Временное положение о клиринговом учреждении
Указанием Банка России от 22 сентября 2015 г. N 3802-У настоящее Временное положение признано утратившим силу
Введение
Настоящее положение разработано в соответствии с Законами РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О товарных биржах и биржевой торговле", "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации" и постановлением ВС и Правительства Российской Федерации от 25.05.92 г. "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние".
1. Понятие клирингового учреждения
1.1. Клиринг - система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.
1.2. Последовательность действий, обеспечивающих проведение клиринга по правилам, определенным Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, составляет клиринговые операции.
1.3. Клиринг осуществляется через банки или специально созданные расчетные центры, палаты, дома - клиринговые учреждения.
Клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.
1.4. Основные цели создания клирингового учреждения:
- ускорение и оптимизация расчетов между банками и другими кредитными учреждениями в Российской Федерации, с другими государствами;
- повышение достоверности и надежности расчетов;
- развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, кредитных карточек и др.);
- наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков;
- внедрение современных международных технологий, стандартов, протоколов, постепенное вхождение в мировую банковскую систему;
- создание современной информационной банковской структуры.
Клиринговое учреждение, оснащенное программно-техническими комплексами, должно обеспечивать:
- прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (электронная подпись), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом;
- надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения;
- контроль достоверности данных на всех этапах.
Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центральный банк РФ и его учредители, другие юридические и физические лица, за исключением Советов народных депутатов всех уровней, их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов
Клиентами клирингового учреждения могут быть учредители клирингового учреждения, а также привлекаемые в качестве таковых на договорной основе коммерческие банки, биржи и другие кредитные учреждения.
1.6. Организационная структура и управление клиринговым учреждением в зависимости от формы собственности определяются действующими нормативноправовыми актами.
Экономические принципы функционирования клирингового учреждения, образование и расходование фондов и средств, вопросы собственности на имущество, оказанные услуги, полученные доходы и прочее - определяются его уставом.
1.7. Клиринговые учреждения могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты своих интересов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и другим законодательным актам Российской Федерации.
1.8. Термин "клиринговый" ("расчетный") или иные словосочетания с использованием данного термина могут быть применены в фирменном наименовании или рекламных целях лишь юридическими лицами, имеющими лицензию на совершение расчетных (клиринговых)) операций.
1.9. Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно-техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно-правовой базе, образуют клиринговую систему.
2. Деятельность клирингового учреждения
2.1. Клиринговое учреждение создается на основе любой формы собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе.
2.2. Деятельность клирингового учреждения определяется его уставом и осуществляется на основании лицензии на совершение клиринговых операций, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации.
После получения лицензии клиринговому учреждению в РКЦ ГУ ЦБ открывается балансовый счет N 162 "Корреспондентские счета центров взаимных банковских расчетов", в самом клиринговом учреждении - счета клиентам.
2.3. Клиринговые операции, проводимые без лицензии ЦБ РФ, считаются недействительными, а полученный от них доход изымается в пользу государства.
2.4. Клиринговым учреждениям запрещено осуществлять посредническую деятельность, деятельность в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, операции по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных, кредитных рисков и сделок в пределах, необходимых для гарантирования сделок и возмещения ущерба в случае их неисполнения, а также виды деятельности, в которых может быть использована конфиденциальная информация, циркулирующая в клиринговой системе.
2.5. Надзор за деятельностью клирингового учреждения осуществляет Центральный банк России и его главные управления по месту нахождения клирингового учреждения.
2.6. Деятельность клирингового учреждения подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями.
3. Операции, обеспечивающие проведение клиринга (состав клиринговых
операций):
- прием расчетных документов от клиентов клирингового учреждения в электронной форме по каналам связи;
- ввод с автоматизированных рабочих мест расчетных документов с магнитных носителей (допускается использование документов на бумажных носителях в соответствии с "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации");
- идентификация и контроль поступающих расчетных документов на наличие банка-плательщика и банка-получателя в базе данных клирингового учреждения;
- контроль на наличие заявленной к платежу суммы на счете банка-плательщика;
- открытие и ведение счетов клиентов клирингового учреждения по внутренним и внешним проводкам;
- сортировка (адресование) первичных и результирующих расчетных документов для проводки и последующей рассылки;
- осуществление проводок расчетных документов по счетам клиентов клирингового учреждения с зачетом взаимных платежей, формирование сводных авизо;
- перерасчет валютного курса;
- печать выписо по счетам клиентов на основании электронных прототипов;
- подведение баланса по окончании операционного дня;
- рассылка выписок по счетам клиентов, других отчетных документов (по каналам связи в электронной форме, на магнитных или бумажных носителях) клиентам и банкам корреспондентам в соответствии с регламентом обслуживания;
- передача отчетных документов в учреждении ЦБ РФ в установленных формах, порядке и сроках.
Конкретная реализация указанных операций определяется внутренними для клирингового учреждения "Правилами (технологией) проведения расчетных (клиринговых) операций через клиринговое учреждение" с учетом требований ЦБ РФ к форматам передаваемых сообщений, методам и средствам защиты информации, шифрования, электронной подписи и т.д.
4. Банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга:
- привлечение вкладов (депозитов) и предоставление краткосрочных кредитов по соглашению с заемщиком;
- открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
- осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов;
- оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление лизинговых операций;
- приобретение права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнение этих операций с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг).
Эти операции могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии.
