В соответствии с планом проведения совместных проверок, утвержденным Госналогслужбой России и Департаментом налоговой полиции России, во втором полугодии 1994 года проведены проверки соблюдения налогового законодательства в 52 инспекциях у 190 иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.
В результате проведенных проверок нарушения налогового законодательства установлены у 176 налогоплательщиков.
Наиболее характерными и часто встречающимися нарушителями, выявленными в ходе проверок, являются:
- непостановка на налоговый учет иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Российской Федерации;
- занижение объемов реализации продукции (работ, услуг) по деятельности в Российской Федерации;
- излишнее и необоснованное списание затрат на себестоимость;
- неисчисление налога на добавленную стоимость с объемов выполненных и оказанных на территории Российской Федерации работ и услуг;
- неуплата налога на имущество иностранных юридических лиц.
Общая сумма дополнительно предъявленных к уплате налогов и финансовых санкций составила более 25 млрд. руб. и 60 млн. долларов США.
Так, например, Госналогинспекцией по Краснодарскому краю проведены проверки иностранных компаний, выполняющих строительные работы на территории края и уклоняющихся от постановки на налоговый учет. Установлено, что в нарушение Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объемы выполненных этими компаниями строительных и строительно-монтажных работ не облагались налогом на добавленную стоимость и специальным налогом. В нарушение Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" фирмами не представлялись декларации о доходах и не исчислялся налог на прибыль от осуществления деятельности на территории России. Всего по актам проверок предъявлено пяти иностранным юридическим лицам налогов и финансовых санкций на сумму более 3,7 млрд. руб. и 29,5 млн. долларов США.
Проверкой турецкой фирмы "Ильк-Умут", осуществляющей строительные работы на территории республики Татарстан, установлено неисчисление налога на добавленную стоимость с полученных авансовых платежей. По результатам проверки доначислено более 609 тыс. долларов США и 664 млн. руб.
Японская фирма "Ниссе Иваи корпорейшн", имеющая представительство в Приморском крае, на протяжении 1994 года представляла налоговым органам сведения о том, что не имеет на территории России имущества, подлежащего налогообложению. Документальной проверкой представительства было установлено, что фирма имеет на территории края основные фонды на сумму 27 млн. иен, в связи с чем предъявлено к уплате финансовых санкций на сумму 688 тыс. иен.
Проверкой правильности отражения расходов представительства болгарской компании "Булат ООД", осуществляющей деятельность в г. Тольятти Самарской области, установлено необоснованное отнесение на затраты расходов в сумме 8,3 млн. рублей, подлежащих нормированию в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552.
Вместе с тем анализ материалов, полученных от отдельных госналогинспекций, свидетельствует об имеющихся недостатках в работе по налогообложению иностранных юридических лиц.
Так, госналогинспекции по Ивановской, Нижегородской, Владимирской, Волгоградской, Ульяновской, Курской, Орловской, Пермской областям проверки не осуществили, ссылаясь на отсутствие иностранных юридических лиц, действующих через постоянные представительства. Вопрос налогообложения доходов иностранных юридических лиц, получаемых из источников в Российской Федерации, указанными инспекциями не проверялся.
Госналогинспекции по Республике Марий Эл, Республике Коми, Воронежской, Камчатской, Архангельской областям сообщили о наличии иностранных юридических лиц, поставленных на налоговый учет, но проверки также не проводили, объясняя тем, что декларации о доходах будут представлены в 1995 году. При этом правильность уплаты налога на добавленную стоимость, спецналога, налога на пользователей автодорог и др. налогов должна проверяться вне зависимости от представления декларации о доходах иностранного юридического лица.
В отдельных инспекциях смешивают понятие иностранного юридического лица, а также филиала иностранного юридического лица с понятием предприятия с иностранными инвестициями, что влечет за собой неправильное применение налогового законодательства, в том числе необоснованное предоставление налоговых льгот (госналогинспекции по Брянской, Белгородской, Новосибирской, Читинской, Тверской областям, Ставропольскому краю).
В связи с вышеизложенным Госналогслужба России сообщает следующее.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль наряду с российскими предприятиями и другими хозяйствующими субъектами являются иностранные юридические лица - компании, фирмы, любые другие организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства.
Порядок взимания налога на прибыль с иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, установлен инструкцией Госналогслужбы России от 14.05.93 N 20 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
Инструкция Госналогслужбы РФ от 14 мая 1993 г. N 20 утратила силу. Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц в настоящее время регулируется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34
С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ
Об особенностях налогообложения иностранных организаций см. НК РФ
Иностранные юридические лица могут осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения.
Филиалы иностранных юридических лиц, независимо от факта регистрации в органах государственной власти, не являются самостоятельными юридическими лицами и, соответственно, не могут являться российскими юридическими лицами. Налогообложение прибыли филиалов иностранных юридических лиц должно осуществляться в порядке, установленном инструкцией Госналогслужбы России от 14.05.93 N 20 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
Плательщиками налога на прибыль являются также иностранные юридические лица, осуществляющие в Российской Федерации предпринимательскую деятельность как через аккредитованные, так и через неаккредитованные представительства, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через другие обособленные подразделения, и не являющиеся филиалами и представительствами, - строительные площадки, строительные, монтажные или сборочные объекты, буровые установки, отделения, бюро, конторы и т.п.
Термин "постоянное представительство" является налоговым термином и может относиться к любой из вышеперечисленных форм осуществления деятельности (филиал, представительство, обособленное подразделение) в зависимости от того, подпадает ли деятельность иностранного юридического лица в соответствии с внутренним законодательством Российской Федерации и международными соглашениями под понятие "постоянного представительства".
Иностранные юридические лица вне зависимости от обложения или необложения результатов их деятельности налогом на прибыль могут являться плательщиками налога на добавленную стоимость, спецналога, налога на имущество, транспортного налога и т.д.
Также, иностранные юридические лица уплачивают налоги по доходам из источников в Российской Федерации, не связанных с их деятельностью в Российской Федерации, - от дивидендов, процентов, от долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями, по доходам от использования авторских прав, лицензий, от аренды, фрахта и других видов доходов.
Не являются иностранными юридическими лицами предприятия, учреждения и организации с иностранными инвестициями, созданные в соответствии с законодательством России, наделенные уставным фондом и юридической самостоятельностью, в том числе предприятия со 100-процентными иностранными инвестициями. Уплата налога на прибыль этой категории плательщиков должна осуществляться в порядке, определенном инструкцией Госналогслужбы России от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
Инструкция Госналогслужбы РФ от 6 марта 1992 г. N 4 утратила силу
См. Инструкцию МНС РФ от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденную приказом МНС РФ от 15 июня 2000 г. N БГ-3-02/231
Государственный советник
налоговой службы I ранга |
Ю.М.Ульянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 22 февраля 1995 г. N ЮУ-6-06/94 "О результатах проверки иностранных юридических лиц по вопросам соблюдения налогового законодательства"
Текст письма опубликован в журнале "Налоговый вестник", 1995, N 4