Текст письма, опубликованный в Ведомственном приложении к "Российской газете" от 22 февраля 1997 г.
Письмо ЦБР, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ
от 4 февраля 1997 г. NN 408, 10, ВЕ-6-05/103
"О порядке применения статей 2 и 9 Закона Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
при совершении операций с государственными ценными бумагами"
В связи с поступающими запросами о порядке налогообложения доходов, полученных по операциям с государственными ценными бумагами после введения Федерального закона от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации для применения в практической работе сообщают следующее.
Правительство Российской Федерации решением от 29 января 1997 г., направленным на урегулирование вопросов, возникающих при налогообложении доходов по государственным ценным бумагам, согласилось до внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с предложением Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об установлении следующего порядка определения дохода по государственным ценным бумагам и уплаты соответствующего налога в бюджет.
1. Порядок исключения из валовой прибыли дохода по государственным ценным бумагам, подлежащего обложению налогом на доход по ставке 15%.
Валовая прибыль уменьшается на доходы, полученные в виде:
а) разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций, которая признается доходом в соответствии с Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций, одобренными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. N 107.
Владельцы государственных краткосрочных бескупонных облигаций, проводящие в соответствии с Временным порядком бухгалтерского учета операций с государственными именными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках, утвержденным приказом Банка России от 6 мая 1993 г. N 02-78, переоценку ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, и в соответствии с нормативными актами Центробанка России и Минфина России, регулирующими бухгалтерский учет в Российской Федерации, отражающие переоценку в бухгалтерской отчетности, при налогообложении должны исключать из валовой прибыли доходы в виде положительных разниц от переоценки стоимости отдельных выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций.
В течение года при расчете дохода, подлежащего обложению налогом по ставке 15%, отрицательные разницы от переоценки отдельных выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций принимаются в уменьшение доходов в размере, не превышающем положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой за период с начала отчетного года. Не покрытый в конце отчетного года убыток не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на доходы;
б) части суммы накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), рассчитываемого как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении, по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигациям Российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" (РАО ВСМ), облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, при обращении которых предусмотрено, что выплата части накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу. При этом сумма накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), подлежащего вычету из валовой прибыли, должна соответствовать размеру дохода, рассчитываемого исходя из заявленного эмитентом дохода (процента, купона) по данному виду облигаций и времени фактического нахождения ценной бумаги на балансе владельца (продавца);
в) процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, в условиях выпуска которых не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу.
2. Ответственные лица за исчисление налога на доход и уплату налога в бюджет.
Исчисление и уплата в бюджет налога на доход (проценты) по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления (подпункты "а" и "б" пункта 1 настоящего письма), доход по которым определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения (ГКО) или в виде накопленного купонного дохода (по остальным ценным бумагам), осуществляются владельцем бумаги - продавцом.
С доходов в виде процентов, полученных владельцем по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления (подпункт "в" пункта 1 настоящего письма), удержание налога производится в момент выплаты соответствующего дохода у источника выплаты. Расчеты с бюджетом осуществляются лицами, выплачивающими доход владельцу ценной бумаги и которые в соответствии с заключенными договорами с эмитентом на обслуживание соответствующего вида государственных ценных бумаг являются платежным агентом эмитента.
До внесения изменений и дополнений в инструкцию Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке применения Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" расчеты в налоговые инспекции по налогам с доходов по государственным ценным бумагам представляются в произвольной форме ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным:
по месту нахождения плательщика налога - если им является владелец (продавец) государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления. Уплата налога в бюджет производится в 5-дневный срок со дня, установленного для представления расчета для владельца бумаги - продавца;
по месту нахождения лица, удерживающего налог у источника выплаты доходов (платежного агента) при проведении расчетов с владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления. Уплата налога производится лицом, удерживающим налог у источника в пятидневный срок со дня начисления доходов владельцам государственных ценных бумаг при погашении ценных бумаг или очередного купона.
Налог с доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, полученных владельцами этих бумаг в виде процентов, а по государственным краткосрочным бескупонным облигациям - как разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки, подлежит зачислению в доход федерального бюджета.
