В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" государственные налоговые инспекции обязаны производить документальные проверки предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей (в том числе и государственной пошлины) по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в два года.
В целях осуществления наиболее эффективного контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет государственной пошлины Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической работе Примерную программу проверок по этому виду налога в суде, арбитражном суде, нотариальной конторе, ЗАГСе и в органе исполнительной власти (сельской и поселковой администрации).
В случаях выявления хищений денежных средств, поступающих в уплату государственной пошлины, просьба информировать об этом Государственную налоговую службу РФ с подробным изложением механизма хищения, указанием фамилий и должностей лиц, виновных в этом, и принятых к ним мерам.
Зам.руководителя Госналогслужбы РФ |
Н.В.Иванов |
В суде
Прежде чем приступить к проверке правильности взимания пошлины в суде, проверяющий должен выяснить: имеется ли в суде аванс пошлинных марок и на какую сумму, количество непроданных марок, а также сумму наличных денег за проданные марки. В случае расхождения данных, проверяющий устанавливает их причину. Поскольку аванс марок выдается суду соответствующим учреждением банка, проверяющему следует до начала проверки установить размер выданного суду аванса марок. Проверяется также выполнение предложений по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой.
Документами, подлежащими проверке в суде, являются исковые заявления, кассационные жалобы, заявления и определения о выдаче сторонам и другим лицам, в том числе и представителям предприятий, учреждений и организаций, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, которые подлежат оплате пошлиной.
В процессе проверки должна быть произведена сплошная проверка всех документов, начиная со дня последней проверки. Кроме того, выборочно просматриваются дела и документы за 1-2 истекших года до проверяемого периода, а при наличии аванса марок - проверяются операции по их продаже.
При просмотре дел необходимо проверить: взыскивается ли пошлина при подаче исковых заявлений; не принимаются ли к производству дела, не оплаченные пошлиной; имеется ли в деле доказательства уплаты пошлины (квитанции кредитных учреждений).
В случае освобождения истца от уплаты пошлины проверяющий выясняет, имеется ли в решениях суда указание о взыскании пошлины с ответчика в доход бюджета и правильно ли она исчислена с присужденной суммы.
После установления плательщика пошлины по проверяемому делу необходимо выяснить правильность определения цены иска для уплаты пошлины, обращая особое внимание на такие дела, где пошлина исчисляется исходя из совокупности платежей и выдач за определенный период (алиментные дела, дела об увечьях и т.п.).
По делам о взыскании алиментов на содержание детей пошлина определяется исходя из совокупной суммы платежей алиментов за 12 месяцев, исчисленной из размера среднемесячной оплаты труда за вычетом подоходного налога.
Путем просмотра всех имеющихся в деле документов (исковые заявления, пошлинные марки, платежные поручения и квитанции банка об уплате пошлины, заявления о выдаче справок, решения суда и т.д.) проверяющий устанавливает также, нет ли встречных исков или исков третьих лиц и оплачены ли эти иски пошлиной; имеются ли заявления об увеличении первоначальных исковых требований и взыскана ли пошлина с общей суммы иска; есть ли в деле кассационная жалоба и правильно ли уплачена пошлина с оспариваемой по жалобе суммы.
Необходимо проверить, имеются ли в соответствующих делах решения судьи или суда об освобождении отдельных граждан от пошлины, как не имеющих средств к ее уплате, а при наличии в делах определений о возврате пошлины - обоснованность этих определений (в частности, не возвращается ли пошлина по заявлениям истцов в связи с уменьшением ими первоначальной суммы иска, по заявлениям о возврате иска или об отказе от него по причине погашения ответчиков суммы долга и т.д.).
При проверке документов об уплате пошлины через учреждения банка необходимо установить, приложен ли к делу подлинный платежный документ и правильно ли он оформлен (имеются ли сведения о плательщике пошлины, по какому именно делу она уплачена, есть ли отметка банка о списании пошлины со счета плательщика и перечислении ее в доход бюджета и др.).
Необходимо также проверить наличие в делах за проверяемый период (с начала предыдущей проверки) и за предшествующие годы (на выборку) пошлинных марок и правильность их погашения.
Проверяющий должен ознакомиться с состоянием дела по учету пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета по решениям проверяемого суда и по исполнительным листам, полученным от других судов, а также выяснить полноту и своевременность поступления сумм в бюджет.
