Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Исаевой Л.В.,
с участием помощника прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиевой А.М.,
при секретаре Штефанесе Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебедянского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области о понуждении постановки на учет бесхозной вещи,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Лебедянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области о понуждении постановки на учет бесхозной вещи, а именно автомобильной дороги по улице Нагорная города Лебедянь Липецкой области.
Свои требования мотивирует тем, что в нарушение требований Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Липецкой области N 126-ОЗ от 23 сентября 2004 года "Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области" и Устава муниципального образования города Лебедянь Липецкой области городским поселением города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области не принята в муниципальную собственность городского поселения автомобильная дорога по улице Нагорная города Лебедянь Липецкой области, которая являясь объектом общего пользования, имеет статус бесхозной. Ранее вынесенное прокурором Лебедянского района Липецкой области представление N от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области, оставлено без исполнения. Так как бесхозная автомобильная дорога не подвергается капитальному ремонту, что способствует возникновению аварийных ситуаций на дороге и препятствует безопасности граждан, охране их жизни и здоровья, прокурор Лебедянского района Липецкой области просит в судебном порядке обязать администрацию городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области в 3-х месячный срок обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением и документами о постановке на учет бесхозной вещи - автомобильной дороги по улице Нагорная города Лебедянь Липецкой области.
В судебном заседании помощник прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиева А.М. заявленные требования поддержала в полном объеме, мотивировав их доводами, изложенными в иске.
Ответчик - представитель администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области по доверенности Аксенова Е.А. в судебном заседании заявленные прокурором Лебедянского района липецкой области исковые требования о понуждении постановки на учет бесхозной вещи, а именно автомобильной дороги по улице Нагорная города Лебедянь Липецкой области, признала в полном объеме.
Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления" и п.п.5 п.1 ст.3 Устава городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области, принятого решением Совета депутатов городского поселения города Лебедянь N 19 от 04 августа 2010 года, с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, к вопросам местного значения города Лебедяньотносится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Лебедянь, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.12 п.1 ст.30 Устава городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области, к компетенции администрации города относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Лебедянь, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.1 и п.2 ч.2 ст.50 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления", всобственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, а именно автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно п.5 ч.1 ст.15 вышеуказанного Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.11.1 ст.154 Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлено, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке.
Разграничение имущества осуществляется между:
вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;
вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;
вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;
муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;
муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;
муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.1, 2 ст.27 Устава городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области, принятого решением Совета депутатов городского поселения города Лебедянь N 19 от 04 августа 2010 года, глава города является высшим должностным лицом муниципального образования город Лебедянь. Глава города избирается на муниципальных выборах и возглавляет исполнительно-распорядительный орган администрацию города.
Согласно п.п.1, 5 п.1 ст.28 Устава, глава города в пределах своих полномочий представляет город Лебедянь в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Лебедянь; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Липецкой области.
В соответствии с п.п.1, 7, 11, 12 п.1 ст.30 Устава, к компетенции администрации города относится:
- осуществление вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, решениями городского Совета, иными муниципальными правовыми актами;
- управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном решением городского Совета;
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Лебедянь, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- координация деятельности муниципальных предприятий и учреждений образования, здравоохранения и культуры.
Доводы прокурора Лебедянского района Липецкой области объективно подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, в связи с поступившей в прокуратуру Лебедянского района жалобой по вопросу нарушения строительных норм и правил, допущенных при строительстве автодороги возле дома N по улице Нагорная города Лебедянь Липецкой области, приведших к подтоплению гаража, было выявлено, что указанная автодорога не находится в муниципальной собственности администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области и не передана в муниципальную собственность городского поселения города Лебедянь Липецкой области, в связи с чем, в адрес главы администрации городского поселения города Лебедянь прокурором Лебедянского района Липецкой области было вынесено представление представления N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований федерального законодательства в части непринятия в муниципальную собственность городского поселения города Лебедянь Липецкой области дороги по улице Нагорная.
Однако, до настоящего времени указанное представление прокурора Лебедянского района Липецкой области не исполнено, что подтверждается письмом главы администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области N от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что заявление из администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области о передаче автомобильной дороги по улице Нагорная в муниципальную собственность городского поселения города Лебедянь не поступало.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок обращения в территориальные органы федеральной регистрационной службы регламентируетсяПоложением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580.
Таким образом, бездействие администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области по не совершению конкретных действий по принятию в муниципальную собственность городского поселения автомобильной дороги по улице Нагорная создает опасность для граждан, охране их жизни и здоровья, так как одним из источников повышенной опасности являются транспортные средства, которые в связи с неосуществлением реконструкции, капитального ремонта и содержания данной автомобильной дороги, способствует возникновению аварийный ситуаций на дороге.
В соответствии с ч.1 ст. 45 и ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании нормативно-правового акта противоречащим закону.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Обозначенный прокурором срок для устранения нарушений разумен и достаточен для решения организационных, финансовых и технических вопросов. Следовательно, заявленные прокурором Лебедянского района Липецкой области исковые требования судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, с администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Обязать администрацию городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области в 3-х (трех) месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет бесхозной вещи, а именно автомобильной дороги по улице Нагорная в городе Лебедянь Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Лебедянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.В.Исаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.