Письмо Госналогслужбы РФ от 3 мая 1995 г. N ЮУ-6-06/246
Настоящее письмо фактически не применяется в связи с вступлением в силу Налогового кодекса РФ
Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет программу проверки правильности налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц. В соответствии с Планом основных мероприятий по усилению контроля за поступлением платежей в бюджетную систему в 1995 году (тема N 14), доведенного до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 17.01.95 N ВГ-6-14/31, срок представления доклада, материалов проверки, которыми установлены серьезные нарушения, и предложений в Управление внешнеэкономического и международного налогообложения - к 10 октября 1995 года.
Государственный советник |
Ю.М. Ульянов |
Программа
проведения документальной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов иностранными юридическими лицами
До проведения документальной проверки постоянного представительства иностранного юридического лица следует осуществить камеральную проверку деклараций и расчетов по налогам, ознакомиться с заключением аудиторов о проведенных проверках финансово-хозяйственной деятельности иностранного юридического лица, изучить материалы ранее проводимых проверок по вопросам налогообложения, а также проанализировать карточки лицевых счетов по каждому виду налога.
I. Проверка своевременности постановки на налоговый учет иностранных
юридических лиц
При проверке своевременности постановки на налоговый учет иностранных юридических лиц следует иметь в виду, что любое иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в России, обязано зарегистрироваться в налоговом органе по месту осуществления деятельности независимо от того, будет ли в дальнейшем его деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет.
Особое внимание следует уделить проверке постановки на налоговый учет иностранных строительных фирм. При этом иностранное юридическое лицо, осуществляющее строительство нескольких объектов, подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого строительного объекта.
II. Правильность исчисления и своевременность уплаты налога на
прибыль иностранного юридического лица
С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ
Об особенностях налогообложения иностранных организаций см. НК РФ
О результатах проверки иностранных юридических лиц по вопросам соблюдения налогового законодательства см. также письмо Госналогслужбы РФ от 6 января 1997 г. N ВЕ-6-06/8
Правильность исчисления и уплаты налога на прибыль иностранных юридических лиц следует проверять, руководствуясь следующими документами:
- Инструкцией Госналогслужбы России от 14.05.93 N 20 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц";
Инструкция Госналогслужбы РФ от 14 мая 1993 г. N 20 утратила силу. Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц в настоящее время регулируется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34
- "Методическим пособием по проведению документальных проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль и доходы иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства", доведенным до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 14.04.95 N ЮУ-6-06/216;
- Письмом Госналогслужбы России от 22.02.95 N ЮУ-6-06/94 "О результатах проверки иностранных юридических лиц по вопросам соблюдения налогового законодательства".
При проверке правильности налогообложения прибыли иностранных юридических лиц следует рассмотреть следующие вопросы:
1. Своевременность представления налоговых деклараций и заключений аудиторов о проведенных ими проверках.
2. Правильность определения налогового статуса иностранного юридического лица (т. е. подпадает или не подпадает деятельность обособленного подразделения иностранного юридического лица под понятие постоянного представительства).
3. Определение налоговых обязательств постоянного представительства. Осуществляло ли постоянное представительство следующие виды деятельности, подлежащие налогообложению:
а) Оказание услуг помимо головной фирмы ее дочерним предприятиям и третьим лицам.
б) Реализация на территории России товаров и имущества.
в) Посредническая деятельность.
г) Содержание казино, видеосалонов, проведение массовых концертно-зрелищных мероприятий.
4. Правильность определения доходов постоянного представительства, в том числе:
- от реализации продукции (работ, услуг);
- внереализационные доходы (от сдачи имущества в аренду, средства, полученные безвозмездно от других предприятий и т. д.).
Определение доходов иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в России через постоянное представительство, дано в пункте 12 Инструкции Госналогслужбы России от 14.05.93 N 20 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
Следует иметь в виду, что вопрос правильности исчисления курсовых разниц в программу проверки не входит.
5. Соответствие состава затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552.
6. Правильность отнесения на затраты командировочных, представительских расходов, расходов на рекламу и подготовку кадров.
7. Правильность исчисления прибыли иностранного юридического лица, возникающей при осуществлении им деятельности на территории России.
- Правильность применения ставки налога на прибыль.
- Правильность определения прибыли прямым методом.
- Правомерность применения условного метода определения прибыли.
- Правомерность применения налоговых льгот.
8. Проверка достоверности отчетных данных о доходах и расходах постоянного представительства путем сличения их с первичными документами.
III. Правильность исчисления налога на превышение фактических
расходов на оплату труда над установленной нормируемой величиной
Согласно Федеральному закону от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ с 1 января 1996 г. пункт 13 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организации", вводивший налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда, прекращает свое действие и исключается из Закона
1. Правильность определения налогооблагаемой базы при уплате данного налога. Определение фонда оплаты труда как российского так и иностранного персонала.
2. Правильность исчисления среднесписочной численности работников представительства.
Проверка налога на превышение фактических расходов на оплату труда над установленной нормируемой величиной производства с учетом следующих писем Минфина России и Госналогслужбы России:
- совместное письмо Госналогслужбы России от 29.03.95 N ВГ-6-06/171 и Минфина России от 29.03.95 N 26;
- письмо Минфина России от 13.04.95 N 04-06/2;
- письмо Госналогслужбы России от 14.04.95 N ВГ-6-06/214.
IV. Правильность исчисления и своевременность уплаты налога на
добавленную стоимость и спецналога
При проверке необходимо обратить внимание на среднемесячные суммы НДС, исходя из фактических оборотов, а также на своевременность уплаты декадных и ежемесячных платежей. Вместе с тем, обращаем внимание, что для иностранных юридических лиц не применим порядок уплаты НДС и спецналога, распространенный на российские предприятия, которые по численности персонала рассматриваются в целях налогообложения как малые.
Обложению налогом на добавленную стоимость подлежат услуги, оказанные на территории России, в том числе информационные, консультационные, юридические и др.
Иностранные юридические лица обязаны исчислять НДС и спецналог в соответствии с требованиями Инструкции Госналогслужбы России от 9.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" с последующими изменениями и дополнениями, независимо от принятого метода исчисления налога на прибыль, - прямого или условного.
См. Инструкцию Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
V. Правильность исчисления и своевременность уплаты налога на
имущество иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность
через постоянное представительство
1. Правильность определения среднегодовой стоимости имущества представительства.
2. Правильность применения льгот по налогу на имущество.
3. Правильность применения ставки налога на имущество.
Проверка налога на имущество иностранных юридических лиц осуществляется, руководствуясь положениями инструкции Госналогслужбы России от 23.02.94 N 24 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства и другие обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации".
О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации в настоящее время см. Инструкцию Госналогслужбы РФ от 15 сентября 1995 г. N 38
VI. Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов
в дорожные фонды
Следует иметь в виду, что Государственная налоговая служба Российской Федерации разработала и довела письмом от 22.07.94 N ВЗ-6-15/265 "Методическое пособие о порядке проведения документальной проверки на предприятиях, объединениях, организациях, учреждениях по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов в дорожные фонды".
1. Правильность исчисления и уплаты налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
2. Правильность исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
3. Правильность исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств.
4. Правильность исчисления и уплаты налога на приобретение автотранспортных средств.
VII. Правильность исчисления и своевременность уплаты в бюджет
транспортного налога
Взимание транспортного налога в размере 1% от их фонда оплаты труда, начисленного по всем основаниям.
В качестве налогооблагаемой базы при уплате транспортного налога учитывается фонд оплаты труда как российского так и иностранного персонала по результатам их деятельности в России.
О порядке исчисления и уплаты транспортного налога иностранными юридическими лицами см. письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ
VIII. Иностранные юридические лица являются плательщиками других
федеральных налогов, а также местных налогов, если они установлены
решениями местных органов государственной власти
IX. Правильность налогообложения доходов иностранных юридических
лиц, получаемых из источников на территории России
Для проверки указанного вопроса следует руководствоваться письмом Госналогслужбы России от 06.05.94 N ЮУ-4-06/58н "О некоторых видах доходов из источников в России, получаемых иностранными юридическими лицами и подлежащих налогообложению", а также "Методическим пособием по налогообложению доходов иностранных юридических лиц, получаемых от источников на территории России", доведенным до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 14.04.95 N ЮУ-6-06/216.
Согласно инструкции Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34 письмо Госналогслужбы РФ от 6 мая 1994 г. N ЮУ-4-06/58н утратило силу
При проверке правильности налогообложения доходов иностранных юридических лиц особое внимание следует обратить на правильность расчета налоговых обязательств, удержания и перечисления налога от:
а) дивидендов, выплачиваемых иностранному юридическому лицу - владельцу акций или участнику предприятия с иностранными инвестициями;
б) доходов, полученных в виде страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, сострахования и перестрахования;
в) доходов по сдаче имущества в аренду;
г) процентов, начисляемых на остатки по корреспондентским счетам иностранных банков, открытых в российских банках, а также проценты, выплачиваемые иностранным юридическим лицам по межбанковским кредитам, привлеченным депозитам, векселям и другим ценным бумагам.
д) использования авторских прав, в том числе на показ художественных фильмов, телевизионных сериалов, особенно тех стран, с которыми Россия не имеет налоговых Соглашений (Мексика, Австралия, Венесуэла);
е) штрафов и пени за нарушение договорных и долговых обязательств.
О порядке расчетов с бюджетом по своевременно не удержанным налогам на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации см. письмо Госналогслужбы РФ от 3 января 1996 г. N НП-4-06/1н
Начальник Управления |
М.И. Шиенок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 3 мая 1995 г. N ЮУ-6-06/246 О программе проверки правильности налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц
Текст письма официально опубликован не был
Настоящее письмо фактически не применяется в связи с вступлением в силу Налогового кодекса РФ