При этом необходимо установить:
ведется ли в суде и судебным исполнителем учет исполнительных листов на взыскание пошлины по решениям суда;
делаются ли в учетных документах отметки о принятых мерах по взысканию и своевременно ли эти меры принимаются;
осуществляется ли контроль за списанием банками сумм пошлины по распоряжениям судебного исполнителя;
как организовано наблюдение за своевременным выполнением предприятиями, учреждениями, организациями распоряжений судебного исполнителя об удержании сумм пошлины из заработной платы рабочих и служащих и о перечислении удержанных сумм в бюджет;
принимает ли, и по каким документам, судебный исполнитель пошлину наличными деньгами; когда и перед кем он отчитывается в этих документах и как обеспечивается внесение взысканных сумм в доход бюджета;
своевременно ли судебный исполнитель сообщает в суд о результатах взыскания.
При отсутствии отдельных дел в момент проверки необходимо выяснить причины этого, отметить номера таких дел в акте и проверить их при последующей проверке.
По окончании проверки составляется акт, в котором отражаются ее результаты и вносятся предложения об устранении выявленных нарушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины.
В арбитражном суде
Проверка дел, рассматриваемых арбитражным судом, проводится аналогично порядку проверки дел в суде. Также производится сплошная проверка всех дел со дня последней проверки.
При проверке обращается внимание на правильность взимания пошлины с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, а также по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров (контрактов). При проверке следует обратить внимание на наличие в решении арбитражного суда указаний о взыскании пошлины в доход бюджета и правильность ее исчисления; на определение цены иска и применение установленных льгот по пошлине; на правильность предоставления отсрочки, рассрочки или снижения размера пошлины (имеется ли заявление плательщика на предоставление этих льгот с документами, подтверждающими его платежеспособность); указывается ли в решении суда, на какой срок предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты пошлины; обоснованность принимаемых арбитражным судом решений о возврате пошлины (в частности, не возвращалась ли она по заявлениям истцов в связи с уменьшением ими первоначальной суммы иска, по заявлениям о возврате иска или об отказе от него в связи с погашением ответчиком суммы долга и т.д.), а также на своевременность направления налоговым органам приказов о принудительном исполнении решений арбитражных судов о взыскании пошлины в бюджет. При проверке обращается внимание на правильность указываемых реквизитов в платежном поручении.
Формы платежных поручений на безналичное перечисление государственной пошлины сообщены письмом Минфина РФ от 7 декабря 1995 г. N 3-В1-01
По результатам проверки дел составляется акт, в котором отражаются результаты проверки и вносятся предложения по устранению выявленных нарушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины.
В нотариальной конторе
Прежде чем приступить к проверке правильности взимания пошлины за отдельные действия и документы, необходимо проверить денежные операции нотариальной конторы по продаже пошлинных марок. Проверка этих операций производится в таком же порядке, как и в народных судах. Если нотариальная контора не имеет аванса пошлинных марок, необходимо установить, каким путем взимается пошлина с плательщиков. Следует при этом иметь в виду, что некоторые работники нотариальных контор при совершении нотариальных действий в нарушение установленного порядка принимают пошлину наличными деньгами и затем сами покупают марки, которые наклеиваются в реестрах, на соответствующих документах через несколько дней после получения денег или вовсе не наклеивают, получают наличные деньги, которые в банк не сдают.
При установлении таких фактов необходимо принять меры к их устранению, а в соответствующих случаях и к привлечению виновных к ответственности.
По договорам купли-продажи, дарения, мены и свидетельствам о праве на наследство, удостоверенным нотариальной конторой, целесообразно произвести выборочные встречные проверки в органах бюро технической инвентаризации, ГАИ, в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству с составлением списков, по которым изменился владелец того или иного имущества.
Правильность взимания пошлины за нотариальное удостоверение договоров, завещаний и доверенностей проверяется по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы документам, при этом за нотариальное удостоверение договоров купли-продажи (мены, дарения) должны быть использованы подлинники этих договоров, находящихся в органах бюро технической инвентаризации (путем сверки отметок нотариальных контор о сумме пошлины с записями в реестре соответствующего нотариального органа).
За выдачу свидетельств, подтверждающих право на наследство, проверка производится по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы первым экземпляром свидетельств.
Правильность взимания пошлины за совершение исполнительных надписей проверяется по записям в реестре и находящимся в делах нотариальной конторы копиям надписей.
Проверяется правильность ведения книг реестров. Они должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью и печатью.
Для определения правильности размера государственной пошлины могут быть использованы прилагаемые к договорам купли-продажи, дарения, мены, залога, раздела, а также доверенностям справки об оценке строений, заключения об оценке автомобилей и другие документы.
Сверяются списки, составленные проверяющим в органах бюро технической инвентаризации, ГАИ и сельских Советах с документами, находящимися в нотариальной конторе с записями в реестрах.
