Задонский районный суд Липецкой области в составе председательствующего : судьи Крицыной А.Н.,
с участием истицы Гончаровой А.В., её представителя по доверенности Бредихиной М.Н.,
представителя ответчика администрации сельского поселения Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области главы администрации Самойловой Т.Г.,
третьего лица Воротникова В.И.,
при секретаре Мирошниченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Гончаровой А.В. о признании права на улучшение жилищных условий и о постановке на учёт на получение жилья как участника Великой Отечественной войны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главы администрации сельского поселения Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района от 25 сентября 2011 года N 75 Гончаровой А.В. было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана и участника ВОВ, не имеющего своего жилья, по тем основаниям, что не были соблюдены ограничения, предусмотренные ст.53 ЖКРФ, а именно менее пяти лет назад - ДД.ММ.ГГГГ была отчуждена единственная принадлежащая ей на праве собственности 1/3 доля жилого помещения, расположенного по адресу : "адрес"
Гончарова А.В., не согласная с данным постановлением, обратилась с исковым заявлением признать незаконным и отменить постановление главы администрации сельского поселения Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района от 25 сентября 2011 года N 75 " Об отказе принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий" в отношении Гончаровой А.В., обязать администрацию сельского поселения Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района признать её, Гончарову А.В. -ветерана -участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N714 " Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Свои требования мотивирует тем, что 29 августа 2011 года она подала в администрацию сельского поселения Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области заявление о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана участника ВОВ, так как собственного жилья она не имеет. Ей было отказано по тем основаниям, что менее пяти лет назад - ДД.ММ.ГГГГ была отчуждена единственная принадлежащая ей на праве собственности "данные изъяты" жилого помещения, расположенного по адресу : "адрес". С вышеуказанным постановлением она не согласна, так как причиной продажи принадлежащей ей "данные изъяты" жилого дома и земельного участка стало то, что в доме отсутствовали коммунальные и санитарные удобства, а также его отдалённое местонахождение. Данное жилое помещение, расположенное по адресу : "адрес", было с печным отоплением, водопровода не было, все удобства на улице. В этом доме она проживала до 2006 года со своим мужем ФИО1, ветераном участником ВОВ, а после его смерти ДД.ММ.ГГГГ ей стало тяжело проживать и обеспечивать себя элементарными вещами. По состоянию здоровья за ней нужен постоянный уход. В настоящее время она на условиях найма проживает в доме своего племянника Воротникова В.И., ближе к родственникам, которые при необходимости могут оказать ей помощь. Полагает, что никаких действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий она не совершала.
В судебном заседании истица Гончарова А.В. поддержала заявленные требования и суду объяснила, что является ветераном - участником Великой Отечественной войны, "данные изъяты", её муж ФИО2 последние десять лет жизни был "прикован" к постели, на дому ему ставили капельницы. После его смерти она переехала жить к племяннику Воротникову В.И. и стала проживать в его доме в "данные изъяты". Так как после смерти мужа остались долги, то она, чтобы с ними расплатиться, продала ДД.ММ.ГГГГ единственную принадлежащую ей на праве собственности недвижимость : "данные изъяты" жилого помещения, расположенного по адресу : "адрес", и долю земельного участка при доме, за "данные изъяты", рассчиталась с долгами, оставшихся средств недостаточно, чтобы купить себе жильё.
Представитель истицы Бредихина М.Н. в судебном заседании поддержала доводы своей доверительницы и просила удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что истица умышленных действий по ухудшению жилищных условий не совершала, у неё были долги, на момент продажи ею своего жилья за "данные изъяты", однокомнатная квартира в г.Липецке стоила 1 800 000 рублей, за ней с ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся уход.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области глава администрации Самойлова Т.Г. возражала против удовлетворения заявления и суду объяснила , что со стороны администрации сельского поселения Рогожинский сельский совет нарушения прав Гончаровой А.В. не было.
