Указание ГТК РФ от 17 мая 1993 г. N 01-12/532
"О порядке определения страны происхождения товаров и применения ставок
Импортного таможенного тарифа Российской Федерации"
Приказом ГТК РФ от 30 мая 2001 г. N 498 настоящее указание признано утратившим силу
I. Порядок определения страны происхождения товаров
Рассматривая вопрос об определении страны происхождения товаров, следует руководствоваться следующими положениями:
1. В отношении товаров, импортируемых из наименее развитых и развивающихся стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в рамках Общей системы преференций, для определения страны происхождения применяются положения "Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций" 1980 года (прилагается).
О денонсации Российской Федерацией упомянутого выше Соглашения см. постановление Правительства РФ от 28 января 1997 г. N 111
2. В отношении товаров, импортируемых из иных стран, страной происхождения считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке.
3. Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране:
а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр:
б) растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории:
в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней:
г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;
е) продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею:
ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране:
з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;
и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах "а" - "з" настоящего пункта.
4. Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.
5. Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:
а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4 знаков, произошедшее в результате переработки товара;
б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
6. Считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
а) операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
б) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
в) простые сборочные операции;
г) смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих;
д) комбинации из двух или более операций, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта;
7. В случае, когда в отношении конкретных товаров или страны критерии достаточной обработки особо не оговариваются, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4 знаков.
8. В случае, когда критерий достаточной переработки выражен через адвалорную долю, стоимостные показатели рассчитываются:
а) для импортированных товаров - по стоимости, подлежащей таможенному обложению при ввозе (на условиях СИФ); или, в случае, если их происхождение неизвестно, - по установленной цене первой продажи на территории страны, где осуществляется производство;
б) для готовых товаров - по цене франко-завод - изготовитель товара.
9. При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства электроэнергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
10. Товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями; когда по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться, по желанию декларанта, как единый товар при определении страны происхождения. Условием применения этого правила являются:
а) предварительное уведомление таможенного органа Российской Федерации о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, представления подробной спецификации с указанием кодов товаров по ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию;
б) документальное подтверждение ошибочности разбивки товара на несколько партий, если это имело место;
в) поставка всех партий из одной страны одним поставщиком;
г) ввоз всех партий через одну и ту же таможню (таможенный пост);
д) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий 6 месяцев с даты принятия таможенной декларации либо истечении сроков на ее подачу в отношении первой партии.
11. В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении товара (далее - сертификат).
12. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сертификат представляется в обязательном порядке:
а) на товары, происходящие из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции по таможенному тарифу*;
б) на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными методами регулирования внешнеэкономической деятельности;
в) если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, а также законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Российской Федерации;
г) в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют, либо у таможенного органа есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.
13. Сертификат должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и он должен содержать:
а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
14. Если иное не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и страной вывоза, сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан:
а) наименование и адрес экспортера;
б) наименование и адрес импортера;
в) наименование (описание) товара;
г) средства транспортировки и маршрут следования;
д) количество мест, характер упаковки, маркировку и нумерацию;
е) вес брутто и нетто.
15. Сертификат представляется таможенным органам Российской Федерации в напечатанном виде, без исправлений, на русском, или английском, или французском, или испанском языках.
При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на русский язык.
16. Сертификат представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформлении.
При утрате сертификата принимается официально заверенный его дубликат.
17. В удостоверение происхождения небольших партий товара (стоимостью до 5000 долларов США) представление сертификата не требуется.
18. В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенные органы Российской Федерации направляют указанные сертификаты в Таможенно-тарифное управление ГТК России для последующей их проверки.
О порядке обращения за разъяснениями по поводу возникших вопросов в Таможенно-тарифное управление ГТК РФ см. письмо ГТК РФ от 29 января 1997 г. N 07-10/1590
19. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат или иные сведения, необходимые для определения страны происхождения товара.
20. Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации.