3. Доходы в виде процентов (разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки по государственным краткосрочным бескупонным облигациям), полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, эмитированным до вступления в силу Федерального закона от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не подлежат обложению налогом.
При этом указанная в настоящем пункте льгота распространяется в том числе на дополнительные транши выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, а также на суммы купонных доходов, подлежащих выплате после вступления в действие Федерального закона от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигациям Российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" (РАО ВСМ), облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), выпущенным до вступления в действие вышеуказанного закона.
При этом в отношении государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления в понятие эмитированные ценные бумаги включается следующее:
выпуск ценных бумаг, прошедший государственную регистрацию в Министерстве финансов Российской Федерации до 21 января 1997 г., размещение которого среди инвесторов в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска должно быть начато до указанной выше даты. При этом не учитываются фактические результаты размещения ценных бумаг такого выпуска на дату вступления в действие Федерального закона.
Выпуск ценных бумаг, прошедший государственную регистрацию в Министерстве финансов Российской Федерации до 21 января 1997 г., размещение которых среди инвесторов в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска должно быть начато после указанной даты, не признается эмитированным до принятия закона;
выпуск ценных бумаг, прошедший государственную регистрацию в Министерстве финансов Российской Федерации до 21 января 1997 г., условия эмиссии которого предполагают размещение ценных бумаг отдельными сериями, признается эмитированным до вступления в действие указанного Федерального закона (в отношении серий с датой начала размещения в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска до 21 января 1997 г.).
Отдельные серии указанных выпусков, размещение которых в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска должно быть начато после указанной даты, не признаются эмитированными до вступления в действие Федерального закона.
4. Правительство Российской Федерации в целях стимулирования развития российского рынка ценных бумаг и в качестве мер, направленных на повышение ликвидности государственных ценных бумаг Российской Федерации, впредь до принятия изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", по вопросу определения участниками рынка ценных бумаг доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации и уплаты с них налогов, разрешило:
Владельцам государственных ценных бумаг, проводящим в соответствии с Временным порядком бухгалтерского учета операций с государственными именными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках, утвержденным приказом Центрального банка Российской Федерации от 6 мая 1993 г. N 02-78, переоценку балансовой стоимости ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, на рыночную стоимость и имеющим право отражать результаты переоценки в бухгалтерской отчетности при формировании балансовой прибыли, - в течение текущего года принимать при налогообложении убытки, полученные в виде отрицательного сальдо разниц от переоценки отдельных выпусков государственных облигаций Российской Федерации (по ГКО - порядок учета при налогообложении убытков изложен в пункте 1 настоящего письма) на цену, определяемую по результатам торгов на организованном рынке ценных бумаг в порядке, предусмотренном Центральным банком Российской Федерации, в уменьшение валовой прибыли в размере, не превышающем положительного сальдо курсовых разниц, образовавшегося в связи с переоценкой отдельных выпусков государственных облигаций, за период с начала отчетного года.
При формировании налогооблагаемой базы за 1996 г. отрицательная разница от переоценки отдельных выпусков государственных ценных бумаг (ОФЗ-ПК и РАО ВСМ), проводимой до 1 апреля 1996 г., не должна уменьшать валовую прибыль. Отрицательная разница от переоценки отдельных выпусков государственных ценных бумаг, образовавшаяся после 1 апреля 1996 г., принимается в уменьшение валовой прибыли в течение года в пределах положительной разницы от переоценки этих выпусков ценных бумаг. Непокрытый убыток не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль за 1996 г. По государственным краткосрочным бескупонным облигациям отрицательные разницы от переоценки отдельных выпусков облигаций не уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.
5. Одновременно доводим до сведения, что с 21 января 1997 г. доходы, полученные по иным ценным бумагам, подлежат включению в валовую прибыль и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Первый заместитель
председателя Центрального
банка Российской Федерации |
С.Алексашенко |
Заместитель
министра финансов
Российской Федерации |
С.Шаталов |
Заместитель руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации |
В.Евстигнеев |
В Минюсте России регистрации не подлежит
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.