваемой дисциплине и методической подготовке определяется:
"отлично", если качество проведения занятия (занятий) и уровень теоретической подготовки оценены "отлично", а качество разработки учебно-методических материалов - не ниже "хорошо";
"хорошо", если качество проведения занятия (занятий) оценивается "хорошо", уровень теоретической подготовки - не ниже "хорошо", а качество разработки учебно-методических материалов - не ниже "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если качество проведения занятия (занятий) оценивается "удовлетворительно", а уровень теоретической подготовки и качество разработки учебно-методических материалов - не ниже "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Проверяемые подразделения по уровню подготовленности по преподаваемой дисциплине и методической подготовке оцениваются:
"отлично", если не менее 50 процентов проверяемых оценено "отлично", остальные - "хорошо";
"хорошо", если не менее 50 процентов проверяемых оценено "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если не менее 70 процентов проверяемых оценено положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Общая оценка училищу по уровню подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке определяется:
"отлично", если не менее 50 процентов проверенных подразделений оценены "отлично", остальные - "хорошо";
"хорошо", если не менее 50 процентов проверенных подразделений оценены "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если не менее 70 процентов проверенных подразделений получили положительные оценки;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Общая оценка проверяемым подразделениям и училищу в целом за состояние профессиональной подготовленности постоянного состава определяется:
"отлично", если уровень организации профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава оценен "удовлетворительно", уровень командирской подготовки офицерского состава и уровень подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке - "отлично";
"хорошо", если уровень организации профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава оценен "удовлетворительно", уровень командирской подготовки офицерского состава - "хорошо", а уровень подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке - не ниже "хорошо";
"удовлетворительно", если уровень организации профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава и уровень командирской подготовки офицерского состава оценены "удовлетворительно", а уровень подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке - не ниже "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
19. Воспитательная работа, морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины проверяется во всех подразделениях училища в соответствии с требованиями воинских уставов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, директив Генерального штаба, а также указаниями Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил и Управления службы войск и безопасности военной службы Генерального штаба. При этом дополнительно изучаются и анализируются: роль руководства, педагогического совета училища в воспитательном процессе, укреплении воинской дисциплины и правопорядка; организация информирования личного состава училища, психологического сопровождения образовательного процесса, культурно-досуговой и военно-социальной работы.
Общая оценка училищу за воспитательную работу, морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины складывается из:
оценки за морально-психологическое состояние личного состава;
оценки за состояние правопорядка и воинской дисциплины.
Воспитательная работа, морально-психологическое состояние личного состава оценивается на основании утвержденных Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил социологических и психологических методик.
Оценка за морально-психологическое состояние личного состава определяется:
"удовлетворительно", если по результатам социологических и психологических исследований морально-психологическое состояние личного состава оценивается положительно; личный состав училища знает и поддерживает государственную политику Российской Федерации в области обороны и безопасности; образовательный процесс и организация повседневной деятельности училища обеспечивают формирование у личного состава профессионально важных качеств; общественно-государственная подготовка и состояние воспитательной работы оценивается не ниже "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Состояние правопорядка и воинской дисциплины оценивается:
"удовлетворительно", если состояние правопорядка и воинской дисциплины обеспечивает поддержание высокой мобилизационной готовности, качественное несение внутренней службы, организованное проведение образовательного процесса и других мероприятий в деятельности училища; отсутствуют случаи гибели военнослужащих, обучающихся и гражданских лиц в результате совершенных военнослужащими или обучающимися преступлений, явившихся следствием неисполнения обязанностей должностными лицами; отсутствуют факты сокрытия преступлений и происшествий;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Общая оценка за воспитательную работу, морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины училища определяется:
"удовлетворительно", если управление училища и более половины проверенных подразделений, в том числе роты (батареи) обучающихся, оценены "удовлетворительно", а выявленные отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество и эффективность образовательного процесса;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
20. Состояние учебно-материальной базы проверяется в ротах (батареях), предметно-методических комиссиях, в подразделениях обеспечения учебного процесса и в училище в целом. При этом оцениваются основные элементы учебно-материальной базы, их состояние и готовность к использованию в образовательном процессе. Анализируются и учитываются содержание и качество планирования мероприятий по развитию и совер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.