21. Таможенный орган может отказать в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации лишь при наличии достаточных оснований полагать, что он происходит из страны, товары которой не подлежат выпуску в Российскую Федерацию в соответствии с международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, и (или) законодательством Российской Федерации.
II. Порядок применения ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации в зависимости от страны происхождения товаров
Ставки Импортного таможенного тарифа в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, применяются дифферинцированно в зависимости от страны их происхождения.
Рассматривая вопрос о применении ставок Импортного таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения товаров, следует руководствоваться следующими положениями:
О применении ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров см. приказ ГТК РФ 26 апреля 1996 г. N 258
1. Ставки импортных таможенных пошлин, предусмотренные для товаров, происходящих из наименее развитых и развивающихся стран, применяются только в случае выполнения условий, предусмотренных "Соглашением об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций".
В случае невыполнения хотя бы одного из указанных условий таможенная пошлина начисляется по максимальным ставкам, если не будет достоверно установлено, что страна, из которой товар происходит, входит в перечень стран, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольшего благоприятствования.
О предоставлении тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из развивающихся стран-пользователей схемой преференций, см. письмо ГТК РФ от 6 июня 1996 г. N 07-10/10108
Пример. На момент таможенного оформления товаров, экспортируемых из страны, одновременно входящей в перечень развивающихся стран и в перечень стран, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольшего благоприятствования, отсутствует сертификат происхождения формы "А". В то же время происхождение товаров из данной страны подтверждается сертификатом иной формы, нежели форма "А" (или, как возможный вариант, у таможенных органов нет оснований для сомнений относительно достоверности сведений, заявленных в ГТД, о стране происхождения товаров).
В этом случае, хотя страна экспорта и входит в перечень развивающихся стран, к указанным товарам не может быть применена ставка импортной таможенной пошлины, предусмотренная для товаров, происходящих из этих стран, т.к. не выполнено одно из условий "Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций", а именно, необходимость представления сертификата формы "А".
Данные товары должны облагаться ставкой импортной таможенной пошлины, предусмотренной для товаров, происходящих из стран или их союзов, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольшего благоприятствования, т.к. страна экспорта товаров одновременно входит в список развивающихся стран и в список стран, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольшего благоприятствования, и происхождение товаров из данной страны достоверно установлено.
2. Ставки импортных таможенных пошлин, предусмотренные для товаров, происходящих из стран или их союзов, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольшего благоприятствования, за исключением случаев предоставления тарифных преференций, применяются независимо от страны отправления указанных товаров.
3. Ставки импортных таможенных пошлин, увеличенные в два раза, применяются в отношении товаров, происходящих из стран, не включенных в перечень стран, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольшего благоприятствования, за исключением случаев предоставления тарифных преференций, либо, когда страна происхождения неизвестна.
4. К товарам, происхождение которых на момент таможенного оформления достоверно не установлено, может применяться (восстанавливаться) режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении.
Максимальный срок, в течении которого импортер может представить таможенным органам вышеуказанные документы - один год с даты осуществления таможенного оформления товаров в Российской Федерации. По истечении указанного срока претензии по уплаченным и взысканным суммам импортных пошлин таможенными органами не принимаются.
5. Не применять на территории Российской Федерации письмо ГУГТК СССР от 08.06.90 N 11-55/2047 "О некоторых аспектах применения Таможенного тарифа СССР (Определение страны происхождения импортного товара)".
Приложение:
1. "Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций" 1980 года с приложением;
2. Образец сертификата о происхождении (форма А);
3. Схема определения уровня ставок импортного таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения товаров.
Заместитель Председателя |
В.Ф. Кругликов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание ГТК РФ от 17 мая 1993 г. N 01-12/532 "О порядке определения страны происхождения товаров и применения ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации"
Текст указания опубликован в газете "Экономика и жизнь", N 24, 1993 г.
Приказом ГТК РФ от 30 мая 2001 г. N 498 настоящее указание признано утратившим силу