Решение Верховного Суда РФ от 22 апреля 1997 г. N ГКПИ97-179
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" и К. о признании незаконным (недействующим) абзаца четвертого п. 9 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 39 от 11.10.95 г. "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в редакции от 22.03.96 г.), установил:
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что содержащиеся в абзаце 4 п. 9 Инструкции государственной налоговой службы РФ N 39 от 11.10.95 г. в редакции от 22.03.96 г. (далее Инструкция) положения не основаны на Законе и нарушают их права на получение, предусмотренной Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" (ст. 5) льготы об освобождении от уплаты этого налога при экспорте товаров собственного производства.
Заявители сослались также на то, что применение указанного положения Инструкции, по которому налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные АО от иностранных фирм в счет предстоящего экспорта продукции Акционерного общества, нарушает права как предприятия, так и акционеров в части получения зарплаты и дивидендов.
Полагая, что внеся в Инструкцию это положение, Госналогслужба Российской Федерации тем самым внесла изменения в Закон "О налоге на добавленную стоимость", чем превысила свои полномочия.
В судебном заседании представитель АО "ММК" М. и представитель К. - Ш. свои требования поддержали. К. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя Ш.
Представители Государственной налоговой службы Ч. Б., С., а также привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц представители Министерства финансов Российской Федерации Л., Е., Ц. с требованиями заявителей не согласились и просили суд отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что положение Инструкции, оспариваемое заявителями не противоречит Закону, и что право на налоговую льготу по экспортируемым товарам возникает в случае фактического пересечения товаров границы Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей заявителей М., Ш., представителей Государственной налоговой службы Ч. Б., С., представителей Министерства Финансов Российской Федерации Л., Е., Ц. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Ф. полагавшей в удовлетворении заявления отказать, и исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований к удовлетворению заявления.
В оспариваемом заявителем п. 9 Инструкции указано, что налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг. После подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке налог на добавленную стоимость с авансов, полученных российскими организациями, подлежит зачету.
В соответствии с п.п. "а" пункта 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары, как собственного производства, так и приобретенные.
Понятие экспорта дано в Таможенном кодекса РФ и Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности".
Так, согласно ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Следовательно, признаком экспорта товаров, дающим право на налоговую льготу, является фактическое пересечение грузом границы Российской Федерации. То есть, товар считается реализованным на экспорт, если он вывезен за пределы Российской Федерации.
По этому, по мнению суда, право применения данной льготы по действующему законодательству постановлено в зависимость от того был ли фактически осуществлен экспорт товара и не связано с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика.
В соответствии со ст. 10 Закона "О налоге на добавленную стоимость" инструкция по применению настоящего закона разрабатывается и издается Государственной налоговой службой по согласовании с Министерством финансов РФ, т.е. Госналогслужба Российской Федерации действовала в пределах предоставленной ей Законом компетенции.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 4 указанного Закона, в облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
С учетом приведенных норм Закона, требования Инструкции, оспариваемые заявителями, по убеждению суда Закону не противоречат, не дополняют его. Не нарушаются и права заявителей на получение налоговой льготы.
Так как положением Инструкции установлено, что после подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке, налог на добавленную стоимость с авансов полученных российскими организациями подлежит зачету.
При возникновении споров, связанных с реализацией данного требования Инструкции, АО "ММК" не лишено возможности обратиться в суд с конкретными требованиями.
С учетом изложенного суд считает, что доводы заявителей о противоречии требований Инструкции Закону и нарушении их прав, являются неосновательными и они не могут служить основанием к удовлетворению заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
К. и открытому акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" в удовлетворении заявления о признании незаконным (недействующим) п. 9 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 39 от 11.10.96 г. (в редакции от 22.03.96 г.) в части требований обложения налогом на добавленную стоимость суммы авансовых платежей, полученных российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг и что после подтверждения реального экспорта товаров, работ или услуг в установленном порядке, налог на добавленную стоимость с авансов, полученных российскими организациями (предприятиями), подлежит зачету отказать.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает а законную силу со дня его провозглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 22 апреля 1997 г. N ГКПИ97-179
Текст решения официально опубликован не был