5. Учет и отчетность клирингового учреждения
5.1. Вопросы учета, контроля и отчетности определяются нормативно-правовыми актами ЦБ РФ, в том числе:
- положением о безналичных расчетах в Российской Федерации;
- правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности в банках;
- планом счетов бухгалтерского учета в банках;
- указаниями по применению плана счетов бухгалтерского учета в банках.
5.2. Учет и отчетность клирингового учреждения ведется по плану счетов бухгалтерского учета в банках с ежедневным составлением баланса и отражением своих операций на корреспондентском счете в учреждении ЦБ РФ.
5.3. Клиринговое учреждение получает от своих клиентов установленную ЦБ РФ и Министерством финансов РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность для решения задач клиринга и предоставления кредитов, а также для составления отчетности в ЦБ РФ, в том числе связанную с расчетом риска.
5.4. Клиринговое учреждение представляет в ЦБ Российской Федерации статистическую и бухгалтерскую отчетность по формам и в срок, установленные для коммерческих банков.
6. Взаимодействие клирингового учреждения с учреждениями ЦБ РФ,
клиентами, банками-корреспондентами и другими клиринговыми
учреждениями
6.1. Взаимодействие клирингового учреждения со своими клиентами, банками-корреспондентами и другими клиринговыми учреждениями, права и обязанности сторон, принципы организации их взаимоотношений определяются уставом клирингового учреждения и на основе договоров.
6.2. Взаимодействие клирингового учреждения с учреждениями ЦБ РФ, а также на межгосударственном уровне определяются "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации".
7. Порядок открытия клиринговым учреждением филиалов
7.1. Клиринговое учреждение, получившее лицензию ЦБ РФ, имеет право открывать филиалы на территории Российской Федерации и за границей. Филиалы действуют как юридические лица в соответствии с положением о них, имеют собственный баланс, который входит в баланс клирингового учреждения. Филиалы клирингового учреждения открывают субкорреспондентские счета с разрешения главного управления ЦБ РФ по месту их предполагаемого нахождения, согласованного с главным управлением ЦБ РФ по месту нахождения клирингового учреждения.
Создание филиалов за границей регулируется законодательством Российской Федерации.
7.2. Клиринговое учреждение для открытия филиала представляет Центральному банку РФ следующие документы: мотивированную заявку, протокол (или выписку) с решением о создании филиала, сведения о профессиональной пригодности руководителя филиала и главного бухгалтера, нотариально заверенные - положение о филиале, копию устава клирингового учреждения.
7.3. Деятельность филиала не должна противоречить действующему законодательству, уставу клирингового учреждения и выходить за рамки операций клирингового учреждения, зафиксированных в полученных лицензиях.
7.4. Филиал клирингового учреждения получает лицензию на совершение клиринговых операций в порядке, установленном для клирингового учреждения.
8. Ответственность клирингового учреждения
8.1. Клиринговому учреждению, допускающему недостатки в работе и нарушения правил проведения операций, перечисленных в п.п.3,4 данного положения, Главное управление ЦБ РФ, на которое возложен надзор за их деятельностью, имеет право применять различные меры воздействия:
- направлять своих представителей в клиринговое учреждение для выяснения причин имеющихся недостатков и выработки предложений по их устранению;
- давать рекомендации руководству клирингового учреждения о возможных путях устранения недостатков;
- предъявлять требования к высшему органу руководства клирингового учреждения в принятии мер по устранению нарушений в определенные сроки, включая замену руководителей клирингового учреждения;
- вносить на рассмотрение совета директоров ЦБ РФ предложений о приостановлении действия лицензии, введении ограничений на проведение клиринговых операций, отзыве лицензии.
8.2. Лицензия может быть отозвана или введены ограничения на проведение операций в следующих случаях:
- обнаружение недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия;
- предоставление недостоверных или вводящих в заблуждение балансовых данных, статистической отчетности и других сведений, или непредоставление требуемых данных;
- задержка начала деятельности клирингового учреждения более чем на один год с даты получения лицензии на клиринговые операции;
- осуществление банковских операций, выходящих за пределы предоставленной лицензии;
- нарушение безопасности проведения клиринговых операций.
8.3. Клиринговое учреждение предоставляет своим клиентам гарантии своевременности проведения расчетов, передачи расчетно-денежных документов, выписок по счетам, достоверности сформированных документов.
8.4. Юридическая и финансовая ответственность сторон, порядок разрешения споров (клирингового учреждения и его клиентов)) регулируются договором.
Споры по договору разрешаются арбитражным судом в установленном порядке.
8.5. Ответственность клирингового учреждения перед государственными органами (Министерство финансов, налоговой инспекцией и др.) определяется действующим законодательством.
9. Прекращение деятельности клирингового учреждения
9.1. Деятельность клирингового учреждения прекращается на основании решения высшего органа управления клиринговым учреждением о ликвидации учреждения.
Ликвидация клирингового учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном уставом клирингового учреждения.
9.2. Отзыв лицензии на совершение клиринговых операций не действует как решение о ликвидации клирингового учреждения.
Без лицензии клиринговое учреждение может работать по своим ограниченным функциям, определяемым в уставе.
10. Порядок разрешения противоречий между настоящим положением и
уставом клирингового учреждения
Противоречия между настоящим положением и уставом клирингового учреждения разрешаются Центральным банком России при выдаче лицензии на совершение клиринговых операций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временное положение о порядке выдачи лицензии клиринговым учреждениям (Утв. ЦБР 10 февраля 1993 г.)
Текст положения официально опубликован не был
Указанием Банка России от 22 сентября 2015 г. N 3802-У настоящее Временное положение признано утратившим силу