Третье лицо на стороне истицы Воротников В.И. суду объяснил, что у него в г.Липецке есть приватизированная квартира, он там прописан с женой ФИО3, его тётя ФИО4 проживает в его доме в "адрес" с лета ДД.ММ.ГГГГ, за ней осуществляла уход его жена ФИО3 по ДД.ММ.ГГГГ. Гончарова А.В. с мужем сначала жили в "адрес" там у них было достойное жильё, потом переехали в "адрес", смогли купить только "адрес" жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу : "адрес", фактически это была пристройка, состоящая их двух комнат, вода проведена от соседа, без водопровода, туалет на улице, ванной комнаты нет, соседи ей разрешали пользоваться своей ванной. После смерти мужа она переехала в его дом в "адрес", и только через год решила продать свою недвижимость в "адрес", хотя он её и отговаривал, покупатели выплатили ей "данные изъяты", она раздала долги. В настоящее время ему известно, что новые собственники занимаются перестройкой жилья.
От представителя третьего лица на стороне ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области, просившего рассмотреть дело в его отсутствие, поступил отзыв на иск, из которого следует просьба в иске отказать по тем основаниям, что у истицы по состоянию на 25.09.2011 года не истекло пять лет со дня совершения указанных действий в соответствии со ст.53 ЖК РФ, что данное обстоятельство подтверждает правильность и законность принятого 25.09.2011 года решения органа местного самоуправления об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Из показаний свидетеля ФИО3., допрошенной в судебном заседании, следует, что она по образованию медработник, вначале они навещали истицу по месту её жительства в "адрес", но там никаких нет условий для проживания пожилого человека, после смерти мужа истица переехала к ним в дом в "адрес" и стала там проживать одна, но она с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла уход за Гончаровой А.Н., в ДД.ММ.ГГГГ та ушла из дома, проживала по знакомым, потом в Донской участковой больнице лежала, и опять к ним вернулась, за Гончаровой А.Н. нужен постоянный уход и контроль в силу возраста и забывчивости последней. За ней присматривают, но не официально.
Выслушав объяснения истицы, её представителя, представителя ответчика, третьего лица, заслушав показания свидетеля Воротниковой Т.И., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Гончаровой А.Г. об оспаривании решения органа местного самоуправления, не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" ( с изменениями от 09.01.2010 года) установлена необходимость завершения обеспечения жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов их семей погибших ( умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральным Законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - закон " О ветеранах") предусмотрены меры социальной поддержки ветеранам войны, в том числе и обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. В соответствии с ч. 1 ст.23.2 закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению шьем в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19 и 21 настоящего Федерального икона категорий граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.1 ст. 10 закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 указанного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,являются расходными обязательствами Российской Федерации,средства на которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.Субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, установленном для исполнения федерального бюджета порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N614. Распределение между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено постановлением Правительства от27.03.2006 N169.Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В Липецкой области форму и порядок обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны определяет Закон Липецкой области от 18.08.2006 IN318-03 "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- 1 инвалидов".
В Липецкой области форму и порядок обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших ( умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны определяет Закон Липецкой области от 18.08.2006 года N 318-ОЗ "Об обеспечении жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов". Частью 4 статьи 4 Закона Липецкой области от 18.08.2006 N 318-03 "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" установлено, что исполнительный орган государственной власти области в сфере социальной защиты населения на основании заверенных сведений органов местного самоуправления формирует областной список и в пределах выделенных бюджетных ассигнований вносит предложения по перечислению субвенций органам местного самоуправления путем внесения изменений в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, Законом Липецкой области от 2 декабря 2004 года N 143-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения" органами местного самоуправления переданы полномочия по обеспечению жильём отдельных категорий граждан. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В силу ч.2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
В силу п.4 названного положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Пунктами 9-32 указанного положения устанавливаются требования, которые предъявляются к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10) обустройству и оборудованию жилого помещения (п.11), инженерным системам (п. 12-14), к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п.20), инсоляции (п.21) напряженности электромагнитного поля (п.30).
Основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания являются наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом, изменений окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющего обеспечить соблюдение необходимых санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасного для человека уровня химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Исходя из п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания является межведомственная комиссия. Именно межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина нанимателя помещения либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем положении требованиям и признает жилое помещение пригодным и непригодным для проживания (п.42 Положения).
Как видно из материалов дела, истица Гончарова А.В. является ветераном- участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.14 Федерального закона "О ветеранах", что следует из удостоверения серии ВВ N 293658, выданного 29.07.2002 года ( л.д.8).
Согласно паспортных данных истицы, с ДД.ММ.ГГГГ она постоянно зарегистрирована по адресу : "адрес" ( л.д.10).
Из договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Воротников В.И., собственник жилого дома по адресу : "адрес", предоставил нанимателю Гончаровой А.В. жилой дом общей площадью "данные изъяты"., в том числе жилой площадью "данные изъяты"., для проживания в нём, сроком на 10 лет.Оплата производится в размере коммунальных услуг ( л.д.71).
Согласно технического паспорта на домовладение по адресу : "адрес", год его постройки "данные изъяты" "данные изъяты" ( л.д. 46-49).
Истице Гончаровой А.В. принадлежали на праве собственности "данные изъяты" жилого дома и земельного участка, расположенные по адресу : "адрес" которые она продала за "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, что следует из договора купли-продажи ( л.д.12).
Согласно технического паспорта на домовладение по адресу : "адрес", "данные изъяты" что позволяет сделать вывод о том, что жилой дом пригоден для проживания.
09 августа 2011 года Гончарова А.В. обратилась в администрацию сельского поселения Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области с заявлениями о постановке ее на очередь на получение жилья как ветерана ВОВ (л.д.58 ).
Постановлением главы администрации сельского поселения Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района от 25 сентября 2011 года N 75 Гончаровой А.В. было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана и участника ВОВ, не имеющего своего жилья, по тем основаниям, что не были соблюдены ограничения, предусмотренные ст.53 ЖКРФ, а именно менее пяти лет назад -24.06.2008 года была отчуждена единственная принадлежащая ей на праве собственности 1/3 доля жилого помещения, расположенного по адресу : "адрес" ( л.д. 54).
Признавая указанное постановление сельского поселения Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, законным и обоснованным, суд исходит из того, что истица ДД.ММ.ГГГГ продала "данные изъяты" в праве собственности на жилой дом общей площадью "данные изъяты" расположенный по адресу "адрес". Указанную долю истица продала за "данные изъяты". Из договора следует, что истица при заключении сделки не находилась под влиянием обмана либо заблуждения, осознавая последствия сделки. Сумма сделки вполне позволяла приобрести жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Вместе с тем, истицей было принято решение не улучшать свои жилищные условия.
Факт продажи жилого помещения без дальнейшего приобретения такового свидетельствует о намерении ухудшить свои жилищные условия, приобретя тем самым право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках с.49 ЖК РФ. Истица отнесена к категории ветерана- участника ВОВ, совершила сделку по отчуждению жилого помещения после вступления в силу Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", которым признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Истица распорядилась принадлежащим ей домом, не имея намерения улучшить свои жилищные условия как ветеран ВОВ г. и по состоянию на 25.09.2011 г. не истекло пять лет со дня совершения указанных действий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ. Данное обстоятельство подтверждает правильность и законность принятого 25.09.2011 г. решения органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Гончаровой А.В. в иске о признании незаконным и отмене постановления главы администрации сельского поселения Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района от 25 сентября 2011 года N 75 " Об отказе принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий", об обязании администрации сельского поселения Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области признать Гончарову А.В. -ветерана-участника Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании за Гончаровой Анной Васильевной право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N714 " Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд.
Председательствующий А.Н. Крицына
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2012 года.
Председательствующий А.Н. Крицына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.