Если будет установлено, что отдельные договора или свидетельства отсутствуют в нотариальной конторе и не зарегистрированы в реестрах, необходимо сделать встречные проверки.
Проверка правильности оплаты депозитных операций по кассовой приходно-расходной книге депозитных сумм, производится по корешкам квитанционной книжки, а также по карточкам лицевых счетов для записи движения поступивших в депозит сумм. Кассовая книга депозитных сумм и лицевые счета служат контрольным материалом для проверки выданных квитанций на принятые в депозит суммы.
По окончании проверки составляется акт, в котором отражаются результаты проверки и вносятся предложения об устранении выявленных нарушений, допущенных при исчислении и взимании государственной пошлины.
К акту прилагаются списки, составленные в органах коммунального хозяйства, ГАИ и сельской (поселковой) администрации, комитетах по земельным ресурсам и землеустройству.
В ЗАГСе
При проверке ЗАГСа необходимо снять остатки денежной наличности, пошлинных марок и чистых бланков, свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, проверить их движение с момента предыдущей проверки, составить об этом акт и сравнить их наличие с учетными данными. Проверить правильность оформления книг актовых записей, книг прихода и расхода бланков: книги должны быть прошиты, скреплены печатью и подписью, листы пронумерованы. Проверить правильность применения льгот по пошлине.
Проверить все ли заявления, представленные для проверки зарегистрированы в книге учета заявлений, и наоборот.
Проверить правильность взимания госпошлины, сличая заявления с соответствующими актовыми записями, книгой учета выданных свидетельств и ведомостью о регистрации актов гражданского состояния.
Обратить внимание на своевременность и правильность взыскания пошлины за регистрацию брака, за регистрацию расторжения брака и соответствие суммы взысканной пошлины сумме, указанной в решении суда в отношении лица, которому выдано свидетельство.
Сделать встречные проверки по правильности выдачи повторных свидетельств.
Составить акт проверки, в котором отразить выявленные нарушения при исчислении и взимании государственной пошлины и внести предложения по их устранению.
В органе исполнительной власти
(поселковой, сельской администрации)
При проверке необходимо снять остаток денежной наличности, квитанций ф.N 10, чистых бланков, свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, составить об этом акт и сравнить их наличие с учетными данными.
Проверить правильность ведения книг нотариальных действий. Книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписью.
Проверить правильность взимания госпошлины по вторым экземплярам нотариально удостоверенных документов, в частности:
- правильность применения ставок пошлины и взимания ее;
- правильность определения сумм, с которых взимается пошлина (должны быть приложены соответствующие документы: справки об оценке строений, подтверждение родственных отношений и др.);
- правильность предоставления льгот по госпошлине.
Сверить вторые экземпляры нотариально удостоверенных документов с данными книг нотариальных действий.
Сверить копии квитанций ф. N 10 с данными книг нотариальных действий.
Проверить правильность взимания госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния, удостоверение договоров купли-продажи домовладения, за регистрацию (прописку) по месту жительства граждан.
По копиям квитанций ф. N 10 подсчитать сумму уплаченной госпошлины и проследить движение денежной наличности путем подсчета:
а) остатка денег на день предыдущей проверки;
б) полученной суммы денег за проверяемый период (по копиям квитанций ф. N 10);
в) денег, сданных в бухгалтерию;
г) выявления остатка денег на начало проверки (стр.а + стр.б - стр.г).
Проверить движение бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и квитанции ф.N 10.
По данным хозяйственных книг составить список хозяйств, где изменился владелец на основании договоров купли-продажи , дарения или мены, а также список хозяйств, где изменился владелец на основании свидетельств о праве на наследство (для использования этих данных при проверке в нотариальной конторе).
По данным землеустроителей составить список хозяйств, где произошло перезакрепление земельных участков в связи с куплей-продажей, дарением, меной строения или получением свидетельства о праве на наследство домовладения, земли (последний документ для использования при проверке нотариальной конторы).
Проверить имеются ли соответствующие договора по выбранным хозяйствам. В случае их отсутствия сделать встречные проверки.
Сделать встречные проверки по уточнению фактической стоимости домовладения, правильности выписки квитанций ф.N 10 и соответствие записей в ее копии.
Проверить своевременность сдачи денег в бухгалтерию, сохранность денежных средств, квитанционного материала и свидетельств актов гражданского состояния.
Составить акт, в котором отразить результат проверки и внести предложения по устранению выявленных нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 4 августа 1993 г. N НИ-6-04/255 "О примерной программе проверок по государственной пошлине"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию" N 10, 